Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2-го класса для детей с ОВЗ
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2-го класса для детей с ОВЗ разработана на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
учебного плана МБОУ НШ №30 на 2016-2017 учебный год;
календарного учебного графика МБОУ НШ №30 на 2016-2017 учебный год, утвержденного директором ОУ и согласованного Управляющим советом школы;
адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ НШ №30;
авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой (М.: Просвещение, 2011г);
УМК: учебник для 2 класса, .М. Зелениной, Т.Е. Хохловой,- М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) в общеобразовательной школе и направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью посредством учебного предмета «Русский язык».Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся - неоднородная по составу группа школьников.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Образовательный процесс для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО, строится с учетом следующих специфических образовательных потребностей:
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.
Основными целями начального обучения математике являются:
-математическое развитие младших школьников;
-формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
В соответствии с этими целями поставлены задачи:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно- познавательных и практических задач;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
-развитие познавательных способностей;
-воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критического мышления;
-развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Достижение поставленных целей при реализации данной программы предусматривает решение следующих основных, в том числе и коррекционных задач:
преодоление пробелов в умениях и навыках;
преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
С целью реализации содержания учебной программы в полном объеме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительным документам различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний, используя разные формы учебной деятельности.
Цель учебного предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. В соответствии с этой целью поставлены задачи:
• освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексическом и грамматическом строе, особенностях словообразования;
• знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.
В обучении детей с задержкой психического развития решаются задачи, поставленные перед общеобразовательной школой, а также специфические задачи:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
- усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) в общеобразовательной школе
II. Предметные результаты освоения учебного предмета
(курсивом обозначены результаты, которым учащиеся данной категории получат возможность научиться)
В ходе обучения русскому языку у учащихся начальной школы формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности: формирование ценностных и мировоззренческих установок, формирование интереса и познавательных потребностей, становление структуры их учебной деятельности. В результате освоения учебного предмета «Русский язык» формируются такие личностные универсальные учебные действия младшего школьника, как:
осознание и утверждение второклассником себя в социальной роли ученика, различение учебной и игровой деятельности (игры);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
стремление к активному использованию норм поведенческого и речевого этикета;
положительное отношение к русскому языку как одному из ведущих предметов изучения в школе;
представление о значении русского слова как средства общения;
ориентация на оценку учителя результатов учебной деятельности и поступков;
самооценка результатов учебной деятельности;
осознание причин успехов и неуспехов в учебной деятельности;
чувств ответственности за свои поступки;
чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
понимание и оценка нравственного содержания поступков одноклассников и собственных поступков;
опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и в других социальных ситуациях, а также самооценка их результатов;
чувство гордости за свою Родину и народ, представление о значении русского слова как средства общения между людьми и как средства межнационального общения в России.
ориентации на оценку результатов учебной деятельности и поступков одноклассников;
интереса к изучению русского языка;
потребности правильно и выразительно говорить по-русски;
осознания своей гражданской идентичности, осознания себя как юного гражданина России.
Метапредметные результаты
Достижение метапредметных результатов предполагает формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, положительной мотивации, интереса к познавательной и творческой деятельности и освоение учащимися общих и собственно лингвистических методов учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через умение и универсальные учебные действия (УУД): регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.
ориентироваться в организации учебного материала, структуре учебника, представленной разделами «Темы» (уроки), «Для любознательных», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Наши проекты», в общем содержании каждой темы на основании знакомства с материалом шмуц-титулов;
понимать и устанавливать взаимосвязь и взаимообусловленность поставленной цели, учебного материала и результатов выполнения цели урока (тему);
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и средства её осуществления;
совместно с учителем принимать участие в целеполагании, давать себе прогностическую самооценку (определять меру готовности к выполнению учебного задания), планировать учебные действия при решении поставленной учебной задачи;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
понимать свою роль при сотрудничестве с одноклассниками в учебном процессе;
пользоваться таблицами, схемами, представленными в учебнике и других учебных пособиях;
использовать различные разделы учебника как источник информации для решения учебных задач;
выбирать из различных способов решения учебной задачи оптимальные;
находить и использовать информацию, представленную в учебнике и других учебных пособиях, для пополнения актуального познавательного опыта;
выслушивать и принимать другое мнение или позицию;
аргументировать собственное мнение или позицию;
понимать целесообразность (смысл) работы в паре, группе.
осуществлять процессуальный контроль (контроль над каждой частью выполняемой работы) в сотрудничестве с учителем;
по результатам решения практических задач (наблюдений, сравнений, анализа и т. д.) делать самостоятельно выводы относительно фактов языка, сравнивать свои выводы с выводами, данными в учебнике, корректировать самостоятельно сделанные выводы;
понимать и применять общий принцип действий с фактами языка (действий изменений и сравнений);
строить монологические высказывания на основании диалога, обсуждения языкового материала;
осуществлять действия по самоконтролю и взаимоконтролю.
Предметные результаты обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и взаимообусловлены. Среди них можно назвать следующие:Предметные результаты отражают содержание и уровень освоения второклассниками знаний, умений и навыков в области русского языка, представленных в программе, опыт решения соответствующих этапу обучения учебных задач творческого и практического характера, содержание и уровень речевого развития.
Система языка: фонетика, орфоэпия, графика
Учащиеся научатся:
анализировать на слух звучащее слово:
выделять гласные и согласные звуки в слове;
выделять ударные и безударные гласные звуки;
выделять звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки;
выделять парные и непарные согласные звуки, только твёрдые и только мягкие согласные звуки;
различать слабую и сильную позицию гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки (изменение формы слова), обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных, делить слова на слоги и для переноса;
анализировать слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука (в начале слова, в середине слова, после гласных, после разделительного мягкого знака (ь)); делить такие слова на слоги и для переноса;
различать и сравнивать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, и слова, в которых эти буквы обозначают мягкость согласных;
безошибочно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
различать (сравнивать) мягкий знак (ь) как показатель мягкости и разделительный мягкий знак (ь);
списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажения букв.
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
слушать, слышать, узнавать звучание русского слова;
чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков, слова, фразы;
соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
использовать знания и практический опыт в области фонетики, орфоэпии и графики как основу орфографически грамотного письма;
писать под диктовку тексты (40–45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Лексика
Учащиеся научатся:
различать лексическое значение изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
толковать значение слов через подбор синонимов и антонимов;
распознавать в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в прямом и переносном значении.
Учащиеся учатся (получат возможность научиться):
объяснять особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.);
объяснять значение фразеологизмов (без терминологии);
пользоваться толковым словарём.
Морфология. Слово
Учащиеся научатся:
распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».
В рамках темы «Имя существительное» учащиеся научатся:
распознавать имена существительные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
определять форму числа имени существительного;
изменять имена существительные по числам;
распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек и т. д.);распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, роза – Роза);
писать имена собственные по правилам.
В рамках темы «Имя прилагательное» учащиеся научатся:
распознавать имена прилагательные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
определять, признак одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
изменять имена прилагательные по числам;
различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т. д.);различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;
выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»), устанавливать между ними связь по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
устанавливать зависимость формы числа прилагательного от формы числа существительного, с которым оно связано.
В рамках темы «Глагол» учащиеся научатся:
распознавать глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
изменять глаголы по числам;
устанавливать зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного, с которым он связан.
В рамках темы «Предлог» учащиеся научатся:
находить предлоги в предложении;
писать предлоги отдельно от других слов.
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
находить в предложении, тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
устанавливать зависимость формы числа имени прилагательного и глагола от формы числа имени существительного, с которым данное слово связано;
различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать?;
объяснять значение предлогов в речи;
понимать, что предлог всегда связан с существительным, независимо от места предлога в предложении;
находить в предложении существительное, к которому относится предлог.
Морфемика (состав слова)
Учащиеся научатся:
подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
выделять корень в однокоренных словах;
различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
применять правила проверки безударных гласных в корне слов с сочетаниями жи – ши.
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Синтаксис и пунктуация.
Предложение
Учащиеся научатся:
различать предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) с использованием терминов «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение»;
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания);
находить главные члены предложения (без терминологии);
составлять и записывать предложения из данных слов, изменяя при необходимости форму слов;
выбирать из данных слов и словосочетаний подходящие по смыслу для составления предложения на определённую тему;
записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
восстанавливать деформированные предложения.
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
устанавливать взаимосвязь между целью высказывания, интонацией и знаками препинания в предложении;
интонировать (произносить по-разному) одно и то же предложение; устанавливать при этом изменение смысла предложения;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
выписывать из предложений словосочетания с вопросами;
устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением.
Речевое развитие
Учащиеся научатся:
использовать восклицательную и невосклицательную интонацию при произношении повествовательных и побудительных предложений в зависимости от речевой ситуации (контекста);
письменно отвечать на вопросы к тексту;
составлять небольшие тексты (6–7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
различать текст-пословицу, текст-загадку, текст-описание и текст-повествование;
строить монологические высказывания (по аналитическим планам), вести диалог;
соблюдать орфоэпические правила;
различать оттенки слов, точно выбирать и использовать их в речи (изба – избёнка, бежит – мчится, большой – огромный).
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
самостоятельно составлять или воспроизводить и записывать небольшие тексты (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
писать изложение небольших повествовательных текстов по составленному плану;
толковать значение слов, выражений, пословиц;
использовать слова в переносном значении (дождь барабанит, шепчет; ручей озорной, весёлый, торопливый) в устной и письменной речи.
Орфография и пунктуация
Учащиеся научатся:
применять на практике следующие правила правописания:
написание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чн, чк, щн;
общие правила переноса слов, а также переноса слов с буквой ё и мягким знаком (ь);
правописание слов с гласными и согласными орфограммами с разделительным мягким знаком (ь);
написание прописной (большой) буквы в именах собственных;
правописание слов с непроверяемыми орфограммами, указанными в программе;
проверять обозначение на письме безударных гласных и парных согласных в конце и середине слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
безошибочно списывать слова, предложения, тексты;
писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами.
Учащиеся учатся (имеют возможность научиться):
применять правила правописания слов с разделительным мягким знаком (ь).
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис.Контроль образовательных результатов
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения предмета, в целом сохраняется в его традиционном виде
Текущая, промежуточная аттестация проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Выполняя определенный объём заданий, учащийся демонстрирует усвоение учебного предмета. При подведении итогов каждой четверти и учебного года в целом принимается во внимание накопленные оценки: результаты текущего контроля, результаты выполнения различных работ, результаты итоговых работ, а также достижения в различных областях по предмету, учтенные в портфолио учащегося.
С целью организации проектной и исследовательской деятельности предусмотрена работа учащихся над следующими проектами: «Веселые буквы», «Запомни нас!», «33 буквы».
III.Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса представлено в программе разделами:
Фонетика и орфоэпия. Интонация. Различие гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных. Звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение парных согласных в слове. Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Интонация: тон речи, логическое ударение. Фонетический разбор слова.
Графика. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Различие звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости. Значение буквы й, буквы ь и букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки. Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове (ь, е, ё, ю, я, и).
Небуквенные графические средства: пробел (раздельное написание слов), черточка (знак переноса).Алфавит, его использование.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слов. Использование словарей русского языка.
Состав слова (Морфемика). Овладение понятием «родственные(однокоренные) слова», «корень слова». Различие однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Морфология. Слово как части речи. Слово, его номинативные и коммуникативные функции.
Лексическое значение слова (название предмета, признак предмета, действие предмета). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (число). Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки.
Имя существительное, его лексико-грамматические признаки: значение, число. Имя существительное как член предложения. Значение и употребление в речи.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Лексико-грамматические признаки: значение, число, согласование с именем существительным.
Имя прилагательное как член предложения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по числам. Глагол как член предложения.
Предлог. Роль в предложении.
Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение – словосочетание – слово: их сходство и различия.
Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Интонация. Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Связь слов в предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Использование различных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове: традиционным, основанным на запоминании, морфологическим, фонетическим. Применение правил правописания.
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Раздельное написание предлогов со словами, разделительный мягкий знак.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Развитие речи. Овладение основными вилами речевой деятельности(говорения, слушания, чтения и письма).Обогащение словаря детей. Знакомство с признаками текста. Заглавие текста. Последовательность предложений. План текста. Типы текстов. Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания (предложения, текста).
Содержание курса раскрывается в следующих образовательных модулях:
Наша речь. Предложение (14 ч)
Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного и нескольких слов.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Оформление предложения в устной и письменной речи. Интонация.
Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетания (практическое ознакомление).
Звуки и буквы(67 ч)
Звуки и буквы, их различие. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных.
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Буква й(и краткое), различие букв й и и. Перенос слов с буквой й.
Ударение. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове, их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные.
Произношение парных и непарных звонких и глухих согласных на конце слова. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове, их обозначение на письме.
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком (ь)или гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Разделительный мягкий знак (ь).
Алфавит.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.
Слово (64ч):
Части речи (36 ч)
Имя существительное. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Существительные, отвечающие на вопросы - кто? что? Изменение существительных по числам. Имя существительное собственное.
Глагол. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Вопросы, на которые отвечают глаголы. Изменение глаголов по числам.
Имя прилагательное. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Вопросы, на которые отвечают прилагательные. Изменение имен прилагательных по числам. Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Корень. Однокоренные слова (28ч)
Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова.
Наша речь. Связь слов в предложении (12часов)
Повторение пройденного за год(13 ч)
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч, 4) Сс, Ее, Оо, а,д, 6; 5) ъ, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, Кк, Т) В, Зз, Ээ, Жж, Хх, ф, 8) ф, у, г, п, т, р, б, д. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
IV.Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Основные виды учебной деятельности обучающихсяДата
проведения
план факт
1 Предложение. 1 Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи.
Определять, что содержит предложение. Сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания. Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Оформлять самостоятельно предложения на письме. Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста. Речевое развитие:
Работать с текстом: определять тему текста, озаглавливать текст, Составлять рассказ по рисунку 01.09 2 Написание строчных и прописных букв и, ш, й; И, Ш, Й 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 02.09 3 Предложение, состоящее из одного или нескольких слов 1 Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи.
Определять, что содержит предложение. Сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания. Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи.
05.09 4 Правила оформления предложения на письме 1 Оформлять самостоятельно предложения на письме. Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста. Составлять рассказ по рисунку (работать в группе): рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ. Речевое развитие:
Работать с текстом: определять тему текста, озаглавливать текст, Составлять рассказ по рисунку 06.09 5 Входная диагностическая работа 1 Уметь писать раздельно слова в предложении, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. 07.09 6 Восклицательная и невосклицательная интонация 1 Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания, 08.09 7 Написание строчных букв п, т, р, г 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 09.09 8 Вопросительные предложения. Вопросительная интонация 1 Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания, Использовать термины «повествовательное предложение», «побудительное предложение», «вопросительное предложение» в практической деятельности.
12.09 9 Побудительные предложения 1 Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания, Использовать термины «повествовательное предложение», «побудительное предложение», «вопросительное предложение» в практической деятельности.
13.09 10 Оформление предложений в устной и письменной речи, разных по цели высказывания 1 Соотносить интонацию и знаки препинания в предложениях, разных по цели высказывания.
Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации. Речевое развитие:
Составлять предложения, разные по цели высказывания и интонации. Словарный диктант
14.09 11 Написание строчных и прописных букв л, м; Л, М 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 15.09 12 Связь слов в предложении 1 Составлять текст по рисунку.
Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Находить нужную орфограмму. 16.09 13 Закрепление по теме: «Предложение» 1 Составлять текст по рисунку.
Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Находить нужную орфограмму 20.09 14 Обобщение по теме: «Предложение» 1 Составлять текст по рисунку.
Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Находить нужную орфограмму 21.09 15 Гласные и согласные звуки. Их обозначение буквами 1 Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова. Сравнивать слова–названия предметов, различающиеся одним звуком. Сравнивать количество звуков и букв в слове.
Речевое развитие:
Толковать (объяснять) значение пословиц 22.09 16 написание строчной буквы я, прописных букв Я, А 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном.Проект «Веселые буквы» 23.09 17 Гласные звуки. Их обозначение буквами 1 Слушать слова и выделять в них гласные звуки.
Устанавливать особенность звучания гласных звуков.
Соотносить основные гласные звуки и буквы, их обозначающие.
Речевое развитие:
Толковать (объяснять) значение пословиц 24.09 18 Слоги 1 Произносить слова с делением на слоги. Наблюдать, какой звук всегда должен быть в слоге.
Формулировать вывод на основе наблюдений.
Устанавливать соотношение количества гласных звуков и слогов в слове.
Речевое развитие:
Определять эмоциональную окраску слов в соответствии с речевой ситуацией 26.09 19-20 Деление слов на слоги и для переноса
2 Наблюдать и сравнивать (устанавливать) общее и различное в делении слов на слоги и для переноса.
27.09
28.09 21 Написание строчных букв у, ц, ч; прописных букв Ц, Щ 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 29.09 22 Перенос слов 1 Наблюдать и сравнивать (устанавливать) общее и различное в делении слов на слоги и для переноса.
Формулировать правила переноса слов 30.09 23 Буквы е, ё, ю, я
1 Произносить слова и выделять в них основные гласные звуки.
Называть буквы, обозначающие основные гласные звуки.
Слушать слова и устанавливать, какие именно звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Формулировать вывод по результатам звуко-буквенного анализа слов с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.
Применять сделанные выводы в практической деятельности при выполнении упражнений учебника.
Работать с предложением: составлять предложения из групп слов. Объяснять значение слов. Отвечать на вопросы по тексту. Составлять предложения из групп слов. 03.10 24 Ударные и безударные гласные 1 Слушать слова и выделять в них ударные и безударные гласные звуки 04.10 25 Ударение в односложных словах и в словах с буквой ё 1 Наблюдать и устанавливать, сколько ударных гласных звуков может быть в слове. Наблюдать и устанавливать: смысл слова может зависеть от ударения. Подтверждать примерами формулировку (вывод): «Смысл слова может зависеть от ударения». Выделять ударные и безударные звуки в записанных словах. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Работать в паре: знакомиться с заданием, распределять обязанности в группе, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать варианты выполнения задания, оценивать результат работы, выполнять задание письменно.
05.10 26 Написание строчных и прописных букв с, С, е, Е, ё, Ё 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 06.10 27 Место ударения в слове 1 Наблюдать и устанавливать, сколько ударных гласных звуков может быть в слове. Наблюдать и устанавливать: смысл слова может зависеть от ударения. Подтверждать примерами формулировку (вывод): «Смысл слова может зависеть от ударения». Выделять ударные и безударные звуки в записанных словах. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Работать в паре: знакомиться с заданием, распределять обязанности в группе, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать варианты выполнения задания, оценивать результат работы, выполнять задание письменно.
07.10 28 Согласные звуки. Их обозначение буквами
1 Определять звуко-буквенный состав слова. Выделять согласные звуки в слове. Соотносить согласные звуки в слове и буквы, их обозначающие.
10.10 29 Звонкие и глухие согласные звуки 1 Различать звонкие и глухие согласные звуки в слове 11.10 30 Парные и непарные согласные звуки 1 Сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки.
Устанавливать сходство и различие согласных звуков, парных по звонкости-глухости.
Объяснять расположение в таблице букв, обозначающих парные и непарные согласные звуки (по звонкости-глухости).
Продолжать высказывание.
Выделять в словах парные и непарные согласные звуки и буквы, их обозначающие.
Речевое развитие:
Толковать (объяснять) значение пословиц . Работать с текстом: выборочно списывать текст 12.10 31 Написание строчной и прописной буквы о, О 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 13.10 32 Твёрдые и мягкие согласные звуки 1 Выделять в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.
Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими 14.10 33 Обозначение на письме мягкости согласных звуков 1 Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости».
Наблюдать за тем, как обозначается мягкость согласных на письме, и устанавливать способы её обозначения.
Формулировать самостоятельно вывод о способах обозначения мягкости согласных на письме.
Объяснять случаи совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове.
Использовать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме в практической деятельности .Речевое развитие: Объяснять значение слов и выражений. Работать с текстом: озаглавливать текст 17.10 34 Контрольный диктант за I четверть 1 Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации 18.10 35 Анализ контрольного диктанта и коррекция знаний 1 Анализировать контрольную работу и корректировать знания.
Оценивать результат освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. 19.10 36 Звук [й’] и буква й 1 Произносить и слушать слова со звуками [и] и [й’].
Сравнивать произношение звуков [и] и [й’] в слове 20.10 37 Текст-описание. Текст-повествование 1 Различать текст-повествование и текст-описание. Списывать выборочно текст с элементами описания. Озаглавливать текст.
Толковать (объяснять) значение пословиц, слов 21.10 38 Написание строчных и прописных букв и, а; И, А 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 24.10 39 Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости 1 Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими. Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости».
Использовать полученные знания в практической деятельности. 25.10 40 Закрепление по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы» 1 Объяснять по таблице, какие согласные могут быть в слове и твёрдыми и мягкими, какие только твёрдыми, какие только мягкими. Объяснять, что значит выражение: «Согласные, парные по твёрдости-мягкости».
Использовать полученные знания в практической деятельности. 26.10 41 Ударные и безударные гласные звуки в слове 1 Анализировать звучащее слово, выделять ударный звук в слове. Анализировать звучащие слова, выделять в них ударные и безударные звуки .Контрольный словарный диктант
27.10 42 Способы проверки безударных гласных 1 Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.
Формулировать вывод по результатам сравнения. Наблюдать за правописанием слов с безударными гласными.
28.10 43 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными 1 Формулировать правило правописания слов с безударными гласными, сравнивать формулировку с правилом в учебнике.
07.11 44 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Написание строчных букв а, д 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 08.11 45 Проверка обозначения на письме безударных гласных 1 Устанавливать способ проверки безударных гласных .Применять на практике правило и способ проверки правописания безударных гласных в слове .Наблюдать за правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными 09.11 46 Написание строчной буквы б
Закрепление написания строчных букв с, е, о, а, д 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 10.11 47 Обучающее изложение текста с опорой на картинный план 1 Изложение текста с опорой на картинный план 11.11 48 Анализ изложения и коррекция знаний. Парные и непарные звонкие и глухие согласные 1 Анализ изложения. Произношение и обозначение на письме непарных согласных и парных согласных перед гласными 14.11 49 Звонкие и глухие согласные на конце слова 1 Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова 15.11 50 Обучающее изложение текста повествования 1 Особенности лексики текста повествования 16.11 51 Анализ изложения и коррекция знаний. 1 Анализ изложения и коррекция знаний. 17.11 52 Проверка парных согласных в конце слова 1 Способ проверки парных согласных в конце слова (изменением числа)
Словарные слова: завод, машина 18.11 53 Проверка парных согласных в конце слова 1 Проверка обозначения на письме парных согласных в конце слова. Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы по тексту.
Словарные слова: мороз, сапоги, город 21.11 54 Закрепление по теме: «Произношение и обозначение на письме парных согласных» 1 Подбор к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочных слов; отработка умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов 22.11 55 Закрепление по теме: «Произношение и обозначение на письме парных согласных» 1 Проверочная работа по теме: «Произношение и обозначение на письме парных согласных» 23.11 56 Написание букв ь, ъ, ы 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 24.11 57 Обобщение по теме: «Произношение и обозначение на письме парных согласных» 1 Оценивание результата освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий 25.11 58 Правописание сочетаний жи-ши1 Анализировать звучащие слова: выделять в словах только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи – ши с его обозначением на письме в ударном слоге. Формулировать правило правописания сочетаний жи–ши, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённым в учебнике. 28.11 59 Правописание сочетаний жи-ши1 Анализировать звучащие слова: выделять в словах только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи – ши с его обозначением на письме в ударном слоге. Формулировать правило правописания сочетаний жи–ши, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённым в учебнике. 29.11 60 Правописание сочетаний ча-ща1 Анализировать слова: выделять в словах только мягкие согласные звуки [ч’] и [щ’], сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях ча – ща, чу – щу с его обозначением на письме в ударном слоге. Словарный диктант 30.11 61 Написание строчной буквы в1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. 01.12 62 Правописание сочетаний чу-щу1 Формулировать правило правописания сочетаний ча – ща, чу – щу, сравнивать самостоятельно сформулированное правило с правилом, приведённом в учебнике. Применять правила правописания сочетаний ча– ща, чу – щу в практической деятельности. Проект «Запомни нас!» 02.12 63
Правописание сочетаний
чн, чк, щн1 Наблюдать за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн.
05.12 64 Письменные ответы на вопросы по тексту 1 Формулировать правило правописания слов с сочетаниями чн, чк, щн, сравнивать его с правилом, данным в учебнике.
06.12 65 Закрепление знаний по теме: «Сочетания чн, чк, щн» 1 Применять правило правописания сочетаний чн, чк, щн в практической деятельности.
07.12 66 Написание строчной и прописной букв ж, Ж 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 08.12 67-68 Повторение по теме: «Сочетания чн, чк, щн» 2 Наблюдать за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн.
Формулировать правило правописания слов с сочетаниями чн, чк, щн, сравнивать его с правилом, данным в учебнике.
Применять правило правописания сочетаний чн, чк, щн в практической деятельности. Контрольный словарный диктант 09.12
12.12 69 Обобщение по теме: «Сочетания чн, чк, щн» 1 Наблюдать за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн.
Формулировать правило правописания слов с сочетаниями чн, чк, щн, сравнивать его с правилом, данным в учебнике.
Применять правило правописания сочетаний чн, чк, щн в практической деятельности 13.12 70 Роль разделительного мягкого знака в слове 1 Анализировать звучащие слова: выделять мягкие согласные в словах, наблюдать за произношением (слитное или раздельное) согласного и следующего за ним гласного звука в словах типа семя – семья. Объяснять употребление разделительного мягкого знака (ь) в словах 14.12 71 Правописание слов с разделительным мягким знаком. Письмо строчной буквы зи прописной, букв к, К 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 15.12 72 Разделительный мягкий знак. 1 Сравнивать произношение и написание слов типа семя – семья, полёт – польёт. Использовать знания о правописании слов с разделительным мягким знаком (ь).
16.12
73 Определяем изученные орфограммы 1 Анализировать звучащие слова: выделять мягкие согласные в словах, наблюдать за произношением (слитное или раздельное) согласного и следующего за ним гласного звука в словах типа семя – семья 19.12 74 Контрольный диктант за II четверть 1 Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации 20.12 75 Анализ контрольного диктанта и коррекция знаний 1 Анализировать контрольную работу и корректировать знания.
Оценивать результат освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. 21.12 76 Написание строчных и прописных букв
ц, щ, Ц, Щ 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 22.12 77 Восстановление деформированного текста. 1 Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком. 23.12 78 Закрепление по теме: «Разделительный мягкий знак »
1 Объяснять употребление разделительного мягкого знака (ь) в словах .Сравнивать произношение и написание слов типа семя – семья, полёт – польёт. Использовать знания о правописании слов с разделительным мягким знаком (ь). 26.12 79 Обобщение по теме: «Звуки и буквы» 1 Формулировать правила правописания слов. Применять правила правописания практической деятельности .Речевое развитие:
Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка 27.12 80 Обучающее сочинение «Поздравление с праздником» 1 Речевое развитие:
Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Работать с предложением: составлять предложения из групп слов. Составление поздравлений с праздником 28.12 81 Анализ обучающего сочинения и коррекция знаний.
Написание строчной буквы и прописных букв З, В 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 11.01 82 Имя существительное 1 Выделять в тексте (предложении) слова, отвечающие на вопросы к т о э т о? или ч т о э т о? Использовать термин «имя существительное». 12.01 83 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1 Различать существительные, отвечающие на вопросы к т о? или ч т о? Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам.
13.01 84 Число имен существительных 1 Определять и изменять форму числа имени существительного 16.01 85 Что обозначает имя существительное 1 Различать существительные, отвечающие на вопросы к т о? или ч т о? Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам.
17.01 86 Написание строчной буквы и прописных букв э, Э, ж, Ж1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 18.01 87 Обучающее изложение повествовательного текста 1 Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний. 19.01 88 Анализ обучающего изложения и коррекция знаний. 1 Работа над ошибками. Оценивание результата освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий 20.01 89 Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей 1 Выделять в тексте (предложении), среди других слов имена собственные.
23.01 90 Имена собственные: клички животных 1 Наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные (роза – Роза). Наблюдать, как пишутся имена собственные. Формулировать самостоятельно вывод по результатам наблюдений: имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы. 24.01 91 Написание прописных букв Х, Ф 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 25.01 92 Имена собственные: названия городов, посёлков, улиц, рек, морей 1 Использовать правило правописания имён собственных в практической деятельности 26.01 93 Составление текста-описания 1 Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться, о каких детских играх лучше составить рассказ, предлагать свой вариант текста, обсуждать и оценивать результат выполнения работы 27.01 94 Закрепление по теме «Имена существительные» 1 Упражнения на закрепление темы. Запись под диктовку, самопроверка 30.01 95 Закрепление по теме: «Имена существительные» 1 Упражнения на закрепление темы. Запись под диктовку, самопроверка 31.01 96 Написание прописных букв Г, Р1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных 01.02 97 Обобщение по теме: «Имена существительные» 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Находить нужную орфограмму. 02.02 98 Глагол, признаки, упражнение в употреблении глаголов в речи 1 Выделять в тексте (предложении) среди других слов слова, называющие действия предмета. Использовать термин «глагол».
03.02 99 Глагол. Вопросы что делать? что сделать? 1 Наблюдать и устанавливать, могут ли глаголы отвечать на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а ть? ч т о д е л а е т? ч т о с д е л а е т? и т. д 06.02 100 Изменение глаголов по числам 1 Изменение глагола по числам. Зависимость формы числа глагола от формы числа существительного, с которым этот глагол связан 07.02 101 Написание прописных букв П, Т 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 08.02 102 Закрепление знаний по теме: «Глагол» 1 Распределение глаголов по группам в зависимости от их числа, изменение глаголов по числам, примеры глаголов определённого числа, употребление глагола в определённом числе. Оценивание результата освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий 09.02 103 Проверим себя по теме: «Глагол» 1 Формулировать вывод по результатам наблюдений, 10.02 104 Обобщение по теме: «Глагол» 1 Оценивание результата освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. 13.02
105 Контрольное списывание по теме: «Глагол» 1 Списывание текста. Употребление прописной буквы в именах собственных. Оформление предложений 14.02 106
Написание прописных букв п, т, г, и, й, ш, а, о 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 15.02 107 Имя прилагательное 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Находить нужную орфограмму. 16.02 108 Выделение в тексте слов–названий признаков предметов 1 Выделять в тексте (предложении) слова, называющие признаки предмета. Использовать термин «имя прилагательное». 17.02 109 Изменение имен прилагательных по числам 1 Изменение имен прилагательных по числам.
Зависимость формы числа прилагательного от формы числа существительного, с которым связано 20.02 110 Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу и их употребление в речи 1 Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных. Синонимы. Антонимы 21.02
111 Написание прописных букв И, Ш, Г, П, Т, Р 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 22.02 112 Закрепление по теме: «Имя прилагательное» 1 Упражнения в написании прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным 27.02 113 Обобщение по теме: «Имя прилагательное»
1 Оценивание результата освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. Проверим себя. Словарный диктант 28.02 114 Предлог и его роль в предложении 1 Выделять предлоги в тексте. Понимать значение (роль) предлогов в нашей речи. 01.03 115 Употребление предлогов в речи 1 Ознакомление с наиболее употребительными предлогами (на, за, под, к, у, в, около)Функция предлогов.02.03 116 Написание строчных букв р, у, з, д, ф 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 03.03 117 Единообразное написание предлогов независимо от их произношения 1 Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами. Выделение предлогов в предложении 06.03 118 Родственные слова и слова, близкие по смыслу, но не родственные 1 Анализировать и объяснять смысл понятий «родственные слова». Выбирать группы родственных (однокоренных) слов 07.03 119 Однокоренные слова. Корень слова
1 Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Выделение корня в однокоренных словах. 09.03
120
Закрепление по теме: «Однокоренные слова .Корень слова» 1 Различать слова, близкие по смыслу, но не родственные. Речевое развитие:
Строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Произносить правильно скороговорки 10.03 121 Написание прописных букв Р, У, З, Д, Ф 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 13.03 122 Контрольный диктант за III четверть 1 Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации 14.03 123 Анализ контрольного диктанта и коррекция знаний 1 Анализировать контрольную работу и корректировать знания.
Оценивать результат освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. 15.03 124 Обобщение по теме «Однокоренные слова. Корень слова»
1 Выделение корня в однокоренных словах. Проверим себя. Оценивание результата освоения темы. Контрольный словарный диктант 16.03 125 Корень слова. Группы однокоренных слов 1 Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных в корне слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в корне слова. Формулировать вывод по результатам 17.03 126 Корень слова. Группы однокоренных слов 1 Корень слова; различие однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;однокоренных слов и слов, имеющих одинаково пишущийся корень, но не однокоренных;слов, одинаково звучащих и одинаково пишущихся, но не однокоренных 20.03 127 Безударные гласные в корне слова1 Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова. Правописание гласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне.
21.03 128 Безударные гласные в корне слова. Написание строчных и прописных букв
К, к, Н, н, Ю, ю 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 22.03 129 Способы проверки безударных гласных в корне слова1 Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова (изменением формы числа слова или подбором однокоренных слов). 23.03 130 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова1 Проверка правописания безударных гласных в корне слова. Проверочное слово. Правило проверки. 24.03 131 Написание строчных и прописных букв л, Л, м, М, я, Я 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 03.04 132 Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова1 Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов 04.04 133-134 Закрепление знаний по теме: «Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых в корне слова» 2 Списывание в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Правописание гласных в корнях 05.04
06.04 135 Обобщение по теме: «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова» 1 Правописание гласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне.
Правописание слов с непроверяемыми гласными. Проверим себя 07.04 136 Написание строчных и прописных букв:
У, Ч, Ф, ч, ь, ъ, ы 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 10.04 137-138 Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова2 Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова (в середине и в конце слова) перед глухими согласными 11.04
12.04 139 Способы проверки парных согласных в корне слова1 Орфограмма. Способы проверки парных согласных в корне слова: изменением формы данного слова и подбором однокоренного слова. 13.04 140 Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова1 Парные согласные проверяются гласными. Устанавливать по таблице способы проверки парных согласных в конце и в середине слова. Применять на практике правила проверки и правописания безударных гласных и парных согласных в корне. Использовать термин «орфограмма».
14.04 141 Написание прописных букв Б, В, Д 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 17.04 142-143 Закрепление по теме: «Парные согласные в корне слова» 2 Парные согласные проверяются гласными. Устанавливать по таблице способы проверки парных согласных в конце и в середине слова. Применять на практике правила проверки и правописания безударных гласных и парных согласных в корне. Использовать термин «орфограмма».
18.04
19.04 144
Закрепление знаний по теме: «Парные согласные в корне слова» 1 Парные согласные проверяются гласными. Устанавливать по таблице способы проверки парных согласных в конце и в середине слова. Применять на практике правила проверки и правописания безударных гласных и парных согласных в корне. Использовать термин «орфограмма».
20.04 145 Обобщение по теме: «Парные согласные в корне слова» 1 Оценивание результата освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. Правописание согласных в корнях: проверяемая согласная. 21.04 146 Повторение начертания отдельных букв и
соединений 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 24.04 147 Предложение и группа слов. Главные члены предложения 1 Слова в предложении связаны не только интонационно, по смыслу, но и по форме. Главные члены предложения 25.04 148 Связь слов в предложении. Словосочетание 1 . Предложение. Связь слов в предложении. Словосочетание. В предложении сначала выделяются главные члены предложений (которые не являются словосочетаниями), а затем словосочетания 26.04 149 Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения 1 Составлять предложения из данных слов, записывать их и выделять главные члены предложения. 27.04 150-151 Повторение начертания отдельных букв и
соединений 2 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 28.04
02.05 152 Обучающее изложение повествовательного текста с продолжением 1 Передача содержания повествовательного текста. Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний. 03.05 153 Анализ изложения и коррекция знаний. 1 Анализ изложения и коррекция знаний. Связь слов в предложении по смыслу, по форме и по интонации 04.05
154 Значение предлога в речи 1 Предлог как части речи; они ничего не называют (не имеют лексического значения), но если убрать ихиз текста, то текст может потерять смысл; роль предлогов для связи слов в предложении 05.05 155 Предлог. Место предлога в предложении 1 Предлог как части речи; они ничего не называют (не имеют лексического значения), но если убрать ихиз текста, то текст может потерять смысл; роль предлогов для связи слов в предложении (по крутой тропинке — по тропинке крутой) 08.05 156 Раздельное написание предлогов с другими словами 1 Предлог как части речи; они ничего не называют (не имеют лексического значения), но если убрать их из текста, то текст может потерять смысл; раздельное написание предлогов с другими словами 10.05 157 Обобщение по теме: «Связь слов в предложении» 1 Связь слов в предложении, главные и второстепенные члены предложения; порядок слов в предложении с предлогами 11.05 158 Обобщение знаний о предложении и тексте как единице речи 1 Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста 12.05 159 Повторение начертания отдельных букв и
соединений 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 15.05 160 Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге 1 Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Контрольный словарный диктант 16.05 161 Итоговый контрольный диктант за год 1 Контроль и оценка знаний, полученных в течение года 17.05 162 Анализ контрольного диктанта и коррекция знаний 1 Анализировать контрольную работу и корректировать знания.
Оценивать результат освоения темы, приобретение и расширение знаний и способов действий. 18.05 163 Правописание слов с мягким знаком 1 Подбирать примеры слов с мягким знаком. Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. Переносить слова с мягким знаком. 19.05 164 Повторение начертания отдельных букв и
соединений 1 Чистописание. Правильное начертание букв и их соединений. Запись элементов букв с соблюдением единого наклона, движением на себя Сравнивать и различать буквы с одинаковыми элементами. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно. Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном 22.05 165 Обобщение правил переноса слова 1 Сравнивать слова по возможности переноса слов. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. 23.05 166 Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу,чк, чн1 Различать шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Находить в словах буквосочетания чк, чн, подбирать примеры. 24.05 167 Повторение сведений о частях речи 1 Сравнивать лексическое значение разных частей речи 25.05 168 Обобщение знаний об алфавите 1 Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Проект «33 буквы» 26.05 169 Повторение изученного материала по теме «Предложение и текст» 1 Отличать текст повествование, описание, рассуждение по его признакам. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. 29.05 170 Повторение начертания отдельных букв и
соединений 1 Сравнивать и различать печатные и письменные буквы. Наблюдать за положением тетради и ручки при письме. Писать буквы и их соединение правильно.
Оформлять аккуратно свою работу. Следить за формой, высотой букв и наклоном ,соединением 30.05