«Формирование геометрических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе конструктивной деятельности»
«Формирование геометрических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе конструктивной деятельности»
Цель программы: формирование геометрических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе конструктивной деятельности
Данная программа построена на следующих принципах:
Принцип развивающего обучения. Обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его.
Принцип воспитывающего обучения. Не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности.
Принцип доступности обучения. От близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
Принцип систематичности и последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные.
Принцип сознательности и активности. Знания тогда прочны, когда они осознаны и осмыслены.
Принцип образно-игровой. Заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих перевоплощения, усиленной работы фантазии и воображения.
Генетический принцип предполагает учет общих закономерностей речевого развития детей на различных возрастных этапах в определении содержания, форм и методов обучения языку в разные периоды дошкольного возраста.
Деятельностный принцип отражает сущность коммуникативнойсистемы обучения детей с нарушениями и предполагает, прежде всего, теснуюсвязь развития речи с практической деятельностью. Практическаядеятельность является условием, средой, в которой естественно возникаютмотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов иих активном применении. Игра, изобразительная, элементарная трудоваядеятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками иатрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все этопозволяет лучше усвоить речевой материал и способы его использования вконкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов,свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые дляобслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.
Принцип развития зрительного восприятия, направлен на развитие зрительного восприятия, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения.
Развитие геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет важное значение для формирования и совершенствования психических процессов и будет проходить эффективно, при соблюдении психолого-педагогических условий: сформировать представления о предметах и явлениях окружающего мира, то есть понимание их определённых признаков (форма, цвет, величина); в процессе работы, накопленные образы будут соединены с их словесными обозначениями, то есть ребёнок должен уметь правильно соотносить признак предмета со слово.
Программой предусмотрено введение в работу с детьми занятий по конструированию 3 раза в неделю, длительностью 25 -30 минут, всего 20 занятий. В работе выделяются следующие этапы.
Подготовительный этап направлен на выработку устойчивой мотивации, определенного психологического состояния готовности к предстоящему виду деятельности. По времени он длился 3 занятия. Данный этап направлен на развитие интереса к конструктивной деятельности. Также реализовывались следующие разделы развития общения дошкольников: освоение языка, как средства общения и формирование ориентировки на язык (метаязыковая функция); установление детьми социальных контактов друг с другом, с использованием всех доступных речевых и неречевых средств (контактоустанавливающая функция).
При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:
- создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей дошкольного возраста;
- составить систему заданий;
- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы заданий на формирование геометрических представлений
Этапы обучения:
Задача первого этапа обучения детей– это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:
- педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;
- предлагает детям показать такую же, назвать ее;
- предлагает детям найти ее среди других;
- предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;
- предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;
- предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;
- предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.
Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Второй этап обучения детей должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических представлениях и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».
Заключительный этап направлен на закрепление усвоенных умений и навыков.
В предложенной программе нами выделены три основные задачи обучения:
1. Развитие конструктивного мышления.
2. Создание условий для формирования предпосылок творчества.
3. Создание условий для сотрудничества в совместной деятельности.
Организация работы по формированию геометрических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе конструктивной деятельности велась в следующих направлениях:
1. Восприятие формы. В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Ребенка необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить ребенка со сниженным слухом.
Усложняйте выбор плоскостных геометрических форм по образцу и при запоминании от выбора из 3 – 4 форм до 10 -12 форм, используя сложные фигуры, названий которых ребёнок не знает (этих названий давать и не следует).
При соотнесении плоскостных и объёмных форм использовать нужно сложные образцы. Ребёнок, с нарушенной слуховой функцией должен понимать, из каких частей может быть составлена данная форма: круг из полукругов, круг из двух неравных частей, квадрат из двух прямоугольников, квадрат из четырех квадратов, треугольник из двух прямоугольных треугольников. Также ребёнок должен уметь видеть проекции реальных предметов и геометрических фигур с помощью обводящего движения, обрисовывания объемной фигуры по контуру на листе бумаги.
Ребёнок должен передавать по словесному описанию форму предметов в разных видах деятельности, например, нарисуй: девочка несёт треугольную сумку, слепи зелёный круглый стол, наклей: на шкафу стоит круглая ваза, а на столе стоит прямоугольная ваза. Расширять дополнительный словарь ребёнка, с ОНР: форма, какой формы?, похож (- а, - е).
В дальнейшем ребёнок должен уметь вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа — примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов.
2. Запоминание, связанное с представлениями о форме. Вербализация. Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому особенно важно правильно организовать формирование представлений у детей с ОНР, так как данный процесс у них значительно затруднен. С детьми следует начинать работу по запоминанию того материала, который ими хорошо усвоен. Если же ребенок не может определить форму круга, квадрата, треугольника и т.д., ему нельзя давать игры на запоминание других форм. Ребёнок должен также уметь произносить осмысленно название основных геометрических форм.
3. Восприятие величины. Величину так же, как и форму, ребенок учится различать практически. Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, то есть величина становится значимым для ребенка признаком. Необходимо предлагать ребёнку задания, в которых он будет учиться учитывать отличия предметов по величине при совершении практических действий с этими предметами.
В процессе конструктивных действий ребенок с ОНР постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное восприятие величины будет более точным. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Так же величина имеет разные параметры - высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой - маленький», необходимо вводить такие понятия, как: «длинный - короткий», «высокий - низкий», «широкий - узкий». При сопоставлении разнообразных широких и узких предметов обязательно применяйте прикладывание и измерение. Поэтому все эти моменты надо учитывать при организации и проведении дидактических игр и упражнений.
4. Восприятие цвета. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Вначале при определении цвета можно использовать такие способы, как примеривание, сопоставление путем наложения. Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета и к усвоению названий цветов. На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете, благодаря чему дети могут применять его в конструктивной деятельности.
5. Формирование целостного образа предмета. Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. У детей с ОНР формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно сказывается на познавательном развитии. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Дети с ОНР не всегда могут узнать предмет в новой ситуации, выделить его из общего фона. Они испытывают трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько измененной форме. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по формированию целостного образа предмета.
Для формирования у дошкольников геометрических представлений организована предметно-практическая деятельность с использованием индивидуального дидактического материала: листа бумаги, канцелярской резинки, палочек, геометрических фигур (плоскостных и объёмных) и пластилина. Одной из особенностей предлагаемых заданий являлось то, что ребёнок, выполняя их, не только смотрел на картинку, думал и отвечал на поставленный вопрос, но и действовал руками: рисовал, раскрашивал, лепил, вырезал, моделировал - что позволяло ему приобретать новые знания осознанно.
Система упражнений направлена на решение следующих учебно-развивающих задач:
• обучение «чтению» графической информации и оперированию ею, а также изображению геометрического объекта, заданного вербально, с помощью предметной модели или другими способами;
• формирование умений мысленно представлять различные положения предмета и изменения его положения в зависимости от разных точек отсчета и умения зафиксировать это представление на изображении;
• обучение логическим обоснованиям геометрических фактов; развитие математической речи и умения комментировать свои действия;
• развитие мелкой моторики (рисование, лепка, раскрашивание, выкладывание, складывание, моделирование) и координации движений (игры, физминутки);• развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления.
Упражнение 1
Цель упражнения - подготовить ребенка к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание. Материал: счетные палочки двух цветов. Задание: "Возьми из коробки столько палочек, сколько у меня (две). Положи перед собой так же (вертикально рядом). Сколько палочек? (Две.) Какого цвета у тебя палочки (палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые)? Сделай так, чтобы они были разного цвета. Какого цвета у тебя палочки? (Одна - красная, одна - зеленая.) Один да один. Сколько вместе? (Две.)".
Упражнение 2
Цель упражнения - организация конструктивной деятельности по образцу. Упражнения в счете, развитие воображения, речевой деятельности. Материал: счетные палочки двух цветов. Задание: "Возьми еще одну палочку и положи ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.) На что похожа фигура? (На ворота, на букву "П".) Какие слова начинаются на "П"?"
Упражнение 3
Цель упражнения - развитие наблюдательности, воображения и речевой деятельности. Формирование умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов).
Материал: счетные палочки двух цветов.
Примечание: первое задание упражнения является также подготовительным к правильному восприятию смысла арифметических действий.
Задание: "Верхнюю палочку переложи так (взрослый сдвигает палочку вниз, чтобы она оказалась посередине вертикально лежащих палочек). Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.) На что теперь похожа фигура? (На букву "Н".) Назови слова, начинающиеся на "Н"".
Упражнение 4
Цель упражнения - формирование конструкторских умений, воображения, памяти и внимания. Материал: счетные палочки двух цветов. Задание: "Что еще можно сложить из трех палочек? (Ребенок складывает фигурки и буквы. Называет их, придумывает слова.)". Упражнение 5
Цель упражнения - формирование образа треугольника, первичное обследование модели треугольника. Материал: счетные палочки двух цветов, нарисованный взрослым треугольник.
Задание: "Сложи из палочек фигуру". Если ребенок сам не сложил треугольник, взрослый помогает ему. "Сколько палочек понадобилось для этой фигуры? (Три.) Что это за фигура? (Треугольник.) Почему он так называется? (Три угла.)". Если ребенок не может назвать фигуру, взрослый подсказывает ее название и просит ребенка объяснить, как он его понимает. Далее взрослый просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины), касаясь их пальцем.
Упражнение 6
Цель упражнения - закрепление образа треугольника на кинестетическом (тактильные ощущения) и визуальном уровне. Распознавание треугольников среди других фигур (объем и устойчивость восприятия). Обводка и штриховка треугольников (развитие мелких мышц руки).
Примечание: задание является проблемным, поскольку на используемой рамке есть несколько треугольников и фигур, похожих на них острыми углами (ромб, трапеция). Материал: рамка-трафарет с фигурами разной формы. Задание: "Найди на рамке треугольник. Обведи его. Закрась треугольник по рамке". Штриховка производится внутри рамки, кисть движется свободно, карандаш "стучит" по рамке.
Упражнение 7
Цель упражнения - закрепление визуального образа треугольника. Распознавание нужных треугольников среди других треугольников (точность восприятия). Развитие воображения и внимания. Развитие мелкой моторики. Задание: "Посмотри на этот рисунок: вот кошка-мама, кот-папа и котенок. Из каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.) Какой треугольник нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы? Нарисуй своего кота". Затем ребенок дорисовывает остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно. Взрослый обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. "Правильно поставь рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий".
Данное упражнение не только способствует накоплению у ребенка запасов образов геометрических фигур, но и развивает пространственное мышление, поскольку фигуры на рамке-трафарете расположены в различных положениях, и чтобы найти нужную, необходимо узнать ее в другой позиции, а затем повернуть рамку для ее рисования в такой позиции, которую требует рисунок.
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только геометрические представления и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.
Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:
сложить два квадрата из семи палочек;
сложить три треугольника из семи палочек;
сложить прямоугольник из шести палочек;
из пяти палочек сложить два разных треугольника;
из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
из десяти палочек составить три равных квадрата;
можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?
можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?
Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.
Каждое из приведенных упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 1 учит ребенка сравнивать; упражнение 2 - сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 3 учит анализу и сравнению; упражнение 4 - синтезу; упражнение 5 - анализу, синтезу и обобщению; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку; упражнение 7 учит сравнению, синтезу и элементарной сериации.
Конструктивная деятельность предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. При выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др.
Таким образом, упражнения детей с геометрическими фигурами состоят в опознавании их по цвету, размерам в - разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. В процессе работы по предложенной программе дети научатся не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности.
В результате регулярно организуемых педагогом занятий, упражнений по решению конструированию, дети приобретали способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже известного им. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических ("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования), и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.
От решения задач на конструирование с помощью педагога (на основе частичных подсказок, использования наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети переходили к полностью самостоятельному быстрому решению задач.