Презентация к докладу Формирование УУД на уроках в начальной школе (из опыта работы)


Формирование УУД на уроках в начальной школе (из опыта работы)Автор: Елисова Найля Валиюловна учитель начальных классов МОУ ООШ с. Б. Таволожка Пугачевского района Саратовской области Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы. Задачи:Изучить сущность универсальных учебных действий.Проанализировать УМК «Начальная школа 21 века» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД .Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.  Предполагаемые результаты: Формирование у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.Повышение уровня профессионализма учителяПовышение качества преподавания предметов. Направления работы:ПрофессиональноеИзучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики. Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов: Курсовая переподготовка 25.11.2011 г. Аттестация на I квалификационную категорию: 2. О2. 2015 Методическое Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников. Активное участие в работе школьного МО учителей. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание электронной папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий. ЭТАПЫ РАБОТЫ: I этап – 2012год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.II этап – 2012 -2016 г.- активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД, отслеживание результатов.III этап – 2016год (январь-май) – систематизация материалов и подведение итогов работы. Универсальные учебные действия (УУД) - неотъемлемая часть ФГОСличностныеПредметныеметапредметныеПознавательныерегулятивныекоммуникативные ЛичностныеУУДПрименительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:самоопределение;смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Что делаю для формирования?участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; РегулятивныеУУДцелеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Приемы, используемые мною:- Совместная формулировка учебной проблемы.- Работа по предложенному плану , использование необходимых средств (учебник, простейшие приборы и инструменты)..- Планирование учебной деятельности на уроке.-Проговаривание последовательности действий на уроке.-Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.-Отличие верно выполненного задания от неверного.-Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки.-Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУДобщеучебные универсальные действия логические универсальные действиядействия постановки и решения проблем. Приемы формирования: - Самостоятельная формулировка цели . - Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).- Ответы на вопросы, используя учебник, компьютерные средства , свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.- Выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.- Сравнивание и группировка предметов .- Нахождение закономерности в расположении слов, фигур по значению одного признака.- Называние последовательности простых знакомых действий, нахождение пропущенного действия в знакомой последовательности.- Подробный пересказ сказок, небольших текстов, определение и формулировка их темы. - Игры «Верю- не верю», «Если бы...», «Закончи предложение»… - Исследовательская работа. -  Конструирование вопросов. Коммуникативные УУД это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; Что делаю для формирования? 1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре.Работу я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:-  полное внимание к однокласснику;-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;- терпимость, дружелюбие:- никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».- распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)2.Заучивание наизусть стихотворения, прозаического фрагмента.3. Выразительное чтение и пересказ текста.4. Выстраивание бесед на уроке и в жизни…




ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТОЖЕ ЕСТЬ ПРАВИЛА- Давать учащимся время на обдумывание их ответов.- Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.- Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. - Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. Перспектива:Дальнейшая работа над формированием УУД с использованием современных технологий. Подробное изучение технологии «Развития критического мышления» и использование приемов этой технологии при проектировании уроков. Пополнение методической копилки Подведение итогов работы и представление материалов опыта на сайте школы на обобщающем этапе работы «Скажи мне – и я забуду;Покажи мне – может быть, я запомню;Вовлеки меня – и я пойму».Конфуций (древний китайский мыслитель) Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС Изучение нормативной базы ФГОС НОО.Курсовая подготовка педагога.Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику урока.Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика.Владение ПК и Интернет - ресурсамиИзменение роли педагога в образовательном процессе.Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся. Приемы и задания, используемые для формирования УУД. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс, Математика у нас!Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво,Друг на друга посмотрели,Улыбнулись, тихо сели. Детям очень нравятся соревнования, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак, жетон.На уроках часто провожу работу с применением карточек -клише для выражения своего отношения к уроку:Для меня было открытием…Раньше я не знал, теперь я знаю…Мне захотелось узнать…К прочитанному произведению:Я почувствовал (а) …  Я увидел (а) … Я улыбнулся (ась) … Я вспомнил (а) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства…  РЕСУРСЫ 1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010 3. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012. 4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000 5. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008