Презентация по методике преподавания естествознания на тему Здоровьесберегающий урок
Анализ проведения урока естествознания с позиции здоровьесбережения.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете).Число видов учебной деятельности, используемых учителем.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете).Число использованных учителем видов преподавания.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания;Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.Физкультминутки и физкультпаузы.Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;Благоприятный психологический климат на уроке.Наличие микроконфликтов между учителем у учащимися; умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всплохи».Преобладающее выражение лица учителя.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активностиТемп и особенности окончания урока.Состояние и вид учеников, выходящих с урока
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха(проветри-вание)рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость обучающихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Постоянное внимание к охране зрения:рассадка учеников с учетом состояния их зрения;проведение упражнений по гигиене зрения.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. практическая работаНорма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. )Хроническое утомление-это один из главных фаторов истощения ресурсов здоровья школьников.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Соблюдение гигиенических требований к использованию видеоэкранных средств обучения.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КлассыДлительность просмотрадиафильмовкинофильмовтелепередач1-27-1515-20153-415-2015-20205-72-2520-2520-258-11-25-3025-30
Длительность занятий с ПК:1 класс-10 минут;2-5 класс-15 минут;6-7 класс-20 минут;8-9 класс-25 минут;10-11 класс-30 минут –на первом часе учебных занятий, на втором-20 мин.Экран монитора должен находится на расстоянии 60-70 см.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Психологический комфорт учеников на уроке- это важнейшее условие предупреждения их утомления.Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся. С особым вниманием к детям группы риска и больным.
Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися:Из-за нарушений дисциплины.Несогласия с отметкой.Проявления дискомфортных состоянийУмение учителя предупредить такие эмоционально-негативные всплохи, грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса- отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» .
Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
Итоговая плотность урока.Количество времени ,затраченное школьниками непосредственно на учебную работу.Рекомендуемые показатели -в диапазоне от 60% до 80%.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы;учитель мог прокомментировать задание на дом;попрощаться со школьниками;соблюдение норм объема домашних заданий
Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Атмосфера в классе после окончания последнего урока-и воздушная ,и эмоционально-психологическая-это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.
Благодарю за внимание!