Методическая разработка «Реализация межпредметных связей на уроках информатики»
Филиал МБОУ Наруксовской СОШ - Азрапинская ОШ
Методическая разработка
«Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики и ИКТ на основе современных педагогических технологий»
Раздел программы «Информационные технологии»
5 класс
Программа курса Информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Л. Л. Босова
Учитель информатики Сухова Елена Михайловна
2009 г.
Структура методической разработки раздела
Пояснительная записка...3
Цели и задачи изучения раздела4
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями..5
Ожидаемые результаты освоения раздела программы7
Структура содержания раздела..8
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся....8
Поурочное планирование по разделу..12
Литература17
Пояснительная записка
Информационные технологии и информационные процессы являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
С 1985 г. и по настоящее время единственным предметом отечественной школы, целенаправленно и систематически формирующим ИКТ- компетенцию учащихся, был и остается курс «Информатика и информационные технологии». ИКТ- компетенцией учащегося считается его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий.
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и информационные технологии», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5 классе могут быть определены следующим образом:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:
1. Образовательные цели:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
2. Развивающие цели:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
3. Воспитательные цели:
воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Предполагаемый объём учебного времени - 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цели и задачи изучения раздела
1.Обучающая цель:
учащиеся должны знать и правильно применять на бытовом уровне основные понятия раздела «Информационные технологии»; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор».
2. Развивающая цель:
учащиеся должны уметь работать с современными прикладными программами, применять полученные на уроках информатики умения и навыки и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
3. Воспитывающая цель:
учащиеся должны понимать , что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его и убедиться в необходимости овладения умениями и навыками работы с компьютером, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в реальных жизненных ситуациях.
Основная задача раздела – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ(текстовый редактор, графический редактор, и др)
Задача учителя при изучении этого раздела сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
Учет межпредметных связей при обучении информатике в 5 классе позволяет не только усилить эффективность учебно-воспитательного процесса, но и по-новому организовать учебный процесс, разнообразить его, пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли ребенка к осознанному освоению действительности, раскрепостить мышление ученика, сформировать у него критическое мышление. Все эти качества особенно необходимы современному человеку, которому приходиться жить в информационном обществе.
Научно доказано, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Это особенно важно на уроках информатики и информационных технологий.
Поэтому на своих уроках я стараюсь воспитывать не только информационную культуру, но и культуру здоровья.
Создание здоровьесберегающей среды на уроках информатики предполагает гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил, способствующий адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации младших подростков.
Анализ данных, полученных от педагогов - коллег, и сопоставление их с результатами психологической диагностики детей позволил мне выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети в период адаптации:
Трудности включения в работу.
Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.
Темповые характеристики учащихся не одинаковые.
Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам.
Память - одни дети показывают высокие показатели, другие - низкие.
Для того, чтобы удержать внимание и работоспособность младших подростков на достаточно высоком уровне в течение всего урока, целесообразно постоянно использовать смену разных видов деятельности.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Межпредметные связи на уроках информатики не только позволяют углубленно изучать материал по данному предмету, но и формируют общеучебные умения, из разрозненных знаний в различных областях науки у ребят складывается целостное представление о мире (природе - обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Новые педагогические технологии обучения с активным использованием межпредметных связей не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы обучающиеся использовали её в практической деятельности, в качестве условий или среды для развития исследовательских способностей, для создания собственного творческого продукта, востребованного и конкурентноспособного на всех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном и международном.
После изучения раздела учащиеся должны уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; применять графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Прогнозы образовательного мониторинга по предмету (анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов обучения учащихся): 100% успеваемость, динамика роста с 75% до 87% количества учащихся, обучающихся на «хорошо» и «отлично».
Структура содержания раздела «Информационные технологии» (10 ч)
Калькулятор и его возможности - 1 ч.
Технология вычислений с помощью приложения Калькулятор
Текстовый редактор: назначение и основные функции – 3 ч.
Текстовый редактор и текстовый процессор. Назначение текстового редактора. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. Шрифт.
Графический редактор: назначение и основные функции – 3 ч.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Как формируется изображение на экране монитора.
Представление о составном документе - 1ч.
Освоение совместных действий при работе с двумя программами. Обработка
текстовой и графической информации. Создание комбинированных документов.
Создание движущихся изображений -1 ч.
Формирование у учащихся представления об информационной технологии создания анимации. Создание простейших движущихся изображений.
Обобщающий урок - 1ч.
Проверка знаний и умений обучающихся.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Межпредметные связи в органическом сочетании с новыми педагогическими технологиями повышают качество образовательного процесса, способствуя развитию ребёнка как активной, самостоятельной, творчески обогащённой личности.
Под межпредметными связями я понимаю единство целей, функций, учебных дисциплин, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе на основе современных тедогогических технологий, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков, в конечном итоге формированию целостного научного мировоззрения и качеств всесторонне и гармонически развитой личности. В основе предлагаемой методики лежит основной принцип развивающего обучения активизация мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников общеучебных умений овладения способами усвоения учебного материала, формирование навыков самостоятельной работы.
Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даём нашим ученикам, было бы до какой – то степени новым и для нас. Обращённое к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.
В соответствии с теорией развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципов целеполагания. Изложение материала ведётся в форме эвристической беседы. Ставлю проблему, на конкретных примерах организую поисковую деятельность, вместе делаем вывод, сверяем его с готовым. На этапе закрепления уместно применять исследовательский метод. Задания, имеющие практический характер решаются самостоятельно.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю при изучении раздела элементы личностно – ориентированного и разноуровневого обучения; основы валеологии и технологию оценивания достижений учащихся («Портфолио»).
Свою работу строю на переходе от воспроизводящего к поисково-творческому типу учебной деятельности, обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности), ведущую роль отдаю теоретическим знаниям. Повышению эффективности процесса обучения способствует личностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько проявление его в самом себе, формирование себя. Одной из особенностей урока в личностно-развивающем подходе является его разноплановая дифференциация.
Дифференциация по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся связаны со способностями к тем или иным предметам: одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие – к точным наукам; одни – к историческим, другие – к биологическим и т.д. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одарённых детей, обучение и развитие которых представляет собой особую ответственность. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. При этом во всех формах дифференциацию осуществляю в виде детерминированного или демократического обучения.
Объединение разрозненных частей знаний на уроке осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Интеграцию осуществляю не только на конкретных уроках, но и в целом в своей работе, интегрируя элементы нескольких современных педагогических технологий.
Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения:
личностное целеполагание ученика;
выбор;
межпредметность;
продуктивность обучения;
ситуативность;
рефлексия.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Свою работу выстраиваю следующим образом: 1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, эвристические, поисково-исследовательские и др.
Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. Интеграция информатики и валеологии способствует созданию комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся.
Для укрепления здоровья регулярно провожу физминутки, игровые минутки – отдых для души и тела, слежу за правильной осанкой.
Поурочное планирование по разделу «Информационные технологии»
№
урока
Тема урока
Форма проведение
Методические приёмы
Система приобретаемых знаний и система деятельности
Ожидаемые результаты
1
Обработка числовой информации с помощью приложения Калькулятор
Урок – игра
«Виртуальное путешествие по родному селу «Азрапино», соавторская разработка
(опубликован на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009 г.)
Интеграция с математикой
-общенаучные знания;
-знания из области естественных наук;
-фундаментальные знания по математике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты – освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
– умения учебно-познавательной, практической деятельности;
-обобщенные способы деятельности;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
– способность к творческому решению учебных и практических задач
2
Обработка текстовой информации.
Ввод текста. Шрифт
Урок на тему «Буквица», автор Е.Н. Боева, журнал «Информатика в школе» № 8, 2009 г
Личностно –ориентированные
Игровые
Интеграция с историей
-общенаучные знания;
-знания из области истории;
-фундаментальные знания по информатике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
– умения учебно-познавательной, практической деятельности;
- Личностные результаты:
– научные знания из истории и информатики;
– способность к творческому решению учебных и практических задач
3
Редактирование текста. Работа с фрагментами текста
Урок - практикум
Игровой
фрагмент: фронтальный опрос с мультимедиа презентации «Цветик – семицветик»
(приложение 1)
Интеграция с литературой
-фундаментальные знания по информатике;
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты –
– умения учебно -
практической
деятельности;
- Предметные результаты:
- усвоение навыков
работы с текстовым
редактором
4
Обработка текстовой информации. Редактирование текста
Урок с элементами игры, авторская разработка (опубликован на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и в журнале «Информатика в школе» № 8, 2009 г.
Интеграция с русским языком и литературой
-знания из области русского языка и литературы;
-фундаментальные знания по информатике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты – освоенние способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
– умения учебно-познавательной, практической деятельности;
Личностные результаты
– способность к творческому решению учебных и практических задач
Предметные результаты:
- усвоение навыков работы с текстовым редактором
5
Компьютерная графика. Графический редактор
Урок с элементами творческой работы по созданию заготовок к проекту «Ателье»
Введение в проектную деятельность
Интеграция с технологией
-фундаментальные знания по информатике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты – освоенние способов деятельности, применимых и в реальных жизненных ситуациях.
– умения учебно-познавательной,
практической деятельности;
Личностные результаты
– способность к творческому решению учебных и практических задач
Предметные результаты:
- усвоение навыков работы с графическим редактором
6
Инструмен
ты графического редактора
Урок – игра
«Инструмен
ты художника»
Интеграция с ИЗО
-знания из ИЗО;
-фундаментальные знания по информатике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты –
– умения учебно-познавательной и практической деятельности;
Личностные результаты
– способность к творческому решению учебных и практических задач
Предметные результаты:
- усвоение навыков работы с графическим редактором
7
Обработка графической информации
Урок с элементами творческой работы по созданию рисунков под музыкальное произведение
на стихи известных поэтов.
Интеграция с уроками музыки, литературы
-знания из литературы, музыки;
-фундаментальные знания по информатике;
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты –
– умения учебно-познавательной, практической деятельности;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
Личностные результаты
– способность к творческому решению учебных и практических задач
Предметные результаты:
- усвоение навыков работы с графическим редактором
8
Обработка текстовой и графической информации
Творческая работа по созданию непрофессиональной социальной рекламы
Интеграция с валеологией, ОБЖ
- знания из валеологии, ОБЖ;
-фундаментальные знания по информатике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты – освоенние способов деятельности, применимых и в реальных жизненных ситуациях.
– умения учебно-познавательной исследовательской, практической деятельности;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
Личностные результаты
– способность к творческому решению учебных и практических задач
Предметные результаты:
- навыки работы с текстовым и графическим редактором
9
Создание анимаций
Урок с элементами творческой работы по созданию заготовок к конкурсным проектам
Введение в проектную деятельность
-общенаучные знания;
-знания из области русского языка и литературы;
-фундаментальные знания по информатике;
-первичные знания профильного характера
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты –
– умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;
Личностные результаты
– способность к творческому решению учебных и практических задач
(творческая работа ученицы награждена Грамотой за II место в районном конкурсе)
Предметные результаты:
- усвоение навыков работы по созданию анимации
10
Обобщающий урок
Компьютерный магистр
(опубликован на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игровые технологии
Интеграция с литературой
-фундаментальные знания по информатике;
Система деятельности:
-познавательная деятельность;
-преобразующая деятельность;
-общеучебная деятельность
Метапредметные результаты –
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
Личностные результаты:
– способность к творческому решению учебных и практических задач.
Предметные результаты:
- повторение и обобщение знаний по информатике
Литература
Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Программа курса Информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Л. Л. Босова. Москва. Бином. 2009
Л.Л. Босова. Информатика . 5 класс. Учебник для 5 класса, М, Бином, 2007 г.
Л.Л. Босова. Информатика . 5 класс. Рабочая тетрадь для 5 класса, М, Бином, 2007 г.
Л.Л. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах 5 класс. Методическое пособие, М, Бином, 2005 г.
Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985
13PAGE 15
13PAGE 14115
15