Исследовательская работа по русскому языку Рождение слова (3 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 134
Приокского района г.Н.НовгородаНаучное общество учащихся
Рождение слова.
Выполнила: Гущина Полина,
ученица 3 «А» класса
Научный руководитель:
Лашина Т.А.,
Н.Новгород2013
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Много ли мы знаем о рождении слова?….……………….…. 4
Глава 2. Как появляются слова………………………………………… 8
2.1.Возникновение устной и письменной речи………………… 8
2.2.Способы появления новых слов………………………….…. 9
2.3. Словари……………………………………………………..... 11
Заключение…………………………….………………………………... 12
Список используемых источников и литературы……………………. 13
Введение
Могуч и богат русский язык. В нём много интересных слов. Мы говорим, пишем, общаемся и редко задумываемся над тем, откуда и зачем к нам пришли те или иные слова. Нет на свете предметов без имени, каждую вещь, каждое действие, явление мы можем назвать. Мне стало интересно: как и почему появляются слова в русском языке. Я предположила, что рождение слова – это сложный, но интересный процесс.
Глава 1. Много ли мы знаем о рождении слова?
Сначала я решила узнать, что знают об этом мои сверстники и с моей учительницей, Татьяной Аркадьевной, составили анкету из 9 вопросов на данную тему:1. Знаете ли вы, кто придумывает слова?2. Много ли в нашем языке используется слов, которые пришли к нам из других языков?3. Когда в русском языке появляется потребность в новых словах?4. Можете ли вы сами образовать новое слово?5. Вы знаете, когда появилась устная речь?6. А когда появилась письменная речь?7. Как адмирал Кук нарёк диковинное животное именем «кенгуру»?8. Как родилось слово « паровоз»?9. Интересно ли вам узнать, откуда берутся слова?Всего ответило 63 человека и вот что получилось.
Анализ анкет показал, что большинство из нас мало знают о происхождении слов, но хотели бы узнать больше о том, как появляются новые слова, кто их придумывает.
Глава 2. Как появляются слова
2.1 Возникновение устной и письменной речи.
Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли как животные, издавать только самые простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. Но людям также было необходимо договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья, и они научились общаться жестами. Каждый жест имел своё значение – так появился язык жестов. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки – здороваемся; машем рукой – прощаемся; хлопаем в ладоши – выражаем радость, восторг, восхищение.
Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи информации. Умением общаться звуками своего голоса владеют только люди, и придумать могли тоже только люди.Можно предположить, что первые слова на Земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение.
Возможно, это были такие слова как ой, ай, ого, эй, ух или могли быть звукоподражательные слова кукареку, чик-чирик, му-му, мяу. В любом случае эти слова стали средством общения, значит, возник язык.Слова постепенно складывались в предложения – так появилась устная речь. Люди научились мыслить словами и говорить и произносить слова при помощи губ, языка и рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
Затем появилась потребность и в письменной речи. Первый алфавит был найден в Греции в первом тысячелетии до нашей эры. Многие народы считали происхождение языка божественным явлением.
Само слово алфавит произошло от названия двух первых букв – альфа и бета (алеф – бык, бет –дом). После появления алфавита все звуки можно было легко записать при помощи небольшого количества букв. Стали появляться первые книги. Они были рукописными: их писали на листах папируса монахи-писцы. Такие книги дошли и до нас, они называются манускрипты.
В современном мире существует уже десятки различных алфавитов, но все они ведут своё происхождение от первого греческого алфавита, который родился на берегах Средиземного моря.Первая славянская азбука – Кириллица – была создана в 863 году. Этой азбукой, конечно в видоизменённом варианте, мы пользуемся и сейчас. Названа она в честь своего создателя Кирилла. Он разработал азбуку вместе со своим братом Мефодием. Они создали даже две азбуки – Кириллицу и Глаголицу, но глаголица со временем была забыта. Так появилась письменная речь.
2.2 Способы появления новых слов
Новые слова появляются буквально каждый день. Некоторые из них быстро забываются, а другие – остаются. Изучать историю слов нам помогает наука этимология. Эта наука об истории происхождения слов и об изменениях в их жизни. А изменения происходят постоянно…Например, появляются новые значения у давно знакомых слов: слово «зебра» сегодня обозначает не только дикое животное, но и пешеходный переход.
Много слов в нашем языке, которые пришли к нам из других языков, и мы ими свободно пользуемся.Например, слово «икебана» - это искусство составления букетов. А слово «диван» пришло к нам от арабов. Означает оно возвышенность на полу, покрытая ковром.
Есть и сложные слова, состоящие из двух слов с соединительным гласным звуком: самовар, самосвал, пылесос и т. д.А слово «беседа» пришло к нам из русских деревень. Оно тоже состоит из двух частей «без» - снаружи, вне и «седа» - сидение. Так получается полное его первоначальное значение – сидение перед домом. А что мы делаем в это время? разговариваем, беседуем.
Трудно ответить на вопрос о точном происхождении каждого слова, о точном времени его рождения. Да и вряд ли вообще когда-нибудь станет известно, кто создал такие слова: как «огонь», «вода», «хлеб»: слишком давно они родились на свет. Однако, слова, относительно которых мы точно знаем, кто и когда их придумал есть.
Например, «кенгуру». В 1769 году знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук на судне «Эндевор» прибыл к берегам малоизвестной Австралии. В Австралии Кука поражает своеобразие животного мира, но, пожалуй, в первую очередь он обратил внимание на серо-рыжее прыгающее существо с длиннющими задними лапами и хвостом-палкой, который служит и рулём при скачке, и сиденьем во время отдыха. Кук осведомляется у проводника-австралийца, как называют сумчатого прыгуна. Но собеседник его не знает английского языка.-Гангару,- произносит он .«Кенгуру»- пишет мореплаватель слово, которым отныне будет наречено животное.»Кук не догадывается, что «гангару» на местном языке – «Я не понимаю» Вот такая забавная история.
2.3 Словари
По статистике за месяц в русском языке возникает более 1.000 слов. В действительности же, новых слов появляется значительно больше. И это только по официальным источникам, именно это привело к необходимости создания словарей.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. В одном только « Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится 200тысяч слов, а ведь словарь этот составлен более ста лет назад. В.И.Даль более 50 лет отдал исследованию языка. Он был хирургом-окулистом, ветеринаром, писателем, но более всего любил русское слово. В эту огромную копилку он складывал живые слова. А вместе с ними – пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, присказки, даже игры.В словаре Даля каждое слово объяснено, к каждому приводятся примеры. КНИГА, книжка ж. сшитые в один переплет листы бумаги, или пергамента: писание, все что в книге содержится; раздел, отдел в обширном письменном сочинении. Со времени изобретенья печатанья, свитки заменились книгами. Он пишет книгу о том-то. Поэма "Энеида" разделена на 12 книг
«Живое слово дороже мёртвой буквы» - эту пословицу В. Даль очень любил и на протяжении всей своей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него – полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни.
Заключение
Теперь на вопрос «кто придумывает слова?» можно точно ответить – это народ – писатели, мореплаватели, географы и миллионы безвестных авторов.
Как только возникает надобность найти название новой вещи, нового явления, нового понятия – у языка обязательно находится для этого нужный звуковой материал. И рождается новое слово. Мне понравилось исследовать, как появляются новые слова – это действительно интересно и увлекательно.
Список используемых источников и литературы
Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение. 1988.
Колесов В. В. История русскому языку в рассказах: Книга для учащихся средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.
Львова С. И. Там, где кончается слово…(О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение, 1991.
Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. – М.: Знание, 1978.
Синицын В. Путь к слову. – М.: Просвещение, 1993.
Форощук А.А., Форощук Н.Е. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. – Донецк: Сталкер, 1997.
Вартаньян Э. Рождение слова. М.:Детская литература, 1970 год.
В.А. Крутецкая."Доклады и сообщения по русскому языку"