Доклад «Эффективные пути формирования языковой личности в условиях дошкольного логопункта».


Развитие языковой личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности, в межличностном отношении.
Программы развивающего характера, на которых строится весь образовательный процесс в различных видах дошкольных учреждений, имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии. Важно, что в них специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.
Коррекционно-развивающая работа дошкольного логопункта нашего сада основывается на «Программе предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы» (Семипалатинск -1999). В нее входят разделы:

- воспитание звуковой культуры речи,
- формирование грамматического строя речи,
- словарная работа,
- формирование связной речи (диалогической и монологической),
- воспитание культуры общения,
- обучение грамоте и основам письма,
- знакомство с произведениями художественной литературы.

Логопеду, работающему в условиях дошкольного логопедического пункта необходимо адаптировать эти разделы с учетом личностных особенностей детей с нарушениями речи. В первую очередь учитывается:

- взаимосвязь языка и речи,
- речи и мышления,
- осознание явлений языка и речи ребенком,
- характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста.

На логопедических занятиях с такими детьми необходимо реализовывать принципиальный подход, основывающийся на комплексном решении на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ( фонетику, лексику, грамматику ), но при его ведущей роли.

Особое внимание необходимо обращать:
- на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
- обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи ( лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная).
- обучение произвольному отбору лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление.

На протяжении всего коррекционного процесса соблюдается последовательность работы по развитию связной речи:
- обучение называнию предмета,
- выделение признаков, действий,
- составление совместного описания, затем повествования, рассуждения,
- придумывание творческих рассказав и сказок.

Решение каждой задачи усложняется по мере расширения возможностей детей, но при сохранении программного ядра.
В связной речи – это связывание предложений в высказывания.
В словаре – работа над смысловой стороной слова.
В грамматике – формирование языковых обобщений.
В звуковой культуре речи – интонационное оформление высказываний.

На коррекционных занятиях в логопедических пунктах массовых детских садов решаются в первую очередь следующие задачи:
- обучить детей структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее ( схемы, сюжетные серии, синквейн, пиктограммы и т.д. ).

- предлагать задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов, через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений ( КРИ «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-друзья», «Слова-враги» и т.д.

- обучать детей грамматически правильным построениям прямой и косвенной речи, использованию разнообразных типов синтаксических конструкций, авторской лексики при пересказывании рассказов ( КРИ «Три картинки», «Что снеговик расскажет о себе», «Придумай небылицу», «Разные причины», «Невидимка»).


В заключение хочется сказать о важнейшей составляющей коррекционного процесса. Приемы компенсации речевых расстройств работе с детьми с нарушениями речи обязательно базируются на положениях гуманной педагогики. Гуманизация специального образования предполагает, прежде всего, уважение к личности каждого ребенка. В первую очередь, у таких детей необходимо «наладить» душевный комфорт, и только потом приступать к коррекционной работе. Для психического здоровья ребенка с речевыми нарушениями важна благоприятная среда, где его любят и понимают, не позволяют грубого обращения, не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы.

Все вышеперечисленное и позволяет говорить о формировании языковой личности, которая:
- небезразлична к речевому поведению говорящих людей,
- небезразлична к самой языковой материи,
- активна в усвоении и применении речевых средств для установления
контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.


«Эффективные пути формирования языковой личности в условиях дошкольного логопункта»
Учитель –логопед «Ясли-сад №85»
Корась Т.Ф.
Павлодар
2013 год