Презентация для волонтерского движения Урок работы со слабовидящими
Уроки толерантности для волонтеровКостюченкова Дарья Дмитриевнапедагог-организаторМКОУ «Перегребинской СОШ № 1»
Урок общения с людьми с нарушением зрения
Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Эти особенности необходимо учитывать при общении.
Спрашивайте, нужна ли инвалиду Ваша помощь. Если помощь не нужна, не навязывайте ее.Представьтесь и представляйте других собеседников.
Когда вы обращаетесь к инвалиду по зрению, прикасайтесь рукой к его плечу или называйте его по имени. Иначе он не знает, что вы разговариваете с ним.При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему.
Предлагая свою помощь, при движении необходимо направлять инвалида с нарушением зрения, не стоит стискивать его руку, следует идти так, как обычно. При движении сопровождающий сгибает руку в локте, а инвалид с нарушением зрения берет его под руку. При таком способе сопровождения инвалид с нарушением зрения оказывается немного позади сопровождающего и хорошо чувствует, когда он поворачивает, останавливается, замедляет ход перед препятствием и т.п.
При наличии у инвалида с нарушением зрения собаки-поводыря не следует обращаться с нею так, как с обычными домашними животными. Также не следует отдавать ей команды, трогать её и играть.
При проходе в узком дверном проеме сопровождающий должен выпрямить руку и отвести её назад, открыть дверь и пройти в нее первым, инвалид с нарушением зрения идет вслед за ним и закрывает дверь.
При спуске или подъеме по ступенькам необходимо предупреждать о направлении лестницы вверх или вниз, вести инвалида с нарушением зрения следует перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. Можно предложить инвалиду с нарушением зрения идти, взявшись за перила. Для этого необходимо положить руку инвалида с нарушением зрения на перила ладонью вниз. Всегда надо предупреждать о конце лестницы или пролета.
Когда вы рассказываете, где находится какое-то место, употребляйте слова «справа», «слева», «впереди» и т.д. Слово «там» ничего не означает для незрячего человека.
В шумном помещении во время разговора не отходите от слепого, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко.
Предлагая инвалиду с нарушением зрения сесть, не стоит усаживать его, направьте руку на спинку стула или подлокотник, положив его ладонь на спинку стула. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если инвалид попросит помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть его кисть к предмету и брать его рукой этот предмет. Лучше самому подать предмет или навести руку слепого на него.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если об этом не попросят, т.е. необходимо читать всё от заголовка до конца: название, даты, комментарии, документы и т.д.
Не заменяйте чтение пересказом содержимого и воздерживайтесь от комментариев. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Передавая инвалиду с нарушением зрения документы, делайте всё не спеша и последовательно, комментируйте, какие документы даете, вкладывая каждый документ ему в руки.
При подписании документов, в качестве вспомогательных средств, лучше всего использовать линейку, которую нужно положить под строкой, на которой незрячий должен будет расписаться. Это поможет ему сориентироваться в документе. Место, на котором незрячий должен будет поставить подпись, можно дополнительно указать, используя подручные средства (авторучку, указку и т.п).
Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Избегайте выражений «пощупайте», «я отведу Вас», лучше сказать: «посмотрите», «я схожу с Вами» и т.п.Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
Перейдем к тренингу1 задание (Сороконожка)Становимся в колонну по одному, правую руку кладем на плече впереди стоящего человека, все закрывают глаза кроме первого в колонне, он ведет всех и говорит о выполняемых действиях, передвигаясь по полосе препятствий, заранее приготовленной организаторами тренинга. Ведущие меняются в процессе прохождения задания, так же «зрячим» может быть как первый так и последний участник.
2 задание (Лабиринт)На полу начерчен лабиринт, одному участнику завязывают глаза, все остальные должны объяснить в каком направлении ему двигаться, что бы не заступить за границы лабиринта.
3 задание (Слепой телефон)Участники тренинга выстраиваются в колонну, на спине последнего ведущий рисует лампочку пальцем (показывает изображение). Участники по цепочке рисуют на спине впередистоящего то что смогли почувствовать, первый в колонне рисует на бумаге то что почувствовала.
4 задание (Опиши словами)Ведущий раздает по одному задание, человек описывает словами, то что написано на его карточке, при этом он не должен употреблять это слово и однокоренные к нему слова. Отгадавший меняет расказчика.