Программы воспитательной работы в начальной школе в рамках ФГОС Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время
Принята решением
педагогического совета
протокол № 1
от 31 августа 2015 года
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
приказ № 301
от 31 августа 2015 года
Директор школы
____ Л.А. Родионова
Программа
воспитательной работы обучающихся в рамках ФГОС НОО «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Автор: Почекаева Ирина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Курска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
личностно - ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
активная жизненная позиция школьника;
приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
патриотическое и гражданское самосознание;
уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и песням;
эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 КЛАССА
Умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога
строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми
дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах
имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки,
обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки
знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе
владеет доступными видами общественно-полезного труда
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 2 КЛАССА
умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать
владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности
проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен
выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года
выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми
трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 3 КЛАССА
обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание
проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству
умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений
выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь
знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения
обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 4 КЛАССА
владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им
имеет первоначально отработанную произвольную память
коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей
ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи
способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих
способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением
владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе
он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам
обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой
Актуальные направления воспитательной работы
классного руководителя в начальной школе
по системе ФГОС (второго поколения)
Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица
Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с обучающимися увлекательной и захватывающей. Деятельность классного руководителя начинается с общения с учениками и их родителями. В период младшего школьного возраста идёт формирование социального престижа ребёнка и классный руководитель должен об этом знать. В этом возрасте ребятам необходимо публичное признание их достижений в присутствии сверстников и знакомых взрослых. Большое значение для них имеют ситуации, связанные с проектной деятельностью на учебных и внеклассных мероприятиях. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог. Для этого классный руководитель должен определить для себя направления воспитательной работы.
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗДОРОВЬЕ
ИНТЕЛЕКТ
СЕМЬЯ
ОБЩЕНИЕ
Я
ЛИЧНОСТЬ
ГРАЖДАНИН
НРАВСТВЕННОСТЬ
ДОСУГ
Если внимательно рассмотреть схему, то можно увидеть что для себя я определила семь классических направлений:
Здоровье – цель работы педагога использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации ученикам значимости психического и физического здоровья человека. Воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи этого направления:
Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Знакомить детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности:
Сотрудничество с различными медицинскими организациями.
Проведение классных мероприятий формирующих правильное отношение к занятиям спортом
Формирование собственной Я-позиции к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы: проектная и исследовательская деятельность по разным спортивным направлениям, предметные викторины, утренники, весёлые старты, беседы, диспуты, для родителей тематические консультации и т.д.
Интеллект – цель педагога в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи этого направления:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
Создать условия для продвижения учеников в интеллектуальном развитии.
Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности:
Педагогический анализ результативности учебной деятельности
Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие.
Сотрудничество с психологом, логопедом школы и внешкольными учреждениями по развитию интеллектуальных способностей.
Формы работы: проектная и исследовательская деятельность по образовательной программе, классные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, читательских умений младших школьников, интеллектуальные турниры, тренинги, спецкурсы, марафоны между параллелями и внутри класса.
Общение – целью педагога в этом направлении является передача ученикам знаний, умений и навыков социального общения людей (как негативного так и позитивного), опыта поколений.
Задачи этого направления:
Знакомить учеников с традициями и обычаями общения различных поколений.
Формировать культуру общения.
Создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учеников класса.
Учить приёмам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности:
Изучение способности к общению каждого ученика
Изучение исторического опыта общения людей и значения для следующих поколений.
Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения
Обучение конструированию и моделированию в сфере общения.
Формы работы: социометрия, интерактивные игры, тематические классные часы, тренинги общения детей и родителей, самопрезентации и самопредставление, праздники, конкурсы, ролевые игры.
Нравственность – цель педагога в этом направлении является обучение понимания смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи этого направления:
Формировать нравственную культуру миропонимания.
Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.
Основные моменты деятельности:
Развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Знакомство с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
Формирования умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы: тематические классные часы, спецкурсы, дискуссии, поисковая работа, создание музея, уход за памятниками, шефская работа, читательские конференции по нравственной тематике, театральные и кинопремьеры, поездки, походы, изучение нравственного наследия своего народа и страны.Досуг – целью педагога в этом направлении является создание условий и проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развития интереса к внеклассной деятельности.
Задачи этого направления:
Создание условий для ведении равного проявления учениками своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности:
Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуга.
Просвещение и консультации в выборах кружков, секций.
Предоставление права выбора.
Стимулирование инициативы и активности учеников в жизни класса и школы.
Предоставление родителям класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация их достижений.
Формы работы: празднование именин, памятных дат календаря, посещение театров, выставок, фестивалей; устраивать литературные балы, конкурсы талантов, дискотеки, и т. д.Гражданин – целью педагога в этом направлении является формирование соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи этого направления:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности:
Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения к законам и правовым нормам.
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения ребят.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование УУД (универсальных учебных действий) правового поведения.
Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, чести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы работы: тематические классные часы, спецкурсы, конкурсы, викторины по этой тематике, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, посещение воинских частей, читательские конференции по праву.
Семья – целью классного руководителя по данному направлению является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.
Задачи этого направления:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности:
Изучение семей, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка.
Сотрудничество с психологической службой школы и общественными правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребёнка.
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы работы: тематические классные часы, проектная и исследовательская деятельность, праздники, походы выходного дня, родительские тренинги, дни открытых дверей.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. «Готов ли ваш ребёнок к школе?»
2. Проблема адаптации первоклассников в школе.
3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
4. Эмоции положительные и отрицательные. «Искусство быть родителем»
2 класс
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Ярмарка талантов»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.
Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и. будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками .Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо, при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Циклограмма деятельности классного руководителя
Виды деятельности и проводимые мероприятия периодичность
Встреча детей
Проведение утренней зарядки
Контроль посещаемости и успеваемости
Организация питания
Индивидуальные беседы
Консультации
Работа с классным журналом
ежедневно
классный час
сбор-огонёк
проверка дневников
консультации и беседы с родителями
внеклассные мероприятия по плану и вне плана
работа с активом класса еженедельно
Проведение экскурсий, встреч.
Работа с родительским комитетом
Отчёт микрогрупп органа самоуправления класса о работе
Посещение линейки
Генеральная уборка классной комнаты
День Здоровья
Библиотечные занятия ежемесячно
Родительское собрание
Подведение итогов успеваемости, награждение. каждую четверть
Работа с личными делами учащихся
Участие в мероприятиях и акциях школьного, муниципального, регионального, федерального уровней
Участие детей в детских объединениях и организациях
Посещение семей учащихся
Организация поездок по краю
Занятия с психологом школы в течение года
Памятные даты, праздники, которые необходимо учитывать при составлении плана воспитательной работы класса
Сентябрь
1 сентября – День Знаний
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом
12 сентября – День отца
Октябрь
1 октября – День пожилых людей
5 октября – День учителя
20 октября – Посвящение в первоклассники
30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Ноябрь
4 ноября – День народного единства
7 ноября – День военного парада в Москве в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
29 ноября – День мамы
Декабрь
3 декабря – День Неизвестного Солдата
9 декабря – День Героев Отечества
12 декабря – День Конституции
25-29 декабря – Новогодние утренники
Январь
27 января – День освобождения Ленинграда от блокады
Февраль
8 февраля – День освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков
14 февраля День Святого Валентина
23 февраля – День защитника Отечества
Март
8 марта – Международный женский день
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией
Апрель
1 апреля – День смеха
12 апреля – День космонавтики
Май
1 мая – День Весны и Труда
9 мая – День Победы
24 мая – День славянской письменности и культуры
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии Показатели Методики
1. Интеллектуальная развитость 1.Освоенность образовательной программы.
2.Развитость познавательных интересов.
3.Способность к проведению научного поиска, олимпиадное движение Анализ текущей и итоговой аттестации.
Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.
2. Нравственная развитость, воспитанность 1. Сформированность основных нравственных качеств личности.
2. Социальная активность учащихся Методика диагностики жизненных ценностей Л.М. Фридмана.
Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”.
Методика С.М. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение
3. Коммуникативная развитость 1.Коммуникабельность
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся Методика. «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина.
“Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение
4. Развитость креативных способностей 1. Способность к оригинальному мышлению.
2. Стремление к творчеству Тест П. Торранса.
Педагогическое наблюдение
5. Сформированность классного коллектива 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2. Сформированность индивидуальности классного коллектива Методика выявления уровня развития самоуправления М.И. Рожкова.
Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Социометрия
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.
2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.
Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Требования к выпускнику начальной школы
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время»
Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от классного руководителя и его знаний психологии младшего школьного возраста.
Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами – новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
Твори добро!
И будь с ним рядом,
Дерзай, гори,
Зажги других.
Тебя запомнят как отраду,
Ты делай доброе, для них.
Не жди заслуженной награды
Она найдёт тебя сама
Служи народу и России
Иди дорогою добра.
(И.А. Почекаева)
Список литературы
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2012.
Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2010
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2012
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2009
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2009
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2013
Проблемные классные часы. 1 – 4 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2014
Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2013
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (1 – 4 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2013
Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2012
Интернет-ресурсы
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/
http://school.edu.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.it.ru/
http://www.1september.ru/
http://www.ug.ru/
http://www.edu.yar.ru/
http://www.proshkolu.ru/Рекомендуемая литература
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал.