ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Детско — родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Лесная полянка» комбинированного вида города Белово»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Детско - родительский клуб, как форма взаимодействия
воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
Кречетова Н.В.,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №63 города Белово
Белово
2014
Содержание
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Учебный план работы кружка «Волшебные пальчики»
на 2014-2015 учебный год
Календарно-тематический план встреч детско – родительского клуба «Волшебные пальчики»
Результаты
Выводы
Список литературы
Приложения
Паспорт проекта
Тема проекта «Детско - родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Творческое название «Волшебные пальчики»
Автор Кречетова Наталья Владимировна
Тип проекта: Долгосрочный, практико – ориентированный, групповой.
Участники проекта воспитанники 2 младшей группы «Колокольчик», воспитатель, родители воспитанников, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель -логопед
Возраст участников Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Сроки реализации: Сентябрь 2014г. - май 2015г.
Проблема: У детей, пришедших в детский сад в младшем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук
Актуальность
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий фундамент ребенка.
Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию, развитию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию межсемейного детско-родительского клуба «Волшебные пальчики». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект Взаимоотношения субъектов образовательного пространства ОУ (детей, педагогов, родителей, специалистов)
Предмет Формы работы детско-родительского клуба «Волшебные пальчики» направленные на сплочение детско – родительского коллектива, а также установление доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Овладение необходимыми знаниями и умениями для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей
Гипотеза Если правильно сформировать психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей, использовать инновационные, традиционные и нетрадиционные, творческие формы работы в рамках детско-родительского клуба «Волшебные пальчики», то возрастет сплоченность детско-родительского и педагогического коллектива, будут формироваться предпосылки повышения эффективной деятельности у детей
Цель Оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, для формирования предпосылок умственного развития
Задачи Обеспечивать эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами и специалистами ДОУ, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Принципы реализации проекта принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
принцип целенаправленности;
принцип новизны;
принцип сотрудничества со специалистами;
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации
проекта Подготовительный (сентябрь)
Знакомство с темой проекта
Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
Разработка и написание программы детско –родительского клуба;
Подбор методического материала по данной теме;
Создание развивающей среды для работы;
Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии;
Выявление уровня сенсорного развития детей.
Основной (октябрь - апрель)
Практический – в результате чего был реализован проект
Заключительный (май)
Обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты
Новизна Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, иструктора по физической культуре, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: релаксационные упражнения, устные журналы, творческие студии, конкурсы, газеты и памятки, игры, игротренинги, совместные занятия, игровые практикумы, «круглый стол», «педагогическая копилка». Методы и приёмы реализации проекта:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные;
нетрадиционные
Риск проекта Сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;
Возможность «потребительского отношения родителей»;
Нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба;
неактивная позиция детей
Предупреждение рисков: Организация мероприятий на базе ДОУ;
распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, воспитателями, и специалистами;
составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;
разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ;
оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
добровольность участия в клубной работе
Продукт проектной деятельности В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
рабочая программа детско – родительского клуба «Волшебные пальчики»;
конспекты занятий;
картотеки;
игротеки;
консультации для родителей;
методические разработки;
памятки для родителей
Ожидаемый результат 1. Для педагога:
освоение проектного метода
повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
2. Для воспитанников:
формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
дети познакомятся с эталонами цвета;
дети научатся играть в дидактические игры;
после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
3. Для родителей:
партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы и доу в целом;
формирование психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
родители смогут создать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей
4. Для педагов ДОУ:
возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми
Способ оценки достижения планируемых результатов Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба (заполняется табель посещения).
анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» ; «Выявление педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»
дидактические игры, направленные на развитие сенсорноматорики у ребенка.
беседы «Ознакомление с сенсорном развитием ребенка дошкольного возраста», «Инновации в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста», «Взаимосвязь самомассажа и сенсорики», «Взаимосвязь дыхательной гимнастики и сенсорики», «Взаимосвязь артикуляционной гимнастики и сенсорики», «Взаимосвязь пальчиковых игр и сенсорики».выставки: «Ежики из соленого теста», «Солнышко из отпечатков детских ладошек»
наличие « Книги отзывов»,
индивидуальное собеседование с родителями;
наблюдение за деятельностью воспитанников и их родителей
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой проекта;
2. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии;
3. Выявление особенностей сенсорного развития детей (наблюдение в режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
4. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
5. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
6. Подбор методического материала по данной теме;
7. Разработка и написание программы детско –родительского клуба;
8. Создание развивающей среды для работы;
9. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать
положительный эмоциональный фон.
II этап: творческий (основной)
Реализация программы детско – родительского клуба «Волшебные пальчики» и перспективного плана проекта;
Формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
Учебный план работы кружка «Волшебные пальчики»
на 2014-2015 учебный год
Название курса
Количество занятий в месяц Количество занятий в год Длительность занятий, мин.
Волшебные пальчики
1 9 15-20
Календарно-тематический план встреч
детско – родительского клуба «Волшебные пальчики»
Месяц Тема Цель Формы,
методы,
приемы Продукт деятельности Ответственные
Сентябрь Ознакомление с сенсорным воспитанием Познакомить родителей с актуальностью сенсорного воспитания на данном возрастном этапе дошкольника Круглый стол с использованием ИКТ Методические рекомендации по сенсорному воспитанию «Первые шаги» Воспитатель
Учитель –логопед
Инструктор по физический культуреМузыкальный руководитель
Октябрь Взаимосвязь артикуляционной гимнастики сенсорным развитием ребенка. Знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой с сенсорным воспитанием дошкольника Мастер-класс
Просмотр информационного буклета
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей трех лет Воспитатель
Учитель –логопед
Ноябрь Игра-тренинг нетрадиционных пальчиковых игр для родителей совместно с детьми Знакомство родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми ИгротренингКинезиалогическая сказка Воспитатель
Учитель –логопед
Музыкальный руководитель
Декабрь Изготовление поделки «Ежик» в нетрадиционной технике Знакомство родителей с нетрадиционной техникой и изготовление поделки Игровой сеанс Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики
Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Ёжики» Воспитатель
Учитель –логопед
Январь Обмен опытом родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста «Инновации в сенсорном воспитании» Побуждение родителей обмениваться опытом друг с другом по сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста Мини-беседа упражнения дидактические игры (с использованием ИКТ) Комплекс игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста Воспитатель
Учитель –логопед
Инструктор по физический культуреМузыкальный руководитель
Февраль Взаимосвязь самомассажа с сенсорным развитием ребенка дошкольного возраста Знакомство родителей с самомассажем Познавательная беседа
Игры
Упражнения Буклет «Самомассаж» Воспитатель
Учитель –логопед
Инструктор по физический
Март Взаимосвязь дыхательной гимнастики с сенсорным развитием ребенка дошкольного возраста Знакомство родителей с дыхательной гимнастикой Познавательная беседа
Игры
Упражнения Буклет «Дыхательная гимнастика» Воспитатель
Учитель –логопед
Инструктор по физический культуреМузыкальный руководитель
Апрель «Волшебные пальчики» Знакомство родителей с нетрадиционными приемами рисования Игра - путешествие Буклет «Значение нетрадиционных методов и приемов рисования в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста»
Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Солнышко» Воспитатель
Музыкальный руководитель
Май «Оч. умелые ручки» Подведение итогов воспитательно–образовательного процесса ИгротренингВыставка детско – родительских работ Воспитатель
Учитель –логопед
Инструктор по физический культуреМузыкальный руководитель
III этап: заключительный
1. Проведение родительского собрания на тему проекта в нетрадиционной форме (совместное чаепитие);
2. Выставка из детско – родительских работ;
3. Анкетирование родителей;
4. Анализ результатов реализации проекта;
5. Подведение итогов работы над проектом;
6. Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста; дополнение системы необходимыми играми и материалами; продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.)
Результаты работы:
1. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
2. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам сенсорного, речевого развития детей.
3. Возросла активность детей при совместной работе с родителями.
4. Улучшилась динамика сенсомоторного развития детей.
5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и специалистами.
7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
ВЫВОДЫ:
Организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создался благоприятный психоэмоциональный климат. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной работы по формированию сенсорного восприятия дошкольником окружающего мира.
Список литературы
Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы.
Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru, http://maam.ru, http://nsportal.ru, http://ldv.metodcenter.edusite.ru, http://semyarossii.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
•да;
•нет;
•не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
•считаю нужным;
•не считаю нужным;
•затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
•да;
•нет;
•не знаю.
4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
•информация отсутствует;
•есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
•я не обращаю внимание на информацию;
•информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
•наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
•высокий;
•средний;
•низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
•да;
•нет;
•не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Мастер-класс для родителей
«Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:1.Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
Развивать интерес к сенсорным играм.
Воспитывать любознательность.
Предварительная работа:
Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
Оборудование:
Выставка «Игры для развития сенсорики»;
игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) .
Повестка:
1. Выставка игр.
2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
3. Игротека.
4. Игра на рефлексию «Солнышко».
Участники: дети группы, родители, воспитатели.
Ход встречи:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).
Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».
Беседа с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. Д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?
Яблоко.
- Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем»).
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. Д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Наблюдение за уровнем сенсорного развития
детей младшего возраста
Цель: формирование умения различать по форме, величине. Упражнение в установлении сходства и различия между предметами.
Задачи:
Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,
Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
Образовывать группы однородных предметов;
Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать усидчивость.
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Протокол обследования сенсорного развития детей в второй младшей группе
№
п\пФ. И ребёнка Задания
№ 1 № 2 № 3
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года