Разработка урока по технологии на тему:Выполнение национального орнамента в виде контурной резьбы.6 класс
6 б класс. 30.10.
Тема: Выполнение национального орнамента в виде контурной резьбы.
Цель урока:
ознакомить учащихся с видами национального орнамента;
научить приёмам выполнения простейших видов резьбы.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные: сформировать у школьников практические умения и навыки при работе в технике контурной резьбы.
Развивающие: развивать у ребят стремление преодолевать затруднения при работе в данной технике;
Развивать творческие способности учащихся на уроках технологии.
Воспитательные: осуществлять воспитание у школьников чувства
прекрасного и стремление к красоте.
воспитание эстетического вкуса; развитие координации движений рук и аккуратности.
Оборудование, наглядные пособия:
компьютер, презентация в Power Point «Виды национального орнамента», доска, ПВХ, нож, карандаш, линейка, виды орнаментов, плакаты по ТБ.
Тип урока:
комбинированный – проводится большой акцент на изложение и формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, выработка умений и навыков.
Методы: показ с демонстрацией, беседа.
Ход урока:
І. Орг. Момент.
Проверка готовности к уроку.
ІІ. Сообщение темы урока и его цели. На уроке ознакомимся с видами национального орнамента, научимся выполнять простейшие виды резьбы.
Сегодня мы с вами займемся выполнением национального орнамента в виде контурной резьбы.
Будем самостоятельно наносить орнаменты, вырезать по контуру.
ІІІ. Изложение нового материала.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов «Виды национального орнамента».
Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.
Выполнение национальных орнаментов в основном использовались такие виды как:
Геометрический орнамент.
Растительный орнамент.
Каллиграфический орнамент.
Фантастический орнамент.
Животный орнамент.
Геральдический орнамент.
При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.
Окружающая человека природа дает неисчерпаемый материал для мотивов орнаментов и узоров. Рассматривая те или иные природные формы (листья, плоды, насекомые, животные), можно убедиться в том, что они послужили основой для создания образцов народных узоров и орнаментов.
Каждый национальный орнамент и узор имеет свои неповторимые стилевые особенности, которые необходимо знать при выполнении орнамента.Контурная резьба применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов и т.д.)
Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение.
ІV. Практическая работа.
Последовательность выполнения технологического приёма контурной резьбы из ПВХ.
Начинают резьбу с разметки рисунка.
Резьба нанесенного рисунка.
Отработка приемов резания-демонстрация, инструктирование по правилам безопасности при контурной резьбе из ПВХ.
Не держите левую руку вблизи режущего инструмента.
Не прилагайте больших усилий при резании.
Храните стамески и резаки в специальных ящиках.
В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, соблюдая правила техники безопасности.
V. Закрепление новых знаний:
Назовите виды национального орнамента.
Где применяется контурная резьба?
Перечислите использованные материалы и инструменты на уроке?
VІ. Итог урока.
Рефлексия, самооценка, обсуждение ошибок.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Нарисовать несколько видов национального орнамента.
Утверждаю Согласовано:
Директор школы: ЗД по УВР.
_______________ _______________
Шаталова Л.А. Исмагулова М.Е.
Открытый урок
на тему: «Выполнение национального орнамента в виде контурной резьбы».
Подготовил: учитель технологии
Нуркенов А.Т.
СОШД им. К. Ахмирова.
Октябрь 2013 год.