Поэзия Пушкина в произведениях русских композиторов. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»
Поэзия Пушкина в произведениях русских композиторов.
«Союз волшебных звуков, чувств и дум»
Цели: - знакомство с творчеством русских композиторов;
- новое прочтение знакомых с детства произведений;
- эстетическое и нравственное воспитание.
Оборудование: портреты Пушкина и русских композиторов, музыкальные произведения, тексты со стихотворениями А.С.Пушкина.
На доске слова:
Гвадалкивир – некогда полноводная река в Испании
Севилья - город в Испании
Зефир – легкий теплый ветерок
Анахорет – пустынник, отшельник
Либретто – 1) словесный текст большого музыкального произведения;
2) краткое изложение содержания оперы;
3) литературный сценарий балета.
Эпиграф: Ни у какого другого русского поэта не найдете Вы ни одного стихотворения, в котором бы так счастливо сочетались изящно-гуманное чувство с пластически-изящною формою.
В.Г.Белинский.
Ход урока.
С.У. По-разному воздействует музыка и поэзия на душу человека, но в том и другом случае человеческая душа тянется к гармонии, в которой испытывает потребность. В этом смысле искусство преследует одну цель: пробудить в человеческой душе чувства добрые. С раннего детства слушаем мы завораживающую поэзию гениального поэта. Большая часть произведений А.С.Пушкина переложена на музыку. Вспомните самые известные строки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…».
(Ученик читает весь отрывок наизусть)
А вот как услышал это стихотворение композитор Леонтонович. (Звучит песня «Лукоморье»)
Среди всех известных композиторов вряд ли найдется хоть один, кто не переложил произведения А.С.Пушкина на музыку, ведь это творчество вдохновляет: оно высоко и просто, задушевно и мелодично. Вспомните стихотворение «Зимняя дорога»
(Чтение стихотворения наизусть)
С.У. А теперь послушает романс «Зимняя дорога» композитора А.А.Алябьева.
(Звучит романс)
(1 сообщение читает ученик)
Александр Александрович Алябьев (1787-1851) с детства проявлял большие музыкальные способности. Однако подобно другим сверстникам, он не смог сразу стать музыкантом. Жизнь композитора протекала беспокойно, судьба бросала его то в Сибирь, то на Кавказ. Во второй половине 30-хгодов он поселился в Москве, где прожил до конца своих дней. Романсы Алябьева на стихи А.С.Пушкина знают многие. Композитор писал и оперы, в том числе «Кавказский пленник». (Прослушать фрагмент).
С.У. в первые десятилетия Х!Х века в России выдвинулась группа талантливых композиторов: А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев, М.И.Глинка и другие. Они чутко откликались на запросы своего времени замечательными, задушевными лирическими песнями, правдиво отражавшими чувства и стремления. М.И.Глинка самый выдающийся из них.
(2 сообщение)
Имя Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) справедливо называют рядом с именем А.С.Пушкина. Пушкин явился создателем русского литературного языка, а Глинка – музыкального. Оба они впитали благодатные соки народного творчества и своими гениальными произведениями открыли блистательный период расцвета русского классического искусства. Будущий великий музыкант родился на Смоленщине, в селе Новоспасском. «Музыка – душа моя»,- сказал однажды десятилетний мальчик, угадав своё будущее. Родители не допускали мысли о том, что их сын будет музыкантом. Его первым гениальным произведением был «Иван Сусанин». Вот что писал А.С.Пушкин после первого представления «Сусанина»:
Слушая сию новинку,
Зависть злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
После «Ивана Сусанина» Глинка создал многочисленные романсы на слова А.С.Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Ночной Зефир», «Я здесь, Инезилья» и другие.
(Слушание романсов и сравнение их с поэтическими образцами)
С.У. Изменилось ли ваше восприятие стихотворений после прослушивания романсов?
Почти 5 лет своей жизни Глинка посвятил опере «Руслан и Людмила». Она проникнута духом русских былин, насыщена образами и фантазиями. Но в них отразились черты реальной действительности: стремление человека к правде и справедливости. Музыка оперы поражает красочностью, смелостью, новизной средств. А.С.Пушкин не дожил до премьеры, которая состоялась 27 ноября 1842 года. Без сомнения, он оценил бы её по достоинству. (Слушание фрагмента из оперы).
(3 сообщение).
Чуть позже Глинки создает свои музыкальные шедевры Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908). Он написал более 80 романсов, особенно известны романсы на стихи А.С.Пушкина: «Редеет облаков могучая гряда», «На холмах Грузии», «Анчар».
С.У. В сокровищницу произведений композитора вошла и последняя написанная им опера на сказку Пушкина «Золотой петушок». Подключив своё воображение, мы с вами перенесемся в этот сказочный чарующий мир. (Звучит вступление к опере).
Хочется рассказать немного еще об одном композиторе. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) более всех русских поэтов любил Пушкина, чьи произведения вошли в основу опер композитора: «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость», многие другие стихи великого поэта композитор также переложил на музыку: «Вертоград», «Мельник», «Ночной Зефир», «Восточный романс». Прослушаем шуточную песенку «Мельник». Пушкинские стихи вошли почти неизменными в оперу «Каменный гость», а вот над либретто оперы «Русалка» композитор работал сам, дописав конец незавершенной драмы Пушкина в соответствии с замыслом поэта. Опера поставлена была в 1856 году в Мариинском оперном театре Петербурга. (Звучит ария князя из оперы)
Не менее проникновенно и стихотворение А.С.Пушкина с таким названием «Русалка».
(Прослушать стихотворение в исполнении мастеров художественного слова и в исполнении ученика).
(4 сообщение)
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – создатель опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро», симфоний, концертов для фортепьяно с оркестром и многих других произведений родился в городе Воткинске. Пяти лет начал заниматься игрой на фортепьяно. Окончив Петербургское училище правоведения в 1859 году, поступил на службу в министерство юстиции. В 1862 году поступил в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Концерты композитора проходили за границей. В 1893 году Чайковскому присвоено почетное звание доктора Кембриджского университета.
Кто хоть раз слушал музыку П.И.Чайковского, тот почувствовал в ней душу, русские образы и картины. «Я до страсти люблю всё русское – русскую красоту, русский склад ума» Дом в Клину, где жил композитор, превращен в музей.
(Звучит романс из оперы «Евгений Онегин»)
С.У. Мы начали урок со слов «искусство преследует одну цель: пробудить в человеческой душе чувства добрые». Какие чувства пробудил у вас сегодняшний урок, то, что вы услышали и узнали? Поделитесь своими впечатлениями (сочинение в форме эссе ).