КАК ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ


Советы и рекомендации по воспитанию ребенка раннего возраста
КАК ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка — игра. Если вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Они приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Для того чтобы правильно организовывать развивающие игры, нужно в какой-то степени экспериментировать и чутко реагировать на состояние и возможности ребенка. Только близкие взрослые могут определить, что малышу интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетания занимательности, эмоциональной привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует никаких усилий и помощи взрослого, это значит, что возможности ребенка гораздо шире того занятия, которое вы ему предлагаете, а потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого, если малыш поиграет в легкую и доступную для него игру, не требующую никакого усилия. Но для развития нужны игры, в которых ребенок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Все это требует определенных усилий, но в то же время дарит ребенку и взрослому радость открытия и преодоления.
Если же игра слишком сложна, развивающего эффекта также не будет. Малыш не включится в игровой контакт и скорей всего пойдет по пути замены привычными действиями тех заданий, которые дает взрослый. Поэтому при подборе и проведении игр необходимо чутко следить за настроением ребенка и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их. Ниже приводится несколько конкретных игр, направленных на развитие разных сторон психики маленького человека.
Игры с предметами
Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр.), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия с ним. И, что очень важно, игры с предметами должны быть по возможности выделены из других событий жизни ребенка, они должны иметь очевидные начало и конец. По завершении игры нужно аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание к предметам, постоянно находящимся перед глазами, и утомление от них, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными.
Складывание пирамидки. Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть.
Для детей от девяти месяцев до года трех месяцев пирамида должна быть простая, состоящая из 3—4 колец разного цвета и одного размера. Нужно научить ребенка брать кольцо пирамидки пальцами и надевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении правильными действиями желательно сопровождать словами: «Вот так, взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай еще». Малышу, который еще не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе.
Затем можно игру усложнить, предложив пирамидки с колечками разного размера и цвета. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. От года четырех месяцев можно учить его складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять, гладкая ли пирамидка. Проведите его ручкой по неправильно собранной пирамидке и обратите внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой.
От года шести месяцев до двух лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребенку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребенок учился различать величину колец, можно положить все кольца вперемежку и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т. д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.
Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения цветов. Для этого игра взрослого с ребенком должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамидок из 3—4 колец разного цвета: одна — для взрослого, другая — для ребенка. Малышу, который уже умеет нанизывать кольца, взрослый предлагает разобрать пирамидку (то же самое он делает и со своей). Затем взрослый показывает кольцо определенного цвета и говорит: «У тебя есть такое же, красное?» Если малыш ошибается, взрослый помогает найти нужное и прикладывает к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.
Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6—7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное (зеленое, желтое) колечко и просит: «Найди все красные (зеленые, желтые) колечки».
При складывании пирамидки важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребенка двух-трех лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком) и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной.
Играя с пирамидкой, вы можете обратить внимание малыша на те ее свойства, которые не видны сразу. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамидку можно катать, как колесики, — это так интересно!
Если по завершении занятия малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, вам следует оставить ее для игры. Но как только вы почувствуете, что интерес угас или что ребенок просто разбрасывает колечки и действует с ними «не по назначению», лучше уберите ее подальше.
Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильно, на первых порах лучше похвалить его и за это: «Как хорошо ты надеваешь колечки!» Но если ребенок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к ровности пирамидки: «Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведем пальчиком по моей и по твоей». Однако не следует фиксировать внимание на неудачах и неумелости ребенка. Лучше чаще хвалить и одобрять его.
Игры с кубиками. Уже во втором полугодии первого года жизни можно дать ребенку для игры различные пластиковые кубики, он будет бросать их или складывать в коробку, по-своему манипулировать ими. Кубики требуют специальных движений для захвата и перекладывания из одной руки в другую.
К концу первого года можно приступить к строительству несложной башни из двух-трех кубиков разной величины. Для ребенка практически все равно, как вы будете называть эти предметы — кубики, кирпичики, блоки или еще что-то. Главное, чтобы ваши слова были хорошо артикулированы и ясны для него. Очень важно также, чтобы предметы, с которыми вы его знакомите, содержали элемент новизны, а ваши действия заинтересовывали ребенка. Детям обычно очень нравится, когда простая башня рушится со словом «бах» и игра повторяется вновь и вновь. Иногда малыш приходит от такой игры в неописуемый восторг.
При постройке башни нужно обращать внимание на величину кубиков: «Большой кирпичик, поменьше, еще поменьше». Если малыш складывает башню сам, нужно помогать ему словами: «Вот большой взял, правильно, теперь нужно искать поменьше. А где у нас самый маленький?» Такое речевое сопровождение действий ребенка поможет ему осознать и контролировать их.
Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа кубиков разной величины. Для ребенка третьего года жизни такая башня может состоять из 6—8 кубиков. Для того чтобы башня не развалилась, нужно правильно и внимательно подбирать кубики. Подготовкой к такому занятию может стать выкладывание кубиков разной величины на столе. Если кубики будут сложены правильно, от большего к меньшему, получится лесенка. По ней можно «пройтись» пальчиком вниз и вверх.
На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубика постройку, напоминающую букву П (ворота). Можно также вместе сложить кровать или стул. Сначала вы показываете, как это можно сделать, подробно рассказывая, какой кубик куда нужно класть, и как кукла может «использовать» вашу постройку, а затем предлагаете ребенку сделать так же, комментируя и оценивая его действия. После этого можно сравнить две получившиеся постройки — его и вашу.
На третьем году жизни постройки могут быть достаточно сложными, в соответствии с образцом, который уже может быть изображен только на рисунке. Способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей. Кубики являются прекрасным материалом для развития этой способности. В этом возрасте малышам обычно очень нравится делать так, как показал взрослый. Однако такие игры с кубиками требуют внимательного участия и помощи взрослого, который не только дает образец, но и помогает его воспроизвести.
Игры с картинками
В конце второго года жизни малыши уже начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) можно использовать для развивающих игр с ребенком. Вот некоторые из них.
Найди половинку. Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно следует разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи, цветового единства и прочего, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите ребенку половинку и попросите найти подходящую к ней из 3—4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать понятное, законченное изображение. В дальнейшем эту игру можно усложнять. Предложите ребенку уже от 6 до 8 различных половинок. Еще более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания взрослые должны подбирать сами, исходя из возможностей малыша.
Угадай, что на картинке. Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено что-либо хорошо знакомое ребенку (например, стол, или яблоко, или лицо человека, или знакомое животное и пр.). Вы показываете половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.
В более сложном варианте этой игры можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.
Зайчик и белочка. Для этой игры придется приготовить вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5—6 штук) и две игрушки — зайчика и белочку. Игра заключается в следующем. Вы показываете ребенку игрушки, сажаете их в разных частях комнаты и объясняете (или напоминаете), что зайчики любят морковку, а белки — орешки. После этого даете малышу заранее заготовленные «продукты» и просите отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда малыш справится с заданием, можно поблагодарить его от имени игрушечных персонажей.
Понятно, что при необходимости зайчик и белочка могут быть заменены другими персонажами — ежиком, мишкой, собачкой и др. Игрушки могут быть заменены их изображениями, т. е. картинками различных животных. Здесь неважно, какое именно животное и что именно оно любит, а важно, чтобы ребенок учился удерживать и выполнять инструкции взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.
Подвижные игры
Игры этого типа не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведенные ниже игры вводят ребенка в воображаемую ситуацию и тем самым развивают его воображение. В этих играх особенно важна эмоциональная вовлеченность взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать нужные действия и слова, но по возможности ярко выражать свой интерес к игре.
Поймай зайчика. Покажите малышу солнечный зайчик: как он бегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает в другое место. Прочитайте стишок:
Солнечные зайчики — Прыг, прыг, скок, Прыгают, как мячики, — Прыг, прыг, скок... Потом предложите ребенку догнать зайчика, позволяя ему иногда «поймать» световое пятно, которое потом опять «убежит» от него. Иногда зайчик будет «уставать» и прятаться, а вы объясните ребенку: «Устал зайчик, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глазки и поспи понарошку». Потом зайчик снова неожиданно появляется и начинает бегать по комнате, а малыш за ним. Все действия зайчика и ребенка нужно обязательно комментировать словами, например так: «Проснулся зайчик, смотри, как он танцует, а теперь под стол спрятался, а ты его уже поймал! Ой, смотри, он на диван прыгнул, лови его скорей...» и т. д.
Гуси-гуси, га-га-га. Малыша ставят на определенном расстоянии от взрослого, который выполняет роль хозяйки гусей и живет с ними в определенном месте (домике). Он и обращается к ребенку с известной песенкой:
— Гуси-гуси!
— Га-га-га.
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну летите!
Нет-нет-нет!
Серый волк под горой
Зубы точит, съесть нас хочет,
Не пускает нас домой!
— Ну летите, как хотите,
— Только крылья берегите!
Сначала взрослый говорит весь текст сам — от имени и гусей, и их хозяйки, подчеркнуто меняя интонации и тембр голоса. Пока малыш не освоит этот текст (а это случится достаточно быстро), можно подсказывать ему слова гусей: «Говори “га-га-га”, а теперь “да-да-да”» и т. д. Когда этот несложный текст будет освоен, можно инсценировать погоню волка за гусями и их счастливое избавление от угрозы. Вам придется взять на себя роль и волка, и хозяйки гусей. По окончании песенки ребенок, выполняющий роль гусей, убегает, а «волк» со «страшными» словами «у-у, сейчас догоню и съем» ловит его. Когда малыш успешно убегает от волка и добирается до «гусиного домика», вы, уже в роли хозяйки, ловите его и вместе радуетесь встрече и избавлению от опасности.
Цыплята и коршун. Оденьте ребенка во что-нибудь желтое и научите его пищать, как цыпленок, «пи-пи-пи». Покажите, как цыплята прыгают и клюют зернышки. Станьте и сами цыпленком, вместе попрыгайте, издавая «цыплячьи» звуки. Потом внезапно посмотрите на небо и испуганно скажите: «Ой, коршун летит, у-у-у». Покажите полет коршуна руками. Цыпленок должен замолчать и спрятаться, иначе коршун его поймает. Объясните малышу шепотом: «Цыпленок должен молчать, коршун прилетел!» Когда прогоните коршуна и скажете: «Все, коршун улетел, можно опять прыгать и пищать!» — ребенок вылезает из своего укрытия, а игра начинается сначала.
Солнышко и дождик. Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребенка, повернув его спинкой к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя. Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри, солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:
Светит солнышко в окошко,Наши глазки щурятся. Мы похлопаем в ладошки И бегом на улицу!
Или:
Свети-свети, солнышко,На зелено полюшко,На белую пшеницу,На чистую водицу,На наш садочек,На аленький цветочек. Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идет, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать стишки про дождик:
Дождик, дождик, лей, лей, лей,Капай, капли не жалей,Дождик, дождик, пуще,Будет травка гуще. Или же:
Туча, туча, дождь не прячь,Лейся, дождик, дам калач!
Для создания более яркого воображаемого образа дождя можно постукивать рукой по стулу. Этот звук напомнит ребенку звук падающих капель, которые стучат то чаще, то реже. Потом звук дождя постепенно прекращается, опять светит солнышко, значит, можно выбежать из домика и попрыгать на улице. Такие игровые действия можно повторить несколько раз, пока малышу не надоест.
Подвижные игры очень хорошо закончить игрой в молчанку, чтобы переключить и успокоить малыша. Для этого прочитайте ему стишок:
Чок-чок-чок,Зубки на крючок,Кто слово скажет —Тому в лоб щелчок!
Литература:
Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — М.: АРКТИ, 2004