Урок литературы«Свободный человек в условиях абсолютной несвободы» (по рассказу В.Васильева «Образцовая зона»)
Культура Омского Прииртышья: л итература Омского Прииртышья. Хрестоматия (10-11 кл) стр. 105-114
Программа А.Г.Кутузова (11 кл)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме:
«Свободный человек в условиях абсолютной несвободы»
(по рассказу В.Васильева «Образцовая зона»)
Цель урока: 1.рассмотреть образ человека в бесчеловечных обстоятельствах лагеря , способы создания характера героя.
2.Совершенствоать умение анализировать прозаическое поизведение.
2.Вызвать эмоциональный отклик при анализе произведения
На доске слова : «Во всей нашей печальной истории нет ничего более страшного , чем лишить человека его естественного убежища – закона и права.падут они, и нас унесут с собой» Юрий Домбровский.
Ученик читает стихотворение В.Шаламова «Поэту» (Борису Пастернаку)отрывок
В моём ещё недавнем прошлом,
На солнце камни раскаляя,
Босые ,пыльные подошвы
Палила мне моя земля.
И я стонал в клещах мороза,
Что ногти с мясом вырвал мне,
Рукой обламывал я слёзы,
И это было не во сне.
Там я в сравнениях избитых
Искал избитых правоту,
Там самый день был средством пыток,
Что применяются в аду.
Я мял в ладонях ,полных страха,
Седые потные виски,
Моя солёная рубаха
Легко ломалась на куски
Я ел,как зверь, рыча над пищей.
Казался чудом из чудес
Листок простой бумаги писчей, с небес слетевший в тёмный лес.
Я пил, как зверь, лакая воду,
Мочил отросшие усы.
Я жил не месяцем, не годом, я жить решался на часы.
И каждый вечер в удивленье,
Что до сих пор ещё живой,
Я повторял стихотворенья
И снова слышал голос твой.
И я шептал их, как молитвы,
Их почитал живой водой,
И образком, хранящим в битве,
И путеводною звездой.
2.Слово учителя
Мы продолжаем разговор о теме ГУЛАГА в русской литературе ХХ века.
С образом Ивана Денисовича, героя рассказа А.И.Солженицына, героев рассказов В.Шаламова в русскую литературу пришла новая этика, выкованная в лагерях, через которые прошла немалая часть общества.Часто в этих произведениях нет вымышленных имён, вымышленных событий. Они большей частью документальны.
В.Шаламов в письме к Олегу Михайлову пишет: «Самая мысль о вымышленных людях раздражает любого читателя .Только правда, ничего кроме правды.Документ ставится во главу угла в искусстве. Но дело не только в документе .Должна быть проза, выстраданная как документ»
Сегодня ещё одна встреча : с земляком Виктором Васильевым, прошедшим ужасы лагерной жизни и оставившим нам свои произведения.
Виктор Васильев, брат поэта Павла Васильева родился в 1919 г в семье учителя. Продолжил династию и окончил Омский учительский институт .Участник Вов.В 1943 году незаконно репрессирован за чтение немецкой листовки.10 лет провёл в лагерях.
Дома вы прочитали рассказ писателя «Образцовая зона».Целью нашего урока будет исследование рассказа , в ходе которого мы раскроем характер героя и способы раскрытия характера, ответим на вопрос, как в бесчеловечных лагерных условиях сохранить в себе человека.
3.Аналитическая беседа по домашнему заданию.
- Кто герой рассказа? Когда мы узнаём его фамилию?
- Есть ли ещё фамилии в рассказе? Имена?
-Знаем ли мы, как он попал в лагерь? На сколько лет?
Рассмотрим подробнее эпизод «В бане» и определим место данного эпизода в рассказе.
- Что такое образцовая зона, на какое время попадает туда герой?
- Почему только у одного из героев рассказа есть имя. Что мы о нём узнаём.?
- О каких правилах проживания в зоне рассказывает Васильев? Почему он подробно пересказывает эти правила читателям?
- Как герой относится к труду в лагере и почему? Найдите в тексте определения, характеризующие работу зеков.
-Картины быта зоны .Как они характеризуют жизнь зоны?
-Какой эпизод кажется вам наиболее запоминающимся?
4.Проведём небольшое исследование рассказа по группам :
1.Описание пейзажа в рассказе
2.Основные приёмы создания образа
3.Второстепенные персонажи, их роль в рассказе
4.Речевая характеристика героев рассказа.
5.Выступления по группам
6. Итог урока: Как же герою удаётся выжить в лагерных условиях ? Можно ли сохранить в себе человека в таких условиях? Как вы относитесь к образу Мустафы?
Почему автору было важно показать этого героя? Какими способами создаётся его характер?
Каков финал рассказа .как вы его понимаете?
Как вы понимаете название рассказа и какой смысл вложил в него писатель ?
Что же хотел сказать нам писатель своим рассказом?
Домашняя работа : сочинение «Мои размышления о прочитанном »
Рахманова Любовь Викторовна,учитель литературы МБОУ «Крутинская гимназия»
13PAGE 15
13PAGE 14115
Программа «Омское Прииртышье» 2007-2008 уч.год.
15