Рабочая программа 9 класс по учебнику Каменского (с элементами стандарта)
Рассмотрено
на заседании ШМО
рук-ль______Н.В.Муравьевапротокол №______
от «____»________2015 г.
Согласовано
зам. директора по УР
__________ Л.А.Хайдарова«_____»____________2015 г.
Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 3
п.г.т. Кукмор
_______________Р.Д.Бариев
Приказ № _______________
«_____»____________2015 г.
Рабочая программа по биологии
для 9 класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2016 учебный год
Разработала учитель биологии
высшей квалификационной категории
Мухаметзянова Салима ВакильевнаПояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.ФЗ-№273 от 29.12.2012 «Об Образовании» в действующей редакции)2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3.Закон Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
4.Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 199/12 от 1.09.2012)
6.Примерная авторская программа - В.В. Пасечника, В.В. «Рабочие программы по биологии 6-11 класс» (рекомендована Волгоградской Государственной Академией повышения квалификации и переподготовке работников образования)- М.: «Глобус», 2007, изд 2-ое стереотипное
Обучение ведется по учебнику. «Общая биология» 9 кл авторов А.А.Каменского, Е.А.Крискунова, В.В.Пасечника Дрофа Москва 2009. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 68 ч в год /2 ч в неделю.
Цель курса– освоение системы биологических знаний
Задачи решаемые в процессе обучения биологии в школе:
-освоение основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;-овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
-приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Характеристика предмета
Курс биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, призван систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений.В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой.
Учебно-тематическое планирование
№ темы Тема Количество часов
1 Биология как наука. Методы биологии 1
2 Признаки живых организмов (42)
2.1 Малекулярный уровень 10
2.2 Клеточный уровень 15
2.3 Организменный уровень 15
2.4 Популяционно-видовой уровень 2
3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (11)
3.1 Экосистемный уровень 6
3.2 Биосферный уровень 5
4 Система, многообразие и эволюция живой природы (12)
4.1 Эволюция 7
4.2 Происхождение жизни на Земле 5
5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2)
5.1 Основы охраны природы 2
Итого 68
Содержание курса
Тема 1.Биология как наука. Методы биологии (1ч)
Введение Биология как наука и методы ее исследования. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их
охраны.
Тема 2. Признаки живых организмов
Тема 2.1 Малекулярный уровень (10 ч)
Малекулярный уровень. Неорганические вещества Углеводы Липиды Состав и строение белков Функции белков Нуклеиновые кислоты АТФ и др органические соединения клетки Биологические катализаторы Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Тема 2.2 .Клеточный уровень(15ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Ядро Эндоплазматическая сеть ,рибосомы, комплекс Гольджи Лизосомы.Митохондрии, пластиды Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения Особенности строения клеток эукариот и прокариот Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Энергетический обмен в клеткеПитание клетки Фотосинтез и хемосинтез Гетеротрофы Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов Митоз
Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий Синтез белков в клетке
Тема 2.3 Организменный уровень (15ч)
Бесполое размножениеПоловое размножение организмов.Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма.Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещиваниеНеполное доминирование Дигибридное скрещивание Сцепленное наследование признаков. Задачи на группы крови Генетика пола. Сцепленное наследование признаков с полом Наследственная и ненаследственная изменчивость Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость и норма реакции Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.Основные методы селекции растений , животных и микроорганизмов.
Проведение простых биологических исследований: выявление изменчивости организмов построение вариационного ряда
Тема 2.4. Популяционно-видовой уровень(2ч)
Вид. Критерии вида Популяция.
Тема 3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Тема 3.1 Экосистемный уровень (6ч)
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Среда – источник веществ, энергии и информации Сообщество, экосистема, биогеоценоз Состав и структура биогеоценоза Структура и состав БЦГ: трофическая структура Потоки вещества и энергии в экосистеме Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы Особенности агроэкосистем Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Тема 3.2. Биосферный уровень(5ч)
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы Среда обитания: вода, почва Среда обитания: наземно-воздушная, живые организмы Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в природе
Проведение простых биологических исследований:
выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);Тема 4 Система, многообразие и эволюция живой природы
Тема 4.1. Эволюция (7 ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции Изменчивость организмов Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора Движущие силы и результаты эволюции Изоляция. Видообразование Основные закономерности. Макроэволюция и микроэволюция Усложнение растений и животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Тема 4.2 Происхождение жизни на Земле(5ч)
Гипотезы возникновения жизни на Земле Развитие представлений о происхождении жизни. Доказательства эволюции Развитие жизни в протерозой и палеозой Развитие жизни в мезозой и кайнозой
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Человек и его здоровье
Тема 5.1 Основы охраны природы (2ч)
Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам Биосфера и человек Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях
Проведение простых биологических исследований:
анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемыФорма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс биологии 9 класса проводится в виде разноуровневого теста
Требования к уровню подготовки учащихся
ученик должен знать/понимать
1.признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
2.сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;3.особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
1.находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
2.в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
3.в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
4.объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;5.проводить простые биологические исследования по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
6.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
Иcпользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.ухода за растениями, домашними животными,
2.заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
3.для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Система оценивания
Оценочные материалы по биологии
Оценка знаний и умений учащихся.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются письменная контрольная работа, тестирование и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись биологически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Ответ считается безупречным, если правильно выбран способ объяснения, сопровождается необходимыми биологическими терминами, последовательно и логически связываются с предыдущими темами.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное, нахождение ответа, которые свидетельствуют о высоком биологическом развитии учащегося; за освоение более сложной темы или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися биологической терминологии, правил, основных свойств и неумение их применять; незнание ответов на вопросы, рассматриваемых в учебниках, а также ошибки, если они не являются опиской;
Оценка устных ответов учащихся по биологии
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя биологическую терминологию и символику;
- правильно ориентируется по рисункам, схемам, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие мбиологическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к биологической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании биологической терминологии, рисунках, схемах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, в рисунках, схемах которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.
Оценка “5” ставится, если ученик:
-правильно определил цель работы;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
-проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
-опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
-.или было допущено два-три недочета;
-или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
-или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
-или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
-опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок, но повлиявших на результат выполнения;
-допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
-или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
-или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
-допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
-полностью не сумел начать и оформить опыт;
-не выполняет работу;
-показывает отсутствие экспериментальных умений;
-не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ и тестирования учащихся по биологии
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет
биологических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка тестовых работ
При оценивании тестов используется следующая шкала
90 – 100% выполнения – «отлично»
70 – 89 % - «хорошо»
50 – 69% - «удовлетворительно»
менее 50% - «неудовлетворительно»
При выполнении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ
Полностью выполненная части «А» - «удовлетворительно»
Части «А» и «В» - «хорошо»
Части «А», «В» и одного задания из части «С» - «отлично»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.литература для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
2. литература для учащихся:
В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Электронные ресурсы:
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Гербарии
Гербарий к лабораторным работам по общей биологии.
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по общей биологии. Цифровой микроскоп
Коллекции
Виды защитных окрасок у животных.
Гомологичные органы позвоночных животных.
Защитные приспособления у животных
Формы сохранности ископаемых растений и животных.
Модели
Набор палеонтологических находок по теме «Происхождение человека».
Дивергенция передних конечностей.
Передние конечности млекопитающих.
Модели-аппликации
Деление клетки.
Законы Менделя (моногибридное и дигибридное скрещивание).
Перекрёст хромосом.
Строение клетки.
Синтез белка.
Таблицы
Генетика.
Основы экологии.
Уровни организации живой природы.
Центры происхождения важнейших культурных растений.
Центры происхождения домашних животных.
Экологические проблемы России.
Агроценоз как экосистема.
Биогенетический закон.
Биосинтез белка.
Вирусы и бактерии, строение и жизнедеятельность.
Дидактические материалы по темам:
«Биосфера»;
«Основы экологии»;
«Размножение и развитие организмов».
Популяция – элементарная единица эволюции.
Законы наследственности.
Митоз и мейоз.
Модификационнаяи мутационная изменчивость.
Молекулярные основы генетической изменчивости.
Экологические факторы и их влияние на организм.
Транспаранты
Биогеоценоз.
Генетические задачи.
Жизненный цикл бактериофага.
Развитие пыльцевых зёрен.
Репарация ДНК.
Сукцессия.
Эволюционные изменения у растений.
Экологическая пирамида.
Цитология.
Электронные ресурсы:
1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова2.Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. АнфимовКалендарно - тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата проведения Примечание
план факт Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1ч)
1 Введение. Биология как наука и методы ее исследования. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Тема 2. Признаки живых организмов (42ч)
Тема 2.1 Малекулярный уровень (10 ч)
2 Малекулярный уровень. Неорганические вещества 3 Углеводы 4 Липиды 5 Состав и строение белков 6 Функции белков 7 Нуклеиновые кислоты 8 АТФ и другие органические соединения клетки 9 Биологические катализаторы 10 Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами Использование бактерий и грибов в биотехнологии. 11 Обобщающий урок по теме:
« Малекулярный уровень» Тема 2.2 Клеточный уровень(15ч)
12 Работа над ошибками Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории 13 Ядро 14 Эндоплазматическая сеть ,рибосомы, комплекс Гольджи15 Лизосомы.Митохондрии, пластиды 16 Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения 17 Особенности строения клеток эукариот и прокариот Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов 18 Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 19 Энергетический обмен в клетке
Различия организмов по способу питания 20 Питание клетки 21 Фотосинтез и хемосинтез Гетеротрофы 22 Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий Лаб раб
23 Синтез белков в клетке 24 Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов Митоз 25 Обобщающий урок по теме « Клеточный уровень» Тема 2.3 Организменный уровень (15ч)
26 Работа над ошибками Бесполое размножение 27 Половое размножение организмов 28 Оплодотворение 29 Индивидуальное развитие организма. 30 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание 31 Неполное доминирование. 32 Дигибридное скрещивание. 33 Сцепленное наследование признаков. 34 Задачи на группы крови 35 Генетика пола. Сцепленное наследование признаков с полом 36 Наследственная и ненаследственная изменчивость Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость и норма реакции 37 Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость 38 Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова 39 Проведение простых биологических исследований: выявление изменчивости организмов построение вариационного ряда Практработа40 Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Основные методы селекции растений , животных и микроорганизмов. 41 Обобщающий урок по теме «Организменный уровень» Тема 2.4 Популяционно-видовой уровень(2ч)
42 Работа над ошибками Вид. Критерии вида 43 Популяция. Тема 3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды(11ч)
Тема 3.1 Экосистемный уровень(6ч) 44 Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Среда – источник веществ, энергии и информации. Сообщество, экосистема, биогеоценоз 45 Состав и структура биогеоценоза 46 Структура и состав БЦГ: трофическая структура Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. 47 Потоки вещества и энергии в экосистеме Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). 48 Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы Особенности агроэкосистем49 Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» Тема 3.2.Биосферный уровень (5ч) 50 Работа над ошибками Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы 51 Среда обитания: вода, почва 52 Среда обитания: наземно-воздушная, живые организмы Проведение простых биологических исследований:
выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; Практраб
53 Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в природе Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);Практ.раб54 Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень» Тема 4 Система, многообразие и эволюция живой природы(12ч)
Тема 4.1.Эволюция (7ч)
55 Работа над ошибками Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. 56 Изменчивость организмов Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения 57 Борьба за существование и естественный отбор 58 Формы естественного отбора Движущие силы и результаты эволюции. 59 Изоляция. Видообразование 60 Основные закономерности. Макроэволюция и микроэволюция Усложнение растений и животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. 61 Обобщающий урок по теме Эволюция Тема 4.2 Происхождение жизни на Земле(5ч)
62 Работа над ошибками Гипотезы возникновения жизни на Земле 63 Развитие представлений о происхождении жизни. Доказательства эволюции 64 Развитие жизни в протерозой и палеозой 65 Развитие жизни в мезозой и кайнозой 66 Промежуточная контрольная работа за год (тестовая) Тема 5.Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Человек и его здоровье (2ч)
Тема 5.1Основы охраны природы(2ч)
67 Работа над ошибками Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам Проведение простых биологических исследований:
анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы Практ.раб68 Биосфера и человек Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.