Космос. Освоение космического пространства
Дата: ___________ 4 класс
ПОЗНАНИЕ МИРА
Тема: Освоение космоса. Космические полеты.
Цели урока: дать ученикам представление об освоении космического пространства, о том, что такое «космос»;
познакомить детей с первым космонавтом – Ю. Гагариным и его биографией; устройством космического корабля; развивать мышление, память; пополнить словарный запас детей; воспитывать патриотизм, желание быть сильными и здоровыми.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Оборудование: Учебник «Познание мира» Презентация «Путешествие в космос» Видеофильм «Полет в космос»
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
III. Закрепление.
IV. Итог урока
V. Дом. задание
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой:Мы спешим скорее в школу,В наш любимый класс.Много дел больших и новыхОжидает нас.Будет день, дорогой светаПолетим и мы – К тайнам, сказочным планетам,В дальние миры.
1. Тест
1. Планеты солнечной системы изучают:
а) географы б) астрономы в) экологи г) химики
2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их
а) 7 б) 9 в) 11 г) 8
3. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) один б) нет в) два
4. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Нептун б) Марс в) Сатурн
2. Формулировка темы, постановка учебных задач.
- С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. (слайд 1) Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок – мы отправимся в путешествие в космос. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Вы спешите ребята в свой класс,Без учебы дела не пойдут.Космонавты растут среди нас.Но без знаний на Марс не возьмут.Ребята! Готовьтесь к полету.Скоро, скоро настанет тот час,Когда будут дороги открытыНа Луну, на Венеру, на Марс!Цель нашего полета – получить новые знания: узнать что такое космическое пространство и что в нем находится, кто и когда впервые полетел в космос, как устроен космический корабль, значение некоторых «космических» слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат)- Мы научимся на уроке рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.
- А теперь занимайте места в ваших космических кораблях (на доске работы детей – «Ракеты»). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!- Наши корабли оторвались от Земли. И вот мы в космосе. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.)(слайд 2) Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды. Планеты, Луна. Это небесные тела.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](слайд 3) Звезды – это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты. (слайд 4) У каждой звезды в небе свое место, а группы звезд образуют созвездия (карта звездного неба). (слайд 5) Показ рисунков некоторых созвездий: Большая медведица, Малая медведица, Дракон, Лебедь, Кассиопея и 12 созвездий зодиака.(слайд 6) Самая большая звезда – Солнце. Это огромный газовый шар. Он светится (рисунок Солнца). Солнцем освещаются планеты (они сами не светятся). (слайд 7) Как и звезды, планеты имеют форму шара. Они вращаются вокруг Солнца. Солнце и планеты – это Солнечная система. Всего планет 9. Сила притяжения Солнца невидимыми цепями удерживает Землю и другие планеты, заставляя двигаться их по кругу
(слайд 8) Только на одной планете есть жизнь. Это наша планета – Земля. Ее освещает Солнце. На той стороне Земли, которая повернута к Солнцу – день, на противоположной – ночь. (слайд 9) Вокруг Земли движется ее спутник – Луна. Она в 4 раза меньше Земли (фото Луны).
1. Работа по учебнику.
(слайд 10) - Как вы думаете, почему космос привлекает внимание людей? Почему ученые заинтересовались звездным небом?
- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник- наш бортовой журнал. Прочитайте первую часть и найдите ответ на поставленный вопрос, стр. 71.(слайд 11)
- Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.
(слайд 12)
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
- Почему именно 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики?
- Ответ на этот вопрос вы найдете в нашем бортовом журнале во второй части.
2. Чтение учебника, стр. 71.
(слайд 13)- Как зовут этого человека?- Чем он прославился на весь мир?- Когда Ю.Гагарин совершил свой полет в космос? (12 апреля 1961 года)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С детства сельский мальчик Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда маленькому Юре было всего 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось жить в землянке.В 15 лет Ю.Гагарин поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в Военное Авиационное училище. Человеком он был смелым, решительным, находчивым и веселым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Он внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. (слайд 14) 12 апреля 1961 года под управлением Ю.Гагарина стартовала ракета «Восток» и совершила полный оборот вокруг планеты за 108 минут. Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.
(слайд 15)После полета Юрия Гагарина космонавтика стала стремительно развиваться. Последователями Гагарина стали: Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина-космонавт), Алексей Архипович Леонов (первый космонавт, вышедший в открытый космос), Светлана Евгеньевна Савицкая (первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос)
(слайд 16)
- Назовите имена первых космонавтов Казахстана. (Токтар Аубакиров и Талгат Мусабаев) - К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь люди могут долго находиться в космосе. Там они проводят научные исследования.
Физкультминутка «Скафандр космонавта»Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки). На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
3. Работа по учебнику.
-Для чего посылают в космосе межпланетные станции?
Ответ на этот вопрос найдите в бортовом журнале на стр. 72.
4. Устройство космического корабля(слайд 17, 18, 19) Космические ракеты запускают с космодрома. Запуск ракеты невозможен без ракеты-носителя. Ю. Гагарин полетел в космос на корабле «Восток» с космодрома Байконур. Он был одноместный и космонавт находился в нем всего 2 часа. После «Востока» появились «Восход» и «Союз». На Луну летал «Аполлон» (фотографии кораблей).(слайд 20) А орбитальные и межпланетные станции постоянно находятся в космосе.- Сейчас космонавтам приходиться долго жить и работать на космических кораблях. Поэтому они должны быть приспособлены для этого, удобно устроены. Знаете ли вы, как устроен космический корабль?(слайд 21) На космическом корабле есть несколько отсеков. Кабина космонавтов – главный отсек. Специальные приборы в нем регулируют влажность, температуру и количество воздуха. Электроэнергию для работы приборов космическому кораблю дает Солнце. Здесь космонавты управляют кораблем, ведут бортовые журналы, могут вести переговоры с Землей. Только кабина космонавтов возвращается на Землю. В кабине расположены окна – иллюминаторы (слайд 22) В космосе всегда невесомость Нельзя налить суп в тарелку, а чай в чашку. Поэтому продукты питания хранятся в специальных упаковках – тубах. Нельзя допускать, чтобы крошки, кусочки пищи, или капельки воды летали по кораблю. Поэтому еду из упаковок выдавливают прямо в рот.(слайд 23) Орбитальный отсек – это тоже жилой отсек, в котором космонавты работают и отдыхают. Он не возвращается на Землю. Отсюда космонавты также выходят в открытый космос. (слайд 24) В приборно-агрегатный отсеке расположено основное оборудование корабля, двигатели и топливо.(слайд 25) Космический корабль все время связан с Центром управления полетом, который берет на себя часть работы космонавтов.(слайд 26) Чтобы вернуться на Землю, космический корабль включает тормозной двигатель и разделяется на две части. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере. Над кабиной космонавтов за несколько километров от Земли раскрывается парашют. На землю возвращается спускаемый аппарат. Таким образом, завершается полет в космос.
- Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, иллюминатор, скафандр, невесомость.)(слайд 27)2. Викторина.
Дети отгадывают загадки на космическую тематику.космонавт
ракета
руна
месяц и звезды
комета
солнце
Просмотр видеофильма
- Нужен ли человеку космос?
- С какого космодрома отправлялись в космическое пространство космонавты из разных стран?
- Что нового вы узнали на уроке?
Прочитать текст «Освоение космоса и космические полеты»
Подготовить сообщение о первых космонавтах.