Художественно-творческая деятельность как способ формирования познавательной активности студентов
Художественно-творческая деятельность как способ формирования познавательной активности студентов
Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная.
Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.
Рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого студента. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности студентов.
Воспитывающее обучение как процесс предстает в динамике смен деятельности, в которых заложен высокий воспитательный потенциал. Для этих видов деятельности характерно гуманистическое содержание, использование коллективных форм, духовность и общественно значимый характер. Такое обучение реализуется в системе организационных форм, включающих урок, внеклассную работу, дополнительное образование, в процессе которых и формируется особое нравственно-мировоззренческое отношение к окружающей действительности.
Учебная и внеучебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность студентов, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее свойство личности, а также активизируя учебную деятельность в процессе отбора ее содержания, форм и методов, а главное, постановки ученика в позицию субъекта деятельности.
Целостные и системные знания о развивающемся человеке, которыми располагает современная наука, позволяют увидеть в активности одну из высших целей развития личности, достигаемую постепенно: от фактора формирования учебной и других видов деятельности студента до творческой профессиональной активности личности.
Особое, самоопределяющее условие развития личности - активность есть свойство, порождаемое потребностями, включающее устойчивый познавательный интерес и направленное на преобразование окружающей действительности, поэтому активность, естественно, входит в современную концепцию личности.
Этой проблеме в дидактическом аспекте посвящен ряд работ педагогов Б.П.Есипова, М.А.Данилова, И.Я.Лернера, Г.Ц.Молонова, Н.А.Половниковой, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и др., в которых формулируются принципы и закономерности учебной деятельности и особенно рассматривается принцип активности.
Проблема познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром. Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь, как условие ее становления, реализации и взаимодействия, как свойство ее собственного движения. Активность личности помогает в выстраивании ее программ развития: социальной, духовной и биологической (Б.М.Бим-Бад, А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).
В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура познавательной активности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной деятельности школьников (Н.С.Дежникова, М.Д.Виноградова, Г.Ц.Молонов, И.Б.Первин, П.И. Пидкасистый и др.); прослежены связи познавательной активности личности с ее потребностями, мотивами и интересами; влияние активности на учебную и внеучебную деятельность.
Теоретическая модель процесса формирования познавательной активности студентов опирается на ряд основных направлений деятельности современного образовательного учреждения: смены приоритетов в целях образования, выдвижения на первый план развития личности студента; формирования познавательной деятельности, индивидуализации обучения студентов; использования познавательной коллективной деятельности на уроке и во внеклассной работе; создания системы средств, приемов и технологий, ориентированных на формирование у учащихся активной учебной и внеучебной деятельности. Процесс формирования познавательной активности студентов превращается в специальную задачу создания таких ситуаций и форм деятельности, которые, учитывая познавательный фактический опыт субъекта, способствуют одновременно актуализации его познавательных потенциальных возможностей, что в дальнейшем позволяет перейти им в личностную активность.
Создание психолого-педагогических условий формирования познавательной активности у студентов посредством организации учебной и внеучебной деятельности в их взаимодействии с демонстрацией соответствующих образцов, способов действий является фактором, обеспечивающим устойчивость познавательных интересов и активности личности в целом. Исследователи подчеркивают зависимость процесса формирования познавательной активности от совместной деятельности педагога и учащегося по выбору наиболее оптимального пути психологической и практической подготовки студентов к самостоятельной познавательной деятельности (М.В.Гринева, И.А.Зайцева, Г.Н.Котельникова, И.С.Ордынкина, Е.А.Яковлева). При этом динамика развития данного свойства личности определяется интенсивным характером познавательной деятельности, внутренним целеполаганием, определенной мотивацией (А.К.Маркова, Г.Ц.Молонов Ю.Б.Орлов, И.С.Якиманская). Современный педагог, помогая студенту в развитии личности, особое внимание обращает на трудные случаи процесса воспитания активности, на необходимость уравновешивания активности с. руководством ею, закон должной мотивации и "золотой" середины, на природу агрессивности, пассивности личности и их коррекцию в индивидуальных программах (М.М.Безруких, Б.М.Бим-Бад, Г.Н.Волков и др.). Все эти трудности просматриваются через закономерности, принципы целостного педагогического процесса формирования познавательной активности личности.
Системно-исторический анализ исследований проблемы познавательной активности позволяет обобщить ряд исследований последних лет, в которых познавательная активность рассматривается как условие формирования личности (О.С.Газман, А.В.Мудрик, В.А.Петровский и др.). Исследователи последних десятилетий углубленно изучают различные подходы к активности: ее типы (социальная, познавательная, трудовая и др.), ее свойства (адаптивная и неадаптивная; репродуктивная и продуктивно-творческая), а также сам процесс формирования высоких уровней активности личности (В.А.Петровский, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.). Создавая теоретическую модель процесса формирования познавательной активности, характеризующую познавательную активность студента, мы исходили из исследований А.М.Матюшкина по изучению познавательной активности, в которых выделены такие три аспекта: 1) активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачивающаяся на этой основе в ориентировочно-исследовательскую деятельность; 2) познавательная исследовательская активность, вызываемая в проблемной ситуации в условиях общения, обучения; 3) личностная активность, выражающаяся в форме "интеллектуальной инициативы".
Исходя из психологических особенностей студентов, предполагается, что основным является для них первый аспект, который можно представить как этапы любопытства, любознательности и познавательного интереса. Первый уровень познавательной активности (любопытство) проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности. Показателями становятся вопросы педагогу, проявление интереса в реальном поведении и поступках, интеллектуальные эмоции. Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она появляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие: вопросы, носящие причинно-следственный характер, относящиеся к познанию объекта в его связях с другими объектами, направленные на выявление причин и следствий; вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий; уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты. Третий уровень активности - появление устойчивого интереса, который проявляется в реальном поведении и поступках; инициативности в познавательной и других видах деятельности; избирательности в их выборе; стремлении по собственному желанию участвовать в коллективной творческой деятельности; распространении интереса на другие занятия; наличии творческих продуктов, свидетельствующих о превращении интереса в устойчивый мотив деятельности. Конкретным проявлением познавательной активности в ходе решения задач в учебной деятельности являются: неслучайный выбор задач для решения; критичность к безуспешным попыткам решения (перебор известных способов решения задач); выбор задач, входящих в сферу интересов студента; умение встать на позиции обучающего; разнообразие в способах решения задач, самоконтроль и самооценка. Главным показателем сформированности активности у студентов является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, своего потребностного отношения к предмету деятельности как готовности к действиям с предметом, способности к напряженной работе. Эти теоретические положения легли в основу модели процесса формирования познавательной активности студентов в учебной и внеучебной деятельности.
Создавая личностно-ориентированную модель процесса формирования познавательной активности студентов, прежде всего, решается задача целенаправленного формирования учебно-познавательной деятельности (ее компонентов), то есть механизмов развития в условиях поэтапности формирования. В этот процесс вводится три этапа: I этап - создание положительного эмоционального отношения к предмету интереса, деятельности, взрослым и сверстникам; II этап - организация систематической поисковой деятельности продуктивного характера; III этап - проведение ее таким образом, чтобы она формировала "ненасыщаемость интереса". Экспериментальное моделирование такой познавательной деятельности возможно при соблюдении ряда педагогических условий, решающими среди них являются: личностная активность субъекта, его познавательная самостоятельность, а также стимулирующая роль взрослых в образовательном учреждении, семье и социуме. Среди компонентов познавательной деятельности выделяются смысловой, целевой компоненты ориентировки, исполнительский компонент - они же и заложены в отдельном познавательном действии. Исследователи внеклассной работы (В.В.Белова, Б.З.Вульфов, М.Б.Коваль, М.Е.Кульпединова, А.З.Иоголевич, Г.Ц.Молонов, С.В.Мягченков и др.) подчеркивают значимость ее для развития познавательной активности, исходя из ее специфики: добровольности включения в работу кружков и клубов; свободу выбора их, реализации возможностей найти себе друзей и использования свободного времени в творческой деятельности по интересам.
Педагогическое воздействие на формирование познавательной активности студентов проходит через стимулирование содержания, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности, а также через выбор способов и средства этой деятельности. Методическая система (цель, задачи, содержание, методы и средства) формирования познавательной активности студента преследует цель сформировать активность как качество личности. Эта цель требует решения следующих задач: развитие эмоционально-мотивационной сферы личности студента; воспитание устойчивого познавательного интереса. Интерес формируется в различных видах продуктивной учебной и внеучебной деятельности, эффективность которой вызвана стимулированием содержания, форм, методов и средств.
Оптимальность этой модели прежде всего связана со стимулированием психологических особенностей студента, а также с формированием у него самоконтроля и самооценки в процессе обучения и воспитания.
Поиск путей и условий формирования познавательной активности требует новых подходов к отбору содержания, форм и методов воспитывающего обучения. Опытная программа по проблеме исследования опирается на такие дидактические требования: обеспечение приоритета теоретических знаний, удерживающих высокий уровень трудности учебного материала; сохранение общей стратегии дедуктивного обучения; реализация проблемного обучения, предусматривающая усвоение знаний общего и абстрактного характера; актуализация методического приема "увеличение дидактической единицы учебного материала" в качестве одного из условий обеспечения преемственности и перспективности обучения при переходе студентов из группы в группу. Среди методов обучения эффективно использовались различные формы диалога, эвристические беседы в целях обобщения знаний и самостоятельной аргументации студентов; расширение творчески-практических работ, в т.ч. интегрированных занятий на уроке и во внеклассной работе; использование обучающих и игровых программ с целью закрепления навыков и алгоритмов учебных действий; использование форм познавательной коллективной деятельности.
Особое внимание обращается на развитие способов и приемов художественно-творческой деятельности, которая при взаимодействии с образовательно-познавательной деятельностью дает особую результативность в развитии познавательной активности студентов.
15