«Технология развития критического мышления как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
имени Исаевой Антонины Ивановны»
Педагогический проект:
«Технология критического мышления как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО».
Автор:
Шаяхметова Нажия Джиганшевна учитель биологии
МБОУ «СОШ №2 им.А.И.Исаевой»
Нефтеюганск 2016г
«Технология критического мышления как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО».
Анкета учителя:
Образование: высшее, закончила в 1988 году Ульяновский государственный педагогический институт им И. Н. Ульянова по специальности: « Биология», присвоена квалификация учитель биологии.
Квалификационная категория – первая.
Курсы повышения квалификации:
1) Краткосрочное повышение квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им М.В. Ломоносова по образовательной программе « Составление и использование педагогических тестов по биологии», Москва , 2013г
2) Повышении квалификации ГБОУ ДПО СО « Институт развития образования» по ОП « Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требовании ФГОС» г Екатеринбург, 2013г
3) Система формирования универсальных учебных действий на основе реализации ДСДМ Л. Г. Петерсон в условиях реализации ФГОС» , 2013г
4) Повышении квалификации по образовательной программе Открытое образование : образовательные технологии новой школы с учебным модулем « Современные образовательные технологии». Санкт-Петербург, 2015г.
5) «Методические особенности работы с одаренными детьми при подготовке к всероссийским олимпиадам и конкурсам по биологии, 2016 год.г. Ханты-Мансийск.
Обучение строю на основе технологии критического мышления, что, позволяет формировать универсальные учебные действия учащихся, учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
«Технология развития критического мышления как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО».
Образование — это то, что у вас останется,
когда вы забудете всё, чему учились.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая технология РКМ.
Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.
Поэтому передо мной стоят проблемы:
-как организовать учебную деятельность учащихся;
-как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
-какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.
Компоненты овладения знаниями при ТКМ:
1.Восприятие информации.
2.Анализ полученной информации.
3.Запоминание (создание образа).
4.Самооценка.
Второй год проводится преподавание учебных предметов на основной ступени образования в рамках освоения ФГОС нового поколения. Определение стратегических направлений развития систем образования волнует всех, особенно педагогов и родителей. Опросы родителей, работодателей, многих бизнесменов показали, что обществу нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Следовательно, если ученик знает, как учиться, умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, а ведь именно это и нужно в жизни. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности: грамотно работать с информацией. Развитию таких умений может способствовать технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.
Принципиальным отличием технологии критического мышления от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – у меня получится! Я умею!
Цель:
-освоение и внедрение технологии критического мышления на уроках биологии с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Задачи:
-Изучение методической литературы и опыта по внедрению технологии критического мышления на уроках биологии.
-Внедрение технологии в учебный процесс.
-Разработка карты результативности по внедрению ТКМ
Ожидаемые результаты:
повышение качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
1.На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 2.На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает
в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация.
Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта,
учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе
с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс
понимания материала.
3. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют
новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем,
чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов Осмысление содержания Рефлексия
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная(получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Информационная(приобретение нового знания)
Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Практическая значимость заключается в том, что обоснованная система методических условий формирования критического мышления, умений оценки, самооценки, доказательства, опровержения и т. д. способствует повышению качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
Этапы
I этап 2014-2015 учебный год - теоретический, диагностический:
1.Теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, философской, методической литературы.
2. Входная диагностика:
Цель диагностики: определить уровень компетенций критического мышления обучающихся:
Параметры диагностики:
-кластеры на примере общего термина «семья», «биология»,
- синквейн «друг», «жизнь», «организм»,
Анализ диагностики. Результаты диагностики показали, что учащиеся лучше всего справились с такими видами работ, как составление кластера - это может указывать на умение находить причинно-следственные связи. Учащиеся показали средний уровень умений резюмировать информацию, излагать в нескольких значимых словах, синтезировать сложную информацию. На этот факт может указывать сложение синквейна. На среднем уровне находится умение учащихся моделировать (дерево предсказаний). Трехчастная таблица отражает средние показатели компетенций планировать, структурировать материал:
Параметры диагностики Справляемость6класс 7класс
кластер
50% 80%
синквейн25% 30%
трехчастная
таблица 80% 40%
II этап, 2015-2016 учебный год - внедренческий
1. Промежуточная диагностика.
2. Внедрение приемов и методов РКМ в педагогическую практику.
IIIэтап, 2016-2017 год-заключительный
Задачи, которые решает ТРКМ тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:
1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.2.Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
3.Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.4.Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.Технология учит современного школьника:
критически мыслить;
проявлять активность в познании окружающего мира;
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;
эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.
Технология дает учителю:
умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
возможность использовать эффективные методики, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
-не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
-не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
-коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
В технологии критического мышления выделяются социокультурный, технологический и методический аспекты.
Социокультурный аспект - основой его является идея нравственного воспитания граждан открытого общества. Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем, учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Технологический аспект - основу составляет модель из трех стадий: вызов - осмысление - рефлексия.
В методическом аспекте - технология включает совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности не зависимо от предметного содержания.
Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
3.Этапы и приёмы технологии критического мышления
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:
стадии вызова - постановка задач;
смысловой стадии-изучение нового материала;
стадии рефлексии - закрепление обобщение.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Приёмы «Технологии развития критического мышления»
Формы урока «Технологии развития критического мышления» отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.3
Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
ТехнологичекиеэтапыДеятельностьучителяДеятельностьучащихсяВозможныеприемы и методыI. Вызов:
-актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II. Осмысление содержания:
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения:
«инсерт»;
«фишбоун»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
диспуты;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение схем, кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий, диалогов.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
2) Мозговая атака.
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
3) Групповая дискуссия.
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
4) Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.
5) Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
6) Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
7) «Продвинутая лекция».
Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.
8) Эссе.
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
10) Перепутанные логические цепочки.
В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.
11) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
12) ВзаимоопросОдин из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
13) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
4. Использование элементов технологии РКМЧП на уроках биологии (на примере 6-7 классов)
Одной из центральных проблем современной школы – является формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.
Я провела диагностику направленности мотивации изучения предмета биологии у учащихся в 6 и 7 классах. В результате у 48% учащихся 6 класса наблюдалась внешняя направленность мотивации, то есть анализ учебной работы учащихся делала я, и овладение содержанием учебного предмета служило для учащихся не целью, а средством достижения других целей (например, получение хороших оценок). Уже в 7 классе у этих же учащихся внешняя направленность мотивации снизилась до 29% после того как была использована ТРКМ. Это говорит о том, что внутренняя мотивация повысилась, то есть учащиеся уже сами могут анализировать итоги своей учебной деятельности, а не получать знания в готовом виде. И, следовательно, растет познавательная потребность учеников и удовольствие, получаемое от процесса познания.
Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, предпочтение отдаю методам самообучения и проблемного обучения биологии. Используя методы самообучения, я стараюсь создать условия для самостоятельной работы учеников на уроках: это работа с дидактическим материалом, учебниками, справочными пособиями, раздаточным материалом.
В среднем звене в процессе обучения я применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. И в основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Учащиеся среднего звена еще не совсем способны находить, отбирать и анализировать информацию. Поэтому, применение данной технологии поможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу.
Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трех этапов: вызов, осмысление, размышление и рефлексия.
I.Стадия вызова.
Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получение новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.
Например, на данном этапе при изучении темы «Цветок – генеративный орган, его строение и значение» (биология 6 класс) можно предложить нарисовать или срисовать цветок с таблицы или муляжа цветка и подписать его основные части. Затем ответить на вопросы:
· Что вы знаете о цветке как об органе растения?
· Что бы вы хотели узнать о цветке?
И возникает учебная проблема: Почему цветок является генеративным органом растения?
Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
2) Стадия осмысления.
Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача моя на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.
А) На данном этапе провожу практическую работу в парах с использованием учебника и муляжей цветков. В ходе работы учащиеся должны сравнить свои рисунки с рисунками учебника и выяснить правильное строение цветка и функции его основных частей. Затем сделать пометки в виде минусов там, где были допущены ошибки.
Б) Или можно начертить таблицу из пяти колонок. В целях экономии времени их можно обозначит знаками, смысл которых написан на доске. В течение 10-15 минут учащиеся читают текст и на полях делают пометки карандашом согласно знакам. После того, как работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу. Данная работа позволяет проанализировать текст и перевести обширную информацию из текстовой в лаконичную в форме таблицы. Далее под моим руководством учащиеся сравнивают результаты своей работы с текстом и со своими предположениями, сделанные на первом этапе вызова.
В) Или на основе первоначальных знаний можно начать заполнять таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал», где:
З – что знают учащиеся по данному вопросу;
Х – что хотят знать учащиеся;
О- что в результате узнали учащиеся по завершению изучения темы.
3) Стадия размышления и рефлексии.
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала.
С целью обобщения полученной из текста информации можно начертить схему – паук, в которой будут систематизированы полученные знания. Или анализ таблицы.
Авторы данной технологии (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.) предлагают свое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».
На уроках в 9 классе я часто использую технологии проблемного, группового обучения, методы и приёмы технологии проектной деятельности. Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления.
5. Эффективность технологии
Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников в свете требований ФГООС. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Приёмы, наиболее часто, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.
Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.
В результате использования ТРКМ ученики стали лучше понимать текст. Улучшились такие показатели как умение конструировать текст и умения ставить вопросы к тексту. Считаю, что умение работать с текстом помогает выпускникам лучше учиться в средних и высших учебных заведениях.
В результате применения технологии у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания, и более успешно усваивается содержание материала по предмету. Как следствие растёт качество знаний по биологии, многие ученики участвуют в олимпиадах по предмету, выбирают данный предмет для сдачи итоговой аттестации. Полученные навыки помогают учащимся готовиться к олимпиадам. Результаты указывают на верное направление в моей педагогической деятельности.
Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах различных уровней и занимают призовые места. Растёт участие учащихся принимающих участие в школьных олимпиадах с 25 % до 35%. Разнообразие форм работы с учениками с использованием технологии критического мышления помогает ребятам в выборе будущей профессии. Выпускники нашей школы поступают на факультеты разных вузов, где приоритетной является наука биология, экология.
Защита индивидуальных и групповых проектов осуществляется в ходе научно-практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной конференции и занимают призовые места, выступают со своими проектами на районной конференции, региональной конференции, где становятся лауреатами. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.
Анализ научно- исследовательских работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у школьников критического мышления позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому обучению, помогает развивать их жизненные цели.
Выводы
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как: умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
В заключении смею предположить, что технология эффективна и приносит результаты. Учащиеся, работая по ней систематически, начинают постепенно любить такую форму работы, что немаловажно, поскольку, уютно чувствуя себя, учащиеся более уверенно ведут себя на уроке и более целенаправленно регулируют свой мыслительный процесс.
Конечная же задача использования данной технологии на уроках – научить детей применять эту модель самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными «познавателями» и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Список литературы
1.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. 2.Галеева Н.Л. Самоанализ уровня компетентности.//Биология в школе, № 8,2005. 3.Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 2004
4. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.
5.Русских Г.А. Технология проектного обучения.// Биология в школе, №3, 2003.
6. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 2007 г
Интернет ресурсы:
-http://www.education.rekom.ru/3_2009/36.html Николаева Л.Н Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования
-http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо.