«Современные педагогические технологии в условиях обеспечения требований ГОСО»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Частное учреждение Карагандинский коммерческий колледж
Методический доклад
на тему:
«Современные педагогические технологии
в условиях обеспечения требований ГОСО»
Кибалюк Н.М.
2016
"Всё новое - это хорошо забытое старое" - это утверждение, хотя и "затёрлось" от времени и частого употребления, но от того не перестало быть верным особенно для педагогики.
Современная жизнь ставит перед нами педагогами немало актуальных вопросов: "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", "как учить результативно?" особенно в условиях развития информационного общества.
Информатизация образования позволяет эффективно использовать такие важнейшие преимущества информационных технологий, как:
- совершенствование процесса познания путем усиления роли системного мышления;
- эффективную организацию познавательной деятельности учащихся на основе обработки и передачи учебной информации;
- индивидуализация учебного процесса;
- возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.
Эти вопросы привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение, в своего рода, производственно-технологический процесс с гарантированным результатом,. И поэтому в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Согласитесь, чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. В педагогической науке накоплен богатый материал, относящийся к проблеме использования методов обучения Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, И.Д.Зверев, И.Т.Огородников, П.П.Блонский и др; Т.И.Шамова; В.А.Черкасов, и др [1].
Однако до сих пор мало изученными оказываются педагогические возможности отдельных методов обучения и их влияние на эффективность обучения.
Учитывая состояние теории и потребности практики в решении проблемы методов обучения, а так же их возможности, была определена тема нашего методического доклада. Объектом исследования являются современные методы обучения.
Целью исследования ставится - выявить дидактические возможности отдельных методов обучения.
Задачами исследования является анализ проблемы методов обучения и обоснование сущности методов обучения и их классификация.
В процессе изучения этой темы, мы пришли к выводу, что все существующие методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока [2]. С учетом этих плюсов, многие преподавателя предпочитают пассивный метод остальным методам.
Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от уроков обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. В ходе работы над темой и взаимопосещений, был проведен анализ видов деятельности на уроках разных преподавателей колледжа, и определены положительные и отрицательные моменты каждого вида деятельности. Таблица 1.
Таблица 1
Анализ видов деятельности на уроке
Метод
Виды деятельности
+
-
Пассивный
Авторитарный стиль - опросы, самостоятельные, контрольные работы, тесты
Легче подготовиться к уроку, выдать большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока
учащиеся выступают в роли пассивных слушателей
Активный
Демократический стиль урока
Преподаватель и учащиеся взаимодействуют в ходе урока. Учащиеся активные участники урока.
Интерактивный
Взаимодействие, режим беседы, диалог учащихся с преподавателем и друг с другом, доминирование активности учащихся в процессе обучения
Компьютерные средства обучения
Преподаватель на уроках направляет деятельность учащихся на достижение целей урока. Преподаватель разрабатывает план урока - интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащиеся не только закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый.
Интерактивный метод, основанный на применении компьютерных средств, в процессе обучения дисциплин по информатике направлен на формирование компетенций в области информационной деятельности учащихся, воспитание их информационной культуры.
Информатике, стоящей в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, присущи методы обучения:
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные;
исследовательские;
коррекции знаний учащихся;
стимулирования и мотивации обучения и др.
Применение компьютерных средств вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения.
Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты) [3]. Когда преподаватель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать любой материал, заимствованный из Инттернета, что усиливает познавательный и воспитательный момент урока.
Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время преподавателя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом. Мы применяем на уроках электронные пособия, созданные нашими выпускниками - электронный учебник по Photoshop, разработанный выпускником колледжа Кравчуком Д. Проноза И. – электронное пособие по футболу. Интерактивный курс по работе с электронной доской – Гудов Е., электронное пособие по Delphi – Пшеничников А.
Работая на первом курсе, изучая «Информатику» мы вводим элементы информационных игр. Например,
1 этап - Найди стилистическую ошибку в тексте. ( Связь с предметом – русский язык):
посмотреть количество знаков через команду Файл Свойства
копировать весь текст, исправить ошибки.
выполнить команды:
изменить вид окна: масштаб 100%; разметка страницы; установить панель инструментов Word Art;
установить параметры страницы – поля: верхнее –1,5; нижнее – 1,5; левое – 2; правое –1,5.
междустрочный интервал двойной; изменить регистр; размер букв - 16; установить 2 колонки;
нумерация строк, начиная с 5;
вставить нумерацию страниц От Центра, вверху начиная с 14;
убрать панель инструментов Word Art;
сохранить файл в папку.
2 этап - Реклама предприятия на казахском языке. Набрать текст рекламы на казахском языке.
3 этап - Устройство на работу. (Связь с предметами казахский язык, делопроизводство).
Составить резюме на русском, казахском и английском языках.
Написать заявление о приеме на работу на казахском и русском языках.
Оформить информационный лист в Power Point о предприятии на казахском языке.
На таких уроках реализуются ряд принципов, в том числе:
Принцип преемственности знаний – осуществляется межпредметная связь информатики с предметом делоприизводство, казахский язык, русский язык.
Принцип наглядности – применение документов, используемых на практике.
Можно использовать для релаксации например, игры, основанные на информационных процессах: передача, обработка, кодирование и декодирование информации и пр.. Действительно, навыки передачи информации невербальными каналами (мимика, жест, поза, жестикуляция и пр.) имеют важное значение в повседневной жизни учащихся, и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности [4]. Умение верно передать смысл сообщения не только словами, но и "общим выражением тела" может пригодиться в жизни. Давайте попробуем. Вы должны используя 1)мимику, 2)жест сообщить зрителям записанную в задании фразу. Например «системы счисления», «передай сообщение по факсу».
Говоря об активных новых методах, нельзя забывать о хорошо зарекомендовавших себя старым методах – практических и лабораторных занятиях. Ведь именно они на начальных этапах обучения вырабатывают у учащихся умения и навыки применения полученных знаний на практике.
Например, метод упражнений. Этот метод эффективен на начальном этапе обучения информатики. Ведь выполняя многократные действия, учащиеся тренируются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Этот метод дает хорошие результаты. Подбираются задания, которые должны носить осмысленный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо усвоят изучаемый материал. Например:
создать документ «Сведения о поступлении оплаты за обучение». Реквизиты документа: ФИО, сумма по договору, оплата по месяцам, остаток суммы. Выполнение такого задания имеет большое воспитательное значение;
создать документ «Личный листок по учету кадров»;
создать документ «Калькуляция затрат на коммунальные услуги по предприятию».
составить шаблон технологической карты;
оформить шаблон калькуляционной карточки;
оформить шаблон меню банкета;
оформить таблицу «Демографическая ситуация в регионе» на основе материалов из Интернета. Построить диаграмму;
начертить в Corel Draw план кабинета информатики.
Для организации тренировочных упражнений используются традиционные приемы:
опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняется им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;
используя электронную доску, показываю, как нужно выполнять то или иное упражнение;
учащиеся воспроизводят действия;
задание усложняется и осуществляется тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.
Например, такое задание:
построить план квартиры в Corel Draw в соответствии с параметрами, указанными на образце;
установить единицы измерения - сантиметры.
Установить масштаб 1:30;
выполнить группировку. Копировать план на другой лист.
изменить план квартиры. Разместить на плане мебель: 1-г.плита; 2 мойка; 3 холодильник; 4 пенал; 5 обеденный стол; 6 душевая кабинка; 7 умывальник.
8 санузел; 9 стиральная.машина; 10 зеркало; 11 шкаф-купе; 12 шкафы комбинированный с зеркалом; 13 выдвижной стол для работы; 14 софа; 15 теле, видео, аудио; 16 угловой диван.
При подборе упражнений важно, чтобы они сочетали в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность [5].
Конечно, студент сталкивается с определенными трудностями, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с таким явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится, как бы, переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, то есть применять их в других условиях. Например, изучая дисциплину «Операционные системы», по договоренности с системным администратором, учащиеся выполняют некоторые команды в командной строке: систематизируют папки на рабочем диске, работают с архиваторами, тестируют компьютеры на наличие вирусов. Многие преподаватели практикуют принцип переноса знаний, например, когда подготавливают учащихся к различным конкурсам.
В процессе работы, нами было подмечено, что, усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, учащийся не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. Учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа каких-либо действий, сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила, и гораздо труднее применять эти выводы. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала. Поэтому, например, применяются такие задания: составить сравнительную таблицу по памяти, таблица 2.
Таблица 2
Сравнительная таблица
Программа
Команда меню
Содержание команды меню
MS WORD
Файл
Открыть, закрыть, сохранить,
Правка
MS Excel
Power Point
Блокнот
Определить какие команды меню и содержания меню повторяются. За внешней простотой, кроется довольно сложная работа, которая выявляет многие способности, или их отсутствие.
Важный обучающий прием, который может быть особенно успешно реализован в преподавании, например, языков программирования, - копирование учащимися действий педагога. Принцип «Делай как я!», известный со времен средневековых ремесленников, при увеличении масштабов подготовки потерял свое значение. Возможности локальной сети, наличие демонстрационного экрана позволяет во многих случаях эффективно использовать идею копирования в обучении, причем преподаватель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности. Специфические особенности учебного продукта - программы - позволяют эффективно использовать тот же программный модуль, изготовленный квалифицированным программистом, для всевозможных обучающих экспериментов. Например:
а) модуль запускается учащимися с различными исходными данными, а получаемые при этом результаты анализируются;
б) преподаватель вводит в модуль ряд искусственных ошибок, предлагая ученику отыскать их и исправить;
в) в модуле «урезаются» некоторые из возможностей, которые ученик должен восстановить и сравнить затем результат своей работы с образцом.
Можно привести немало других конкретных примеров учебного применения образцов готовых программ. Главное заключается в том, что обучаемый имеет возможность скопировать лучшие стороны готового программного продукта, который предъявляет ему преподаватель. Преподаватель же может преобразовать одно «учебное пособие» в другое, для этого лишь требуется отредактировать предъявляемую учащимся программу-образец. Подобный материал, концентрирует в себе методические находки преподавателя, может постепенно накапливаться в ходе работы. При этом конечный замысел образовательного процесса заключается в том, чтобы от принципа «Делай как я!» осуществлялся переход к установке «Делай сам!». К чему мы, по–сути. и стремимся в нашей образовательной деятельности.
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность интерактивного метода основанного на применении компьютерных средств обучения. И в его рамках, в частности, метода модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Данная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания с иерархией целей: ближних - знания, умения и навыки, средних - общеучебные умения и навыки и перспективных - развитие способностей личности [6]. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления. При этом его ведущая роль сохраняется. Когда я работала с группами по специальности «Делопроизводство и архивоведение», то мною была сделана попытка ввести элементы модульного обучения. Однако эта работа была незавершенна, но некоторый опыт имеется и есть возможность сделать некоторые выводы.
Серия заданий на закрепление полученных навыков (пример).
В текстовом редакторе оформить личный листок по учету кадров.
Из созданной папки открыть черно-белую групповую фотографию в Adobe Photoshop.
Копировать фрагмент изображения (только лицо).
Редактировать изображение в программе Adobe Photoshop, выполнив команды:
изменить изображение, - высота 4 см; ширина 3 см.
выполнить РЕГУЛИРОВКИ АВТОУРОВНИ АВТОКОНТРАСНОСТЬ
редактировать контур изображения, применив инструменты кисть, карандаш
сгладить контур, применив инструменты: ПАЛЕЦ, РАЗМЫТИЕ, ОСВЕТЛЕНИЕ, ЗАТЕМНЕНИЕ.
выделить контур изображения и залить фон белым цветом.
копировать изображение в Личный листок.
Сохранить файл в папку
Создать таблицу «Книга учета движения трудовых книжек и выписок» в табличном редакторе.
Заполнить таблицу на 15 фамилий.
Модульное обучение представляет собой переход от информационно-рецептурных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Этот метод мы практикуем в курсе дисциплины «Информационные технологии» , «Flash технологии», на которые отводится небольшое количество аудиторных часов. Понятно, что за столь небольшое количество часов сложно дать хорошие умения в навыки.
Модульное обучение предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно работать с программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями.
На вводных теоретических занятиях даются основные понятия по изучаемому предмету, предоставляется календарно-тематический план, материалы электронного учебника.
При этом преподаватель освобождается от чисто информационных функций и выступает как организатор и руководитель процесса, а учащийся выполняет роль самостоятельного исследователя.
Этот метод обеспечивает возможность выбора самим обучаемым пути движения внутри модуля. Модульная система, ориентируясь на развитие учащегося, взаимосвязывает все этапы обучения и они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки.
Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей.
Преимущества для учеников:
учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для преподавателей:
преподаватель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
преподаватель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
преподаватель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся:
учащиеся должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
учащиеся должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
учащиеся сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для преподавтелей:
преподавателям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
преподавателю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.
По большому счету поиск новых подходов и форм организации учебной деятельности с учащимися диктуется стремлением к развитию личности и интеллекта учащегося в такой степени, чтобы выпускник колледжа был способен не только самостоятельно находить и усваивать ранее сгенерированную и обработанную информацию, но и сам генерировать новые идеи.
Одним из направлений поиска решения этой проблемы является деятельностный подход к обучению и, в частности, так называемый метод проектов. Учебный проект как педагогический феномен впервые появился в России в 20-х гг. прошлого века в сфере учебно-ремесленной» подготовки. Основанный на концепции «учения через деятельность» метод проектов успешно использовался для быстрого освоения (в основной своей массе неграмотными выходцами из деревень) рабочих профессий [7]. Позднее метод учебного проектирования был подвергнут резкой критике за то, что он не обеспечивал системности образования. В настоящее время интерес к проектному методу организации учебного процесса вновь проявляется как на Западе, в России так и у нас в Казахстане.
Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте и многое другое. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными [8]. Последние, помимо прочего, способствуют освоению учеником коллективных способов работы.
Но при использовании метода проектов должен быть выполнен ряд условий:
учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для реализации возможности реального выбора;
учащийся должен быть снабжен инструкцией по работе над проектом. При этом важно учитывать индивидуальные способности разных учащихся;
для учащегося важна практическая значимость полученного им результата и оценка его работы. Очень важно, чтобы завершенный проект был презентован и получил внимание преподавателя и сверстников;
необходимо создать условия, при которых учащиеся имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом происходит взаимообучение, что полезно как для обучаемого, так и для обучающего;
метод проектов ориентируется главным образом на освоение приемов работы с компьютером, поэтому обязательным компонентом процесса обучения является контроль, или проверка результатов обучения, которые должны соответствовать образовательному стандарту по учебной дисциплине.
Например, тема - проектирование баз данных в в рамках дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления». Целью этого урока является систематизация и обобщение знаний в области проектирования баз данных; закрепление навыков работы в базе данных MS Access; оформление презентации в Power Point. Осуществление межпредметной связи по дисциплинам «Теоретические основы автоматизированного управления» и «Информационные технологии». «Вычислительные комплексы». Например, мы проводим итоговое занятие. В котором предусмотрены следующие задания:
программистам: завершить проектирование базы данных - MS Access, начатую на предыдущих уроках, и продемонстрировать работу программы;
операторам: подготовить презентацию спроектированной базы данных и презентовать ее в Power Point. Содержание презентации: название команды; тема проекта; авторы проекта; цель проекта; содержание проекта.
системотехникам: собрать системный блок. При этом работа считается выполненной, если компьютер при включении работает. Оценивается правильность сборки и скорость работы.
менеджерам: используя прайс-лист, обосновать выбор компьютера для клиента и рассчитать стоимость покупки.
Метод проектов, как подтвердила жизнь, является гибкой моделью организации учебного процесса, ориентированной на самореализацию учащихся путем развития интеллектуальных, волевых качеств, творческих способностей. В процессе проектной деятельности у учащихся развиваются многие способности:
коммуникативные;
личностные;
социальные;
математические;
технологические;
манипулятивные;
лингвистические;
художественные.
Методика организации занятий по применению метода проектов на практике имеет особое значение в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.
Подводя итог, следует сказать о том, что приоритетами новой образовательной парадигмы являются:
- фундаментальность, что подразумевает ориентацию на выявление сущностных оснований и связей между процессами окружающего нас мира;
- целостность, предполагающая внедрение в образование единых циклов фундаментальных дисциплин, объединенных единой целевой функцией и ориентированных на междисциплинарные связи;
- ориентация на интересы развития личности обучающегося.
Применение информационных технологий в образовании, приводит к необходимости:
- постоянного совершенствования методологии, стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
- разработки методологии обучения, учитывающей все более возрастающие возможности современных вычислительных машин в области информационного и математического моделирования;
- разработки методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умения самостоятельно приобретать знания и осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
- разработки методических систем обучения, опирающихся на использование компьютерных педагогических средств (обучающих, контролирующих, демонстрационных и т.д.) на основе современных информационных технологий (в частности, систем искусственного интеллекта).
Безусловно, педагог может применить все известные методы обучения информатике, однако приоритетными остаются методы стимулирования и мотивации обучения, исследовательской деятельности, метод проектов и многие другие методы интерактивного обучения.
Литература
Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество";
Д. И. Латышина "История педагогики";
А. А. Радугин "Педагогика"
Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве"; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)». – М., 2000.
Мизин И.А., Колин К.К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. Вып. 8. - М.: Наука. Физматлит, 1996. - С. 2-13.
Угольников О.В. Дистанционное обучение на основе междисциплинарного подхода // Тезисы межвуз. научно – технич. конф. "Проблемы совершенствования высшего заочного образования" - М.: РЗИТЛП, 1999. - С.53.
Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблемы качества // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 19-26.
Дворецкий С.И., Майстренко А.В., Муратова Е.И. Формирование информационной культуры специалиста // Информатика и образование, 2001 №4, с.21 31.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 215