Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №311 комбинированного вида Московского района г.Казани Примерная структура написания проекта «Рабочей программы воспитателя ДОУ» в соответствии ФГОС ДО Подготовила :
Примерная структура написания проекта«Рабочей программы воспитателя»
1. Тема проекта: «Рабочая программа воспитателей старшей группы МОУ детского сада №___ __________ района города _________». Особенность этого проекта в том, что данный проект дает возможность – построить индивидуальный инструмент педагогов данной группы, в котором они определяют наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего ФГОС ДО.
2. Целевая группа проекта: воспитывающие взрослые (воспитатели и родители) и дети дошкольного возраста (5–6 лет).
Цель-результат проекта
Цели Задачи
1. Индивидуализация образования детей в группе – Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка: сам ребенок проявляет активность в выборе содержания образования, становится субъектом образования;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– создание культурного поля в самой личности ребенка; в этом поле больше возможностей для его самопознания и самоопределения, для личностного роста и раскрытия индивидуальности
2. Сотрудничество с семьей – Создание в семье и группе детского сада условий для самостоятельного и адекватного решения ребенком индивидуальных жизненных задач на основе представления о своих способностях, знаниях и умениях, а также для коллективного поиска средств и способов решения проблем, для развития творческого воображения и мышления;
– развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых отношений с использованием традиционных и новых личностно развивающих технологий; поддержка взаимного интереса детей и взрослых друг к другу;
– поддержка семьи в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной культуры активно деятельностного досуга и совместного труда в естественно-природных условиях города, региона и др.
3. Ориентация на познавательные интересы ребенка – Создание полноценной среды для культурного развития личности;
– помощь и поддержка ребенка в осмыслении им своей природно-творческой сути;
– развитие заинтересованного и бережного отношения детей к истории и культуре, своему родовому прошлому, вписанному в историю региона (села, города), при сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых;
– формирование экологической культуры детей как условия всеобщей выживаемости (природы, семьи, отдельного человека, всего человечества)
Пошаговые действия
Цели Задачи Субъекты взаимодействия Содержание действий субъектов взаимодействия Методы
и приемы взаимодействия
1. Индивидуализация образования детей в группе – Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка: сам ребенок проявляет активность в выборе содержания образования, становится субъектом образования; Педагоги + дети(5–6 лет) Социально-педагогическая диагностика семей дошкольников + педагогическая диагностика Анкетирование родителей на предмет индивидуальных особенностей дошкольника.
Диагностические методики по пяти образовательным областям, выявление с их помощью как трудностей, так и успехов и интересов ребенка
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Педагоги + родители + дети
(5–6 лет) Индивидуальное обсуждение с родителями результатов педагогической диагностики дошкольников, совместная рефлексия воспитыва-ющих взрослых трудностей и достижений детей.
Составление индивидуального образовательного маршрута дошкольника Индивидуальное проектирование с родителями образовательного маршрута дошкольника.
Индивидуальные беседы.
Посещение семьи.
Составление паспорта ребенка вместе с дошкольником «Давай познакомимся!»
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; – создание культурного поля в самой личности ребенка; в этом поле больше возможностей для его самопознания и самоопределения, для личностного роста и раскрытия индивидуальности Педагоги + родители + дети
(5–6 лет) Разработка проекта по организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды нацеленной на индивидуальные потребности и интересы дошкольников в группе и семье Консультирование родителей о принципах по организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
Подбор материала для создания индивидуальных условий в развивающей предметно-пространственной образовательной среде в семье и группе
2. Сотрудничество с семьей – Развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых отношений с использованием традиционных и новых личностно развивающих технологий; поддержка взаимного интереса детей и взрослых друг к другу; Педагоги + Родители Изучение воспитательных возможностей обеими сторонами (детским садом и семьей) – основного условия успешной социализации и воспитания ребенка.
Совместное со специалистами выявление достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка.
Совместная проектная деятельность в контексте актуальных проблем воспитания детей и взрослых.
Совместное создание и последующая реализация плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация Источником этого знания семьи является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов как наблюдение, беседа, анкетирование, сочинение и др.
– поддержка семьи в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной культуры активно деятельностного досуга и со-вместного труда в естественно-природных условиях города, региона и др. Педагоги + Родители Фаза 1. Открытие.
Фаза 2. Прояснение ожиданий.
Фаза 3. Согласование.
Фаза 4. Оформление документов
Фаза 5. Проектирование взаимодействия.
Фаза 6. Социально-педагогический мониторинг.
Фаза 7. Рефлексия.
Задачи фазы 1. Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольной образовательной организации) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.
Задачи фазы 2. Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.
Задачи фазы 3. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.
Задачи фазы 4. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.
Задачи фазы 5. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.
Задачи фазы 6. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.
Задачи фазы 7. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга
3. Ориентация на познавательные интересы ребенка – Создание полноценной среды для культурного развития личности; Педагоги + родители + дети Театр – волшебный мир. Не выходя из зрительного зала, можно совершить увлекательное путешествие в любую точку планеты. Театр может перенести нас на много лет назад, поможет заглянуть в будущее, а главное – научит видеть прекрасное в жизни и в людях.
Художественное слово.
Красивое слово фольклор Наш народ сочинил много песенок, потешек, прибауток, сказок – все это называется одним словом фольклор.
Музыка.
В мире много различных звуков. Есть звуки шумовые и музыкальные. В отличие от шумового, музыкальный звук имеет четыре свойства: высоту, громкость, длительность и тембр (окраска).
Декоративно-прикладное искусство.
Сколько нужно всего человеку, чтобы хорошо, с удобством жить. Посуда, чтобы готовить еду, одежда, чтобы летом не погибнуть от палящего солнца, а зимой не замерзнуть от лютого мороза; мебель, чтобы было на что лечь и сесть, куда сложить множество вещей, нужных в хозяйстве! Сейчас все эти предметы делают на фабриках и заводах(например, на ____________), а раньше все делали сами.
Изобразительное искусство.
Кто в детстве не любит рисовать и лепить? Трудно найти такого человека. Рисовать карандашами и красками, лепить из пластилина и глины любят все. Но навсегда связывают свою жизнь с рисованием (письмом) художники, а скульпторы – с лепкой (ваянием). Художник, скульптор – это люди, которые творят волшебный и сказочный мир искусства.
Скульпторы создают свои произведения из дерева, глины, камня, металла. Скульптуры бывают огромных размеров (например, скульптуры «Стелла »,в парке Победы ) и малых – миниатюрные статуэтки (Н. Павловская «Мальчик с разбитой чашкой») Фланелеграф – театр картинок.
Пальчиковый театр – забавные представления с самыми маленькими куклами (размером с пальчик), разыгрываемые с помощью пальчиков.
Театр теней – большое удовольствие доставляет следить за фигурками, движущимися на ярко освещенном экране.
Театр кукол на столе – один из самых любимых театров, куклы для такого театра сделаны из разнообразного материала (кусочков ткани, меха, кожи, поролона, коробочек). В настольном театре исполнителями могут быть и народные игрушки.
Театр ложек – артистами этого театра деревянные ложки, разрисованные под зверей, птиц, деревья и т.д.
Театр кукол с «живой рукой» – кукол надевают на руку и управляют с помощью руки.
Театр марионеток – кукол-марионеток создают из различных материалов, чаще всего из ткани. Кукла-марионетка приводится в движение с помощью ваги (деревянной крестовины) и ниточек.
В театре «люди – куклы» актеры надевают на себя костюм, огромную голову-маску, большие ладони, огромные ботинки и превращаются в живую куклу. Управлять такими куклами доставляет детям и взрослым огромную радость.
Это красивое слово можно пропеть, проговорить медленно и быстро. Точно так же, как и произведения фольклора: песенки и хороводы можно пропеть, потешки и сказки рассказать и показать, а дразнилки, скороговорки проговорить быстро
– помощь и поддержка ребенка в осмыслении им своей природно-творческой сути; Педагоги + родители + дети Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых, гордости за свою семью. Ориентировать родителей на приобщение ребенка к культуре и истории родного города (села, станицы, хутора). Совместно с родителями и специалистами разрабатывать, а также предлагать семье готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам района и города, посещения учреждений культуры Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на познавательные задачи.
Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (театрами, музеями, библиотеками, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края
– развитие заинтересованного и бережного отношения детей к истории и культуре, своему родовому прошлому, вписанному в историю региона (села, города), при сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых; Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проектов информации (обращаться в библиотеки, к ресурсам Интернета, к специалистам музеев и др.); уметь признавать перед детьми ограниченность своих знаний и быть готовым к совместному с детьми поиску нового знания об истории и культуре родного края.
Помогать каждому ребенку реализовать свои индивидуальные интересы в познании истории. Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности
– формирование экологической культуры детей как условия всеобщей выживаемости (природы, семьи, отдельного человека, всего человечества) Педагоги + родители + дети Двор отчего дома.
Участок детского сада.
Сад и огород.
Парк.
Лес.
Степь – луг – поле.
Реки, озера, пруды.
Красная книга Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проектов информации (обращаться в библиотеки, к ресурсам Интернета, к специалистам музеев и др.)
Ресурсы
Опишите имеющиеся ресурсы. Оцените, какие еще ресурсы вам необходимы, каким образом можно привлечь дополнительные ресурсы (развивающая среда)
Организация предметно-развивающей среды
Направленность Содержание Условие Содержание в группе
функциональное помещение раздел программы Ознакомление с окружающим миром Оборудование:
– глобус (географическая карта мира);
– телевизор;
– часы (настенные);
– календари (отрывные, настенные и др.);
– телескоп;
– коллекции минералов;
– «полочка умных книг» (книги, картинки, иллюстрации и др.);
– подбор книг и открыток;
– игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества;
– образцы предметов народного быта;
– образцы национальных костюмов, куклы в национальных костюмах;
– художественная литература (сказки, былины, рассказы, сказки народов мира, популярные издания античных, библейских, евангельских сюжетов, сюжетов из Корана и пр.);
– настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения;
– фотографии детей, их семей;
– место уединения;
– предметы взрослого обихода.
Наглядные и дидактические пособия:
– картинки с изображением отдельных букв из алфавитов разных языков (включая иероглифы);
– денежные знаки: монеты разных стран (можно показать детям коллекции монет);
– дорожные знаки («Пешеходный переход», «Подземный и наземный пешеходный переход»);
– математические знаки ( + , – , цифры);
– знаки воинских различий (современные и образца прошлого века);
– картинки с изображением флагов разных стран;
– картинки с изображениями гербов разных городов;
– картинки с изображением алфавитов (родного языка и одного-двух других языков);
– картинки с изображением азбуки Морзе;
– нотная азбука (комплект карточек);
– семафорная азбука (комплект карточек);
– изображения календарей в разные исторические эпохи, различные виды часов;
– наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры);
– уголок озеленения;
– изображения различных животных (в том числе динозавров);
– аквариум;
– календари наблюдений;
– кубики с нарисованными буквами;
– настенная магнитная азбука;
– буквенный фриз, сделанный детьми в течение года Находится на «полочке умных книг».
Обеспечивает поставленные на занятии задачи в процессе их использования.
Расположен в отдельном помещении.
Располагается отдельно от художественной литературы.
Максимальная высота размещения материала – 90 см + вытянутая рука.
Свободный доступ для детей в любое время.
Расположены около света, размещение по соседству с зоной средней двигательной активности.
Красочные иллюстративные издания с малым объемом текста, подобраны с учетом возрастных возможностей детей.
Находятся в любой комнате, отвечают требованиям безопасности.
Изображения не должны быть слишком мелкими.
Не слишком мелкие, желательно в цветном варианте.
Азбуки размещены на видном месте, всегда доступны детям.
Предполагают постепенное знакомство детей с различными изображениями, отвечают требованиям мобильной работы с ними, когда необходима постоянная смена того или иного предлагаемого материала.
На подоконниках могут быть расставлены разные растения, хорошо ухоженные.
Укрепляется на стене, в относительно тихой и уединенной зоне для интеллектуальных занятий Математика Оборудование:
– измерительные приборы и инструменты (сантиметр, линейки на каждого ребенка);
– циркуль;
– весы, безмен;
– часы песочные и стрелочные;
– мерные стаканчики градуированные;
– термометры для измерения t° воздуха, воды, тела.
Наглядные и дидактические материалы:
– диапроектор;
– набор учебных диафильмов;
– картинные мозаики;
– альбомы комиксов;
– подборка «плутовских сказок», в которых один из героев одерживает верх над другим за счет «хитрости», бытовой смекалки и логики;
– цифровой ряд до 20;
– математические часы;
– «Подсчитай и ответь»;
– «Математическое лото»;
– «Собери урожай»;
– «Учись считать»;
– «Веселый счет» и т. д. Находятся в любой комнате, отвечают требованиям безопасности.
Расположены в доступном для детей
месте.
Закреплены над учебной доской.
Самое оптимальное освещение. Удобный и свободный подход Приобщение к художественной литературе Оборудование:
– книжная полка;
– листы бумаги, карандаши;
– настольная лампа;
– 7–8 книг, в том числе 1–2 новые Расположены в доступном для детей месте, размещены по соседству с зоной театральной деятельности, около света Театральная деятельность Оборудование:
– зеркала различной формы, величины и кривизны;
– разнообразные виды театров (бибабо, теневой, настольный и пр.);
– оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.);
– атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления Расположены в доступном для детей
месте Музыкальное воспитание Дидактические материалы:
– музыкально-дидактические игры и пособия (альбомы, открытки, слайды и др.);
– детские музыкальные инструменты (бубны, металлофоны и т. д.);
– музыкальные игрушки В доступном месте (игровой шкаф) Изобразительная деятельность, ручной труд Оборудование:
– «полочка красоты»;
– доска творчества (рисовальная);
– 2–3 мольберта или пюпитр;
– навесные настенные планшеты;
– валики с рулонами бумаги;
– 4–5 станков с поворотным кругом (для индивидуальной работы);
Изобразительные материалы:
– гуашь и акварельная краска;
– цветные карандаши;
– цветные восковые мелки, сангина;
– пастель, цветная тушь;
– шариковые ручки, фломастеры, штампики, тычки;
– мелкие предметы для нанесения узора путем вдавливания (части от шариковых ручек);
– пластилин, специальная мастика;
– репродукции произведений живописи;
Материалы для рукоделия:
– схемы (для работы с бумагой);
– рисунки с вариантами оформления разных видов изделий из ткани – узоры для вышивания, шитья и т. п.;
– индивидуальные карты с изображением последовательности операций при изготовлении какой-либо поделки;
– чертежи;
– бумага разных видов;
– текстильные материалы (веревки, шнуры, ленточки, тесьма, ткань разной плотности и толщины);
– поролон, вата, разные нитки;
– природный материал;
– дополнительные материалы (пробки, палочки, бусины, пуговицы, катушки);
– клей (лучше ПВА)
Инструменты:
– ножницы, крючок;
– игла, кисть, линейка, циркуль;
– образцы различных поделок Расположена в хорошо освещенном и относительно спокойном месте. Бе-зопасно закреплена на стене на уровне глаз ребенка.
Висит в доступном для детей месте.
Должны быть складными.
Хранятся в доступном месте.
Хранятся в удобном и безопасном месте.
Демонстрируются в удобном для детей месте, эстетически оформленном, комфортном для созерцания и получения художественного наслаждения, ярких впечатлений.
Реализация возможности свободного и доступного детям использования материалов Конструирование Оборудование и материалы:
– строительные материалы;
– наборы деталей разных размеров и форм;
– конструкторы;
– плоскостные мозаики;
– бочонки лото, палочки;
– спичечные коробки;
– коробки разных размеров;
– наборы для моделирования;
– наличие образцов различных конструкций;
– картинки и схемы с расчлененными и нерасчлененными образцами;
– бумага разных видов;
– библиотечка для игры (набор книжек на темы игр) Реализация возможности свободного и доступного использования этих материалов детьми; обеспечение санитарно-гигиенических требований (чтобы не было сквозняка). При размещении игрового оборудования в
интерьере помещений необходимо сохранять возможность для двигательной активности детей Развитиеречи Оборудование и материалы:
– наборы картинок, предназначенных для упражнений на группировку предметов методом исключения – «Четвертый лишний»;
– наборы картинок для игры «Поле чудес»;
– картинки-загадки «Что изменилось»;
– картинки с наборами одинаковых, но по-разному расположенных относительно друга друга предметов и т. д. Оптимальное освещение. Удобный и свободный подход, доступное использование Обучение чтению – Головоломки;
– мозаики;
– мелкий конструктор;
– буквенное лото;
– игра «Чудесный мешочек»;
– лото для детей, начинающих читать;
– буквенный конструктор и т. д. Удобный и свободный подход, доступное использование Физическая культура – Шведская стенка с матом;
– скакалки;
– ракетки и шарики для настольного тенниса;
– обручи, возможен канат Спортивный инвентарь соответствует нормативным актам по ТБ и ОТ. Реализация возможности доступного и безопасного использования детьми для их интенсивной двигательной активности 1-я колонка прописывается по специфике функциональных особенностей данной группы.
Анализ предметно-развивающей среды в группе № _________
Зоны, кабинеты, уголки, мастерские и др. Содержательно наполнены игровым, познавательным материалом Необходимо дополнить
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей ________________________ (указывается возрастной период), осваивающих примерную образовательную программу__________________________________ (название)
Образовательные области Виды деятельности Центры, уголки, мастерские и др. Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы
Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическоеразвитие Социально-коммуникативноеразвитие Физическое развитие Рекомендации для заполнения.
Колонка 1. Перечисление образовательных областей.
Колонка 2. 9 видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная (определены так эти виды деятельности во ФГОС ДО). Эти виды деятельности могут быть во всех образовательных областях.
Колонка 3. Центры, уголки, мастерские, зоны – эти названия будут зависеть от примерной образовательной программы, которую используют специалисты в своей группе. (В каждой программе свое название.)
Колонка 4. В этой колонке в соответствии с возрастной группой необходимо: прописать: каким образом; с помощью какого материала и какая подготовка необходима от воспитателя или специалиста для организации предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы.
Фразы для заполнения 4-й колонки:
Обеспечить необходимое оборудование (какое) для (развития чего) …
Побуждать детей играть в … , через создание (чего) ...
Создавать условия для (игр, закаливания, развития двигательной активности, познавательной деятельности, речевого развития, развития математических способностей (с помощью чего) ...
Обогащать опыт (какой) детей (чем?) …
Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку (ситуацию) для (развития какого качества) …
Способствовать (…) развитию детей, через расположение в группе (каких предметов, образов и т. д.) …
Создавать в группе ситуацию для развития (каких познавательных способностей, познавательного интереса) ...
Обеспечить детей (игровым, дидактическим и др.) материалом для развития (каких способностей) ...
Поддерживать детей в стремлении (каком и как) …
Способствовать становлению целенаправленной деятельности по ...
Создавать условия и помогать организовывать сюжетно-ролевую игру (какие конкретно условия и как помогать, показать роль взрослого) …
Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоятельного воспроизведения (чего) ...
Поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая незаконченные рисунки (какие) ...
Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке (каком и что конкретно) ...
Организовывать совместную с детьми (конструктивную, познавательную, речевую, экспериментальную, математическую деятельность) ... помогая им ставить, удерживать и реализовывать собственные цели (с помощью чего) ...
Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через создание ситуации для манипулирования, экспериментирования, наблюдения за … или с чем ...
Закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предметов через создания условий для развития практического опыта ребенка, создание проблемных игровых ситуаций (каких) …
Создавать ситуацию (какую) для понимания ребенком признаков и свойств предметов ...
Создавать условия для проявления инициативы детей (какие) ...
Помогать детям реализовывать собственный замысел в развитии (какой деятельности) ...
Помогать детям самостоятельно находить интересное дело, через расположения в группе (игрушек, пособий, рисунков, предметов заместителей и др.) (указать какую деятельность могут организовать дети с помощью этого материала)
Создавать в группе развивающую предметную среду, способствующую сенсорному развитию (какую конкретно) …
Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую исследовательскую активность (разместить дидактические игрушки, природный материал, предметы взрослого быта и др.)… создавать ситуации для проведения самостоятельных опытов детей…
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру) (чего?)
Создавать условия для восприятия и созерцания красоты природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, путем размещения в группе книжных иллюстраций, журналов, картин, игрушек народного творчества и (чего?)...
Поощрять желание детей свободно, выразительно двигаться под музыку, через создание условий по звучанию музыки, игре на муз инструментах (каких)...
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
Содержание деятельности педагогов и детей
Изучения методической литературы Нормативные документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
Примерные игровые и развивающие центры в рамках группового пространства
Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:
сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;
сенсомоторного развития «Мир под рукой»;
уединения «Мой маленький домик»;
безопасности;
конструирования «Маленькие строители»;
физкультурно-оздоровительный «Мы – спортсмены»;
театрализованный «Играем в театр»;
краеведения;
творчества «Талантливые пальчики»;
музыкальный;
развития речи «Будем говорить правильно»;
групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»;
песка и воды;
природы «Юные экологи»;
экспериментирования «Юные исследователи»;
развивающих игр «Эрудиты».
План действий
Составьте график работ, в соответствии с которым вы будете действовать в ходе реализации проекта.
Рабочий план реализации проекта
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Подготовительный этап
Деятельностный этап
Заключительный этап
Оценка результатов проекта и мониторинг
Укажите, как можно оценить результаты проекта; какие способы оценки проекта вы собираетесь использовать; как можно оценить полезность осуществленных действий и соответствуют ли ваши ожидания результатам проекта.
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа ___________________________________________________________________________
Воспитатели ________________________________________________________________________________
Дата заполнения:
Начало учебного года
Конец учебного года
Ф. И. ребенка Период Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру формирование элементарных представлений о видах искусства восприятие музыки восприятие художественной литературы, фольклора стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений реализациясамостоятельной творческой деятельности
Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий ___________________________
(Ф. И. ребенка, возраст на момент проведения педагогической диагностики)
Высокий Средний/высокий Средний Низкий/средний Низкий Низший/низкий Низший Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы Становление эстетического отношенияк окружающему миру Формирование элементарныхпредставлений
о видах искусства Восприятие музыки Восприятиехудожественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажамхудожественных произведений Реализациясамостоятельной творческой деятельности
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа ___________________________________________________________________________
Воспитатели ________________________________________________________________________________
Дата заполнения:
Начало учебного года
Конец учебного года
Направления Период Уровни
высокий средний/высокий средний низкий/средний низкий низший/низкий низший
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы Начало уч. г. Конец уч. г. Становление эстетического отношения к окружающему миру Начало уч. г. Конец уч. г. Формирование элементарных представлений о видахискусства Начало уч. г. Конец уч. г. Восприятие музыки Начало уч. г. Конец уч. г. Восприятие художественной литературы, фольклора Начало уч. г. Конец уч. г. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Начало уч. г. Конец уч. г. Реализация самостоятельной творческой деятельности Начало уч. г. Конец уч. г. Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
Индивидуализация образования.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптимизация работы с группой детей.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Характер взаимоотношений со взрослым.
Индивидуализация образования.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптимизация работы с группой детей.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Характер взаимодействия с другими детьми.
Индивидуализация образования.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптимизация работы с группой детей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.
Индивидуализация образования.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптимизация работы с группой детей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема построения образовательного маршрута дошкольника
Этапы построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) Содержания деятельности Методы и приемы
Диагностика Определить уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности) Определение целей и задач Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению Определение времени Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы Определение роли родителей Предусмотреть участие родителей Разработка учебно-тематического плана Разработать учебно-тематический план Определение содержания, форм работы и оценивание знаний Определить способы оценки успехов воспитанника Интеграция с другими специалистами Прописать интеграцию с специалистами Определение способов оценивания успехов Способы оценивания успехов Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей ____лет)
Образовательные области Цели-результаты Задачи образовательного взаимодействия в детском саду Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами
Речевое развитие
Проблема: Социально-коммуникативное развитие
Проблема: Художественно-эстетическое развитие
Проблема: Познавательное развитие
Проблема: Физическое развитие
Проблема: Методические рекомендации по работе с таблицей.
Колонка 1. Образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
Колонка 2. Из примерной образовательной программы или основной образовательной программы дошкольной организации прописываются цели-результаты как свершившийся факт.
Колонка 3. Прописывается содержание программного материала на основе основной образовательной программы, реализуемых в ДОО, в том числе программ дополнительного образования.
Колонка 4. Прописывается содержание деятельности, направленное на семейное воспитание, и выстраивание домашнего образовательного маршрута по направлениям Стандарта.
Колонка 5. Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.
Проблема – это трудности, проявленные ребенком при диагностике в той или иной образовательной области (другими словами, критерий, который в малой степени проявлен при диагностическом исследовании).
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
– целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
– содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОО, в том числе программ дополнительного образования);
– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
– диагностический(определение системы диагностического сопровождения);
– результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Принцип индивидуализации – «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» – предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B. C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Схема анализа воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту
Ф. И. О. _______________________________ возраст ___________
1. Какие цели воспитывающие взрослые ставили в начале года?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие действия воспитывающие взрослые спланировали для достижения цели?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Удалось реализовать задуманное?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие компетенции появились у воспитанника? Что необходимо ещё сделать?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения ______________
Вариант 2
Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогом ДОО задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО:
поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Разработка ИОМ
ИОМ может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с... индивидуальными способностями своего развития
на детей с опережающим развитием способностями к учению
ИОМ должен иметь цель Временные отрезки, на которые составляется ИОМ Содержательная часть ИОМ
Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1–3 месяца Введение, где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке и кто эту поддержку будет осуществлять Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая характеристика состояния его здоровья(если необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения) Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.
Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность.
Режим дня ребенка (тоже от 2 до 5).
Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится
Контролирующая часть структуры ИОМ: Корректировка ИОМ Организационно – педагогическиеусловия Формы реализации ИОМ
Текущий контроль.
Отчетность.
Итоговая диагностикаребенка Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменени-ями условий Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе Фронтальная работа.
Подгрупповая работа.
Индивидуальная работа.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда
ИОМ могут быть разработаны для детей:
С нарушением зрения Для детей с ЗПР Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Для детей с туберкулезной интоксикацией Для детей с тяжелыми нарушениями речи Для детей с высоким интеллектуальным развитием