Статья Использование регионального компонента на уроках при подготовке специалистов водного транспорта»


«Использование регионального компонента на уроках при подготовке специалистов водного транспорта»
Страшкова М.Э.
Использование регионального компонента способствует развитию познавательного интереса, политехнических знаний, казахстанского патриотизма учащихся на основе развития функциональных знаний и умений.
За небольшую, по историческим меркам историю становления и развития независимости страны, её районы, области, регионы, населенные пункты приобрели достаточно разнообразные и самобытные, специфические социально-экономические особенности условий проживания, деятельности и этнонациональных отношений.
Учет специфики национального и административно-территориального развития нашей страны обусловлен социальным заказом на образование. Отличительной чертой современного этапа развития образования является использование национальных и региональных возможностей в обучении и воспитании учащихся.
В последнее время в условиях возрождающего интереса граждан Казахстана к истории своего народа и государства, природным особенностям своей страны и территории проживания возросла роль учебных заведений в воспитании подрастающего поколения, восприимчивого к многообразию человеческих отношений и способного к толерантному межэтническому общению. В связи с этим, реализация регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности учащегося.
При изучении регионального компонента немаловажными задачами являются развитие экономического мышления, формирование у учащихся понимания закономерностей экономического развития региона. Очень важным становится выработка умения анализировать, оценивать значимость экономических явлений, наблюдений и объяснений современных экономических ситуаций, содействие общественному и профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими профессии и траектории дальнейшего образовательного маршрута, формированию их активной гражданской позиции.
Совершенствование регионального компонента в содержании школьных предметов – это распределение и локализация региональных знаний, проблем в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одного, так и нескольких предметов.
В основе изучения региона лежит воспитание ответственности за сохранение окружающей среды, своей малой родины, являющейся одной из ведущих ценностных ориентаций учащихся.
Содержанием воспитания является ориентация на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого учащегося на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу этих ценностей относится и малая родина – родной край. Известный методист-географ А. С. Барков очень точно подметил, что между понятиями «Родина» и «родной край» существует неразрывная связь. Любовь к Родине начинается с родной местности и расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю усиливает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко.
В своей работе со студентами, как на уроках, так и во внеклассной работе, всегда стараюсь уделять внимание на региональный компонент. Например, при изучении предметов «Технология перевозок и коммерческая эксплуатация судов» и «Экономика отрасли», нередко приходится обращаться к примерам, которые тесно связаны с Семейским предприятием водных путей, или с судоходными компаниями, расположенными в нашей области. А именно: материально-техническая база, виды выполняемых работ, условия работы, знакомство со штатным расписанием судов, организация заработной платы и т.д. Изучение этих предметов предусмотрено на третьем курсе, и уже после его окончания, студенты проходят производственную практику на предприятиях, где непосредственно сталкиваются с тем, что мы изучали на уроках.
Использование мультимедийного обрудования в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность использования регионального компонента. Показ слайдов, фильмов или их фрагментов, всегда яркое представление, которого ждут учащиеся. Особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали темы, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы умственные и творческие ресурсы учащихся. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в которой внедряются уроки с использованием информационных технологий и материалов по региону, позволят воспитать образованных специалистов.


При организации внеклассных мероприятий, в частности при проведении исследовательских работ, в нашей предметно-цикловой комиссии водных специальностей, выбрана общая тематика «История развития флота», ежегодно наши студенты выступают с докладами по этим темам, которые тесно связаны с нашим краем. В прошлом учебном году, в преддверии празднования 70-летия Победы, все исследовательские работы были посвящены героям войны – казахстанским речникам. Отдельные работы учащихся заняли призовые места.

Совершенствование регионального компонента имеет большие воспитательные возможности, способствующие формированию ценностного отношения к малой Родине и содержит объективные предпосылки для развития гражданской и общественной активности учащихся.
Оно позволяет сочетать две неразрывно связанные части обучения: теоретическую и практическую.
Отсутствие тесных связей учебных занятий с работой по изучению родного края приводит к однобокому, одностороннему развитию, а это отрицательно сказывается на воспитательном значении изучаемых дисциплин.
Преодолеть этот разрыв позволит использование регионального компонента в изучаемых предметах. На основе уже полученных общеобразовательных знаний студенты смогут выстроить логичное, целостное представление о своей территории – малой родине, что будет составлять важную ценность. Только в этом случае содержание регионального компонента выступит как эффективное средство при подготовке специалистов водного транспорта.