Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов ( 3 класс)
Урок русского языка в 3-А классе.
Учитель -Логвинова Людмила Владимировна
Дата проведения – 19.12.2016 г.
Класс – 3-А
Количество обучающихся - 18
Тема: «Правописание приставок и предлогов».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
научить распознавать предлоги и приставки, правильно их писать употреблять в речи.
продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету
продолжить работу по формированию умения работать в группах, договариваться друг с другом.
Задачи: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формировать практические умения, учить умению анализировать и понимать учебную деятельность
Оборудование к уроку и ресурсы: интерактивная доска , презентация из10 флипчартов, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс, электронная физминутка, маршрутные листы, письмо от Деда Мороза, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
1. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Метапредметные:
регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок высказывать свои предложения.
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, глагол.
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Ход урока.
Организационный момент.
- Протяните руки к солнышку, возьмите у него немного тепла и положите его себе в сердечко. Почувствуйте это тепло. А теперь поделитесь им со своим соседом по парте и с нашими дорогими гостями.
– Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. У нас есть путевые листы, в них мы будем записывать свои открытия.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Улица «Чистописание»
1. Чистописание.
– Итак, начнем свой путь с улицы «Чистописание».
-Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе?
(Флипчарт № 1 на интерактивной доске)
На доске: от, к, за, для, про, с, по, кроме
-Посмотрите внимательно. Что написано? (предлоги и приставки).
-Так приставки или предлоги?
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
– В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их, чередуя, до конца строчки.
– На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.
2.Проверка по эталону (экран)
–Оцените себя : правильность и аккуратность. Вы очень хорошо выполнили это задание, идем дальше.
(Флипчарт № 2 на интерактивной доске) в, по, у, за, до, под, с, от
-Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги)
-Так что же это приставки или предлоги?
-Почему у нас возникло затруднение? (Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).
-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?
(Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)
-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.
(Правописание приставок и предлогов).
Путешествуем мы с вами по какому городу? ( «Приставки и предлоги»)
III. Актуализация знаний
(Флипчарт № 3 на интерактивной доске)
(по)бежал (по)деревне
(про)читал (про)город
-Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами)
-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.
-Что такое приставка? (Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).
-Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).
- С какой частью речи дружит приставка? ( С глаголом)
-С какой целью мы всё вспомнили о приставке? (Чтобы найти слова с приставкой).
-Назовите слова с приставкой.
- В какую группу отнесём все остальные слова? ( Слова с предлогами).
-Что такое предлог? (Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).
-Для чего служит предлог? (Для связи слов в предложении).
-Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?
IV. Первичное усвоение нового знания.
-Предлагаю вам побывать в роли исследователей и отправиться
на улицу «Исследовательскую»
-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.
(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово).
(Работа на доске со вторым столбиком слов)
по (большой) деревне, прочитал про (что?) город
- Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово).
-А между приставкой и словом можно вставить вопрос или другое слово? (Нет, приставка - часть слова)
-При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)
-Какой из этого можно сделать вывод? (Предлог с глаголом не употребляется).
-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.
- Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? Правило на интерактивной доске. (Флипчарт № 4).
Физкультминутка.
V. Первичное закрепление нового знания.
- Мы продолжаем путешествовать по какому городу? «Приставки и Предлоги».
1. (Флипчарт № 5 на интерактивной доске)
Выбери лишнее: (на)шел, (на)окне, (на)писал, (на)рисовал. (Все глаголы, а на окне – существительное с приставкой) (Предлоги никогда не употребляются с глаголами)
Докажите. Именно там вы найдете, куда же мы отправимся.
УЛИЦА «ВЫБОРА»
Упражнение на интерактивной доске. (Электронное приложение к учебнику В. А. Канакиной, В. Г. Горецкого.)
Игра «Предлоги» (отгадайте загадки и вставьте пропущенные предлоги).
Рыба __ море, а хвост - ___ заборе. (Ковшик)
__ неба пришёл, ___ землю ушёл.(Дождь)
___соснами, ___ ёлками лежит мешок ___ иголками.(Ёжик)
___морю идёт, идёт, а ___ берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)
(на, На, с,С, под, Под, по, По, в, В. До, До)
Впечатай пропущенные приставки. Упражнение на интерактивной доске. (Электронное приложение к учебнику В. А. Канакиной, В. Г. Горецкого.)
Осторожно ветер
Из калитки (__)шел,
(__)стучал в окошко,
(__)бежал по крыше.
Оцените себя по шкале правильности.
2. (Флипчарт № 6 на интерактивной доске)
Найдите лишнее: (в)лес, (в)сугроб,(в)снег, (под)партой. (Слово с приставкой под). Докажите. Там вы найдете следующую точку нашего маршрута.
УЛИЦА «ОТДЫХА»
Электронная физминутка «Снеговик».
Дидактическая игра. Предлагаю ещё немного отдохнуть и закрепить полученные знания.
- Если вы услышите слово с приставкой – соедините ваши ладошки, с предлогом – разведите руки в стороны.
Под пенечком, прокричал, на санках, в хоккей, позевал, с горки, под ёлочку, прилетел, за подарками, пожевал, пошел, с другом, в углу.
VI.Обобщение и систематизация знаний/
3. А как же пишется (в)углу. Докажите. Там будет наша следующая станция.
УЛИЦА «ТЕСТОВАЯ»
- А сейчас обобщим наши знания и сделаем кластер: (работа в группах – карточка на партах)
(указать опоры, которые относятся к приставке (1 группа) и предлогу (2 группа). А к доске выходят по 1 ученику из каждой группы. (Флипчарт № 7 на интерактивной доске)
Приставка
Предлог
1. Часть слова.
1. Часть речи.
2.Пишется слитно.
2. Пишется отдельно.
3. Служит для образования новых слов
4. С глаголами всегда пишу слитно.
3. Служит для связи слов в предложении
Итог: Давайте себе похлопаем за отличную работу!
- Наступило время провести тест, и разобраться, как вы поняли тему урока. Выбери правильное утверждение (Флипчарт № 8 на интерактивной доске), обведи букву:
П. Приставки со словами пишутся слитно
Г. Приставки со словами пишутся раздельно
Я. Приставка служит для образования новых слов
Л. Приставка служит для связи слов в предложении
К. Предлоги пишутся слитно со словами
Т. Предлоги пишутся раздельно со словами
Ь. Предлог – часть речи
Я. Предлог – часть слова
- Какое слово получилось? (пять). Вот вы сами себе поставили оценку. А у кого не получилось?
(Флипчарт № 9 на интерактивной доске)
Найди лишнее: (за)мок, (за)втра,(за)дверью,(за)йчик. (Во всех словах (за) – часть корня, а - (за) дверью – приставка. Докажите. Поищите, что же там вас ожидает?
ПЛОЩАДЬ «НОВОГОДНЯЯ»
- Вот, посмотрите, пришло письмо. От кого, как вы думаете? (от Деда Мороза)
Дорогие ученики 3-А класса! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Очень хочу, чтобы вы росли умными и здоровыми, чтобы ваше сердце всегда было согрето любовью и заботой. За ваш труд и старание дарю вам ёлочку. Я не успел её нарядить, но знаю, что вы сами справитесь и сможете её сделать по-новогоднему красивой и нарядной.
До встречи в новогоднюю ночь. Ваш Дед Мороз.
- Ну что, выполним просьбу Деда Мороза, не подведём его?
Рефлексия: (Флипчарт № 10 на интерактивной доске)
Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то нарисуйте улыбку, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допускаете ошибки лицо- серьёзное, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь - уголки губ опустите вниз( у каждого ученика смайлик, который надо дорисовать)
- Давайте подарим себе аплодисменты за труд на уроке! Молодцы!!!
Приложение
Маршрутный лист ученика(цы) 3-А класса________________________
По городу «ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ»
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Игра «Предлоги» (отгадайте загадки и вставьте пропущенные предлоги).
Рыба __ море, а хвост - ___ заборе.
__ неба пришёл, ___ землю ушёл.
___ соснами, ___ ёлками лежит мешок ___ иголками.
___ морю идёт, идёт, а ___ берега дойдёт – тут и пропадёт.
(на, На, с, С, под, Под, по, По, в, В. До, До)
Впечатай пропущенные приставки.
Осторожно ветер
Из калитки _____ шел,
______ стучал в окошко,
_____ бежал по крыше.
Выбери верное утверждение, обведи букву:
П. Приставки со словами пишутся слитно
Г. Приставки со словами пишутся раздельно
Я. Приставка служит для образования новых слов
Л. Приставка служит для связи слов в предложении
К. Предлоги пишутся слитно со словами
Т. Предлоги пишутся раздельно со словами
Ь. Предлог – часть речи
Я. Предлог – часть слова