Методический доклад ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КЛАССА АККОМПАНЕМЕНТА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КЛАССА АККОМПАНЕМЕНТА.
Известно, что много лет в школах сохранялось отношение к предмету аккомпанемента как к чему-то второстепенному. Вёл его чаще всего педагог по специальности, которому трудно было удержаться, чтобы не использовать это время как дополнительное для урока специальности, фортепиано. В лучшем случае учащийся «проходил» 1-2 аккомпанемента в полугодии, которые и демонстрировал на зачете, если таковой имел место. Конечно, такое обучение не могло принести никакого результата, кроме отрицательного. Ведь в представлении ученика аккомпанемент становится совершенно бесполезным занятием. Такова практика прошлых лет. Сейчас в учебном плане предмет аккомпанемента отсутствует, а вместо него есть предмет по выбору, время которого можно использовать по своему усмотрению (и используется в большинстве случаев очень интересно). А вот аккомпанемент во многих школах вообще не преподаётся. Хотя никакого сегодня не надо убеждать в необходимости обучения бытовому музицированию. Много лет назад в нашей школе резко и в корне изменили подобную практику. Начали с того, что выделили предмет аккомпанемента в самостоятельный класс со своими целями и задачами, требованиями к учащимся. Цель работы класса аккомпанемента была ясна сразу: воспитание концертмейстера с разносторонними музыкальными навыками. А вот требования к учащимся формировались долго. Сегодня выпускник ДМШ должен уметь: 1. Аккомпанировать солисту, вокалисту или инструменталисту, хору или ансамблю. 2. Читать с листа с солистом, а так же делать с листа несложные аранжировки трёхстрочной фактуры. 3. Транспонировать с листа по тексту, а так же на слух несложные вокальные или инструментальные произведения. 4. Петь под свой аккомпанемент с листа и в транспозиции. Эти требования и определили формы работы в классе аккомпанемента. Начнём с организационной формы. Так, как в учебном плане предмет аккомпанемента не предусмотрен, можно использовать для него 0,5 часов от предмета по выбору. Объединяя 2 учащихся в группу, имеем 1 час в неделю. По мере необходимости формируем группы из трёх, четырёх человек со временем занятий 1,5 и 2 часа в неделю. Групповая форма занятий очень удобна. Если состав группы учащихся сформирован правильно, возникает заинтересованность, чем опытный преподаватель может умело пользоваться. Методически такая 6 форма даёт немало преимуществ учителю. Подробно об этом будет рассказано ниже при анализе форм работы. Несколько слов о планировании работы в классе аккомпанемента. Так как не все учащиеся могут справиться с программой курса в полном объёме, в начале каждого полугодия на фортепианной секции определяется круг навыков, которыми данный учащийся должен овладеть в течение полугодия. То есть общие требования курса рассматриваются сквозь призму возможностей каждого конкретного учащегося, каждой конкретной группы и соответственно этому определяется объём работы по способностям и возможностям детей. Заведующий фортепианным отделением ведёт записи по планированию и выполнению плана учащимися за полугодие. Таким образом, можно проследить движение по программе каждого учащегося и всего класса аккомпанемента в целом. Секция определяет сроки и программу зачёта в конце полугодия. Обычно на зачет выносится: 1. Программа, приготовленная с солистом, по исполнению которой оценивается владение аккомпаниаторскими навыками. 2. Чтение с листа с иллюстратором. 3. Транспонирование по нотам и на слух. 4. Аранжировки учащихся в трёхстрочной фактуре. 5. Творческая работа (выпускника). В таблице на стр.4 можно видеть эти требования, систематизированные по классам. Но, как уже было сказано, эти требования гибко варьируются и приспосабливаются к способностям и степени подготовленности учащихся.