Урок литературы по теме Тема милосердия в рассказе А.И.Куприна Чудесный доктор
Открытый урок литературы в 6 классе.
Тема. Чудесное спасение семьи Мерцаловых. Тема милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Цели урока.
Образовательная цель. Помочь осознать учащимся идейно-художественное своеобразие рассказа Куприна. Продолжать формировать навык проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа, рассказа в целом. Раскрыть и помочь освоить понятие милосердия и его синонимов (сострадание, сопереживание, соучастие) на примере рассмотрения жизни семьи Мерцаловых до и после встречи с чудесным доктором.
Воспитательная цель. Продолжать формировать у учащихся нравственные ценности (чувство уважения, сострадания к людям, желание помочь им).
Развивающая цель. Развивать образное мышление, навыки устной речи.
Повторение понятий синонимы, антонимы, кульминация как элемент сюжета.
Словарная работа. Милосердие, сострадание.
Тип урока. Интегрированный.
Оборудование. Портреты А.И.Куприна, Н.Пирогова, иллюстрации к произведениям писателя, тетради учащихся.
Методы и приемы. Слово учителя, аналитическая беседа, текстуальный анализ, комментированное чтение, словообразовательный анализ, историческая справка, индивидуальные задания учащимся.
Эпиграф к уроку (на доске). Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает (Генрих Торо).
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Постановка целей урока учителем.
Учитель. После знакомства с содержанием рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» мы попытаемся сегодня ответить на вопрос, каким чудесным качеством души обладал доктор в рассказе Куприна. Но перед этим мы должны обсудить ряд других вопросов, которые помогут вам в ответе на основной вопрос.
3. Беседа.
Вопросы классу:
а) счастливый или несчастливый в этом рассказе конец?
б) верите ли вы, что в жизни бывают подобные чудесные спасения, счастливые концы, когда один человек буквально спасает жизнь другим людям, или этого не может быть в реальной жизни? Аргументируйте ответ.
Историческая справка. Действительно, с доверием отнестись к рассказу нам помогает тот факт, что в нем действует реальное историческое лицо, доктор Николай Иванович Пирогов, оставивший добрую память о себе не только в медицине, но и в сердцах многих людей.
Индивидуальное задание (сообщение ученика о докторе Н.Пирогове).
4. Анализ содержания рассказа с привлечением цитат. Комментарий текста.
а) Аналитическая беседа:
- Итак, давайте коротко вспомним, что происходило в семье Мерцаловых до встречи с чудесным доктором? (Ответы детей).
-Мы видим картину полной безысходности, горя и отчаяния. Какой выход из создавшейся тяжелой ситуации решает предпринять отец семейства?(Самоубийство).
- Когда в рассказе возникает ощущение начала чудесного спасения семьи Мерцаловых? (Встреча Мерцалова со стариком на аллее парка).
- Как можно назвать эту часть сюжета? (Кульминация). Дайте определение этого понятия. (Момент наивысшего напряжения в развитии действия).
- Каким тоном, какими словами заговорил старик с Мерцаловым? (Спокойно, доброжелательно).
- Почему Мерцалова, человека кроткого и застенчивого, от этих спокойных слов вдруг охватил «прилив Отчаянной злобы»? (Обратная реакция человека: почему жизнь к нему так несправедлива? Его дети не то что подарков, обычной еды лишены, умирают от болезней и голода).
- Как старик отреагировал на эти резкие и гневные слова? Аргументируйте текстом.
б) Текстуальный анализ.
- Давайте по тексту проследим за поведением старика во время рассказа Мерцалова о своей беде. (Заслушиваются ответы).
- Что предпринял старик?
- Что изменилось в микроклимате семьи с момента появления доктора? (Исчезла апатия, тоска; доктор зарядил всех своей уверенностью, энергией, надеждой).
- ПочемуУходя, доктор не назвал своей фамилии, обронив только, что это пустяки? (Для него совершить добрый поступок – обычное дело, а Мерцаловы воспринимают это как чудо, так как они столкнулись с совершенно другим отношением к себе).
5. Работа над понятием милосердие.
- Можем ли мы, наконец, отыскать те слова, которые характеризуют душевные качества чудесного доктора? (Ответы детей).
а) Запись в тетрадях (учитель на доске с комментариями):
МИЛОСЕРДИЕ – СОСТРАДАНИЕ – СОЧУВСТВИЕ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ
СО- (= вместе) + страдать
чувствовать
переживать
б) Словообразовательный анализ.
МИЛОСЕРДИЕ – МИЛОстивое (доброе) СЕРДце.
- Все записанные нами слова близки по значению. Как называются такие слова? (Синонимы).
- А с противоположным значением? (Антонимы).Подберите антоним к слову милосердный (жестокий).
- Есть ли в этом рассказе герои с жестоким сердцем? Назовите их. (Швейцар; бывший начальник отца; барыня, у которой работала мать семейства; люди на улице, отказавшие Мерцалову в помощи).
- Найдите в тексте и зачитайте, как уже выросший мальчик Гриша оценивает роль доктора в судьбе своей семьи.
6. Подведение итогов урока. Выводы.
- О чем сегодня мы говорили на уроке?
- Какие нравственные понятия обсудили?
- Как вы думаете, каких людей больше на свете: таких, как доктор, или таких, как швейцар? Ответ аргументируйте.
Вывод. Хотелось бы, чтобы людей с добрым сердцем, умеющих сострадать и сопереживать, активно помогающих тем, кто попал в беду, было бы больше, тогда мир стал бы лучше, добрее, милосерднее. К этому нас и призывает автор.
7. Домашнее задание. Собрать материал к классному сочинению по рассказу А.И.Куприна.