Методическая разработка Программа мониторинга сформированности УУД в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пушновская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кольский район Мурманской области
ПРОГРАММА
мониторинга
сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
(Приложение к Основной образовательной программе НОО)
Разработчик: Баданина Ольга Валентиновна,
учитель начальных классов
н.п. Пушной
Пояснительная записка
Актуальность темы
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями нового стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее – УУД) как собственно психологической составляющей содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Программа составлена на основе требований Стандарта второго поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную деятельность, преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.
Объект мониторинга
Учебно-воспитательный процесс обучения учащихся 1- 4х классов в условиях реализации программы УМК «Школа России».
Предмет мониторинга
Формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий (умений учиться) в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель мониторинга
Создание условий для реализации технологии формирования УУД на уровне начального общего образования средствами учебно-методического комплекта «Школа России».
Задачи
отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на уровне начального общего образования
Срок реализации программы
4 года (начальное общее образование).
Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на уровне начального общего образования.
Методы
Эмпирические методы:
изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
анкетирование;
педагогическое наблюдение за процессом обучения;
мониторинг уровня сформированности УУД, динамика их развития
анализ школьной документации.
Статистические методы обработки результатов исследования
Диагностический инструментарий
В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития УУД могут выступать работы, состоящие из компетентностных задач (Приложение 1)
Критерии оценки ожидаемых результатов
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития УУД.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Ожидаемые результаты
- определение индивидуальных достижений обучающихся, выявление проблем и коррекция по освоению УУД;
- конструирование индивидуальных программ развития УУД у обучающихся средствами учебного предмета;
- осуществление преемственности между начальной и средней школы в формировании и отслеживании метапредметных (УУД) результатов;
- координация и согласование деятельности учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.
Форма представления результатов для массовой практики
Заполнение листов индивидуальных достижений УУД учащихся (Приложение 2)
Система диагностических проверочных работ (на основе компетентностных задач). Анализ диагностических материалов – основа мониторинговых исследований.
Обобщение и распространение опыта: Интернет-форум, конференции, семинары.
Приложение 1
Методический инструментарий, используемый при проведении мониторинга оценки
достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов
Показатели
Класс
Методика
Цель методики
Метод оценивания
Сроки проведения
Кто проводит
Источник
Личностные УУД
Мотивация, внутренняя позиция
1
«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
Индивидуальная беседа с ребенком
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под ред. А.Г. Асмолова, стр. 52.
Самооценка
Методика «Лесенка»
(Дембо – Рубенштейн)
Изучение самооценки младшего школьника
Индивидуальная беседа с ребенком
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
«Консилиум – решение школьных проблем» О. Григорьева
Нравстенно-этическая позиция
Задание на норму справедливого распределения
Выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.
Индивидуальная беседа с ребенком
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Мотивация
2
Анкета по оценке уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой)
Выявление отношения детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
«Консилиум – решение школьных проблем» О. Григорьева, стр. 133
Самооценка
Методика «Лесенка»
(Дембо – Рубенштейн)
Изучение самооценки младшего школьника
Индивидуальная беседа с ребенком
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
«Консилиум – решение школьных проблем» О. Григорьева
Нравстенно-этическая позиция
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
Выявление уровня усвоения норм взаимопомощи
Индивидуальная беседа с ребенком
Апрель
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 66.
Мотивация
3
Опросник мотивации
Определение мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.60
Внутренняя позиция
«Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
Самооценка
Шкала самооценки
(Спилберг)
Выявление реактивной и личностной самооценки школьников
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Нравстенно-этическая позиция
Анкета «Оцени поступок»
(Модификация Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)
Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм
Фронтальное анкетирование
Апрель
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов,
стр. 72
Мотивация, внутренняя позиция
4
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
(Модификация А.Д. Андреева)
Диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Самооценка
Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)
Изучение самооценки младшего школьника
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
Нравстенно-этическая позиция
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Выявить нравственные представления учеников
Фронтальное анкетирование
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Методики для дополнительной диагностики
Нравстенно-этическая позиция
1
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
(Модифицированная задача Ж. Пиаже)
Выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы
Индивидуальная беседа с ребенком
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.68
Нравстенно-этическая позиция
2-3
Задание на выявление уровня моральной децентрации
(Ж. Пиаже)
Выявление уровня моральной децентрации как способности к координации трех норм
Индивидуальная беседа с ребенком
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.69
Нравстенно-этическая позиция
2-3
Моральная дилемма
Выявление усвоения норм взаимопомощи в условиях моральной дилеммы
Индивидуальная беседа с ребенком
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.70
Мотивация
1
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Выявление познавательных интересов и инициативы школьника
Индивидуальная беседа с ребенком
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.55
Мотивация
3-4
Диагностика учебной мотивации школьников
(Н.Ц.Бадмаева)
Диагностика учебной мотивации школьников
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
Мотивация
3-4
Методика изучения мотивации учащихся
Определение мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
Самооценка
3-4
Кто Я?
(М. Кун)
Выявление сформированности Я - концепции и самоотношения
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.56
Самооценка
4
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.57
Самооценка
1 вар- 1класс
2 вар-2-3 класс
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
Выявление адекватности понимания учащихся причин успеха / неуспеха в деятельности
1 вариант – индивидуальная беседа
2 вариант – фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр.62
Внутренняя позиция
3-4
Методика «Ты гражданином быть обязан»
Выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
Класс
Методика
Цель методики
Метод оценивания
Сроки проведения
Кто проводит
Источник
Регулятивные УУД
1
Образец и правило
(А. Венгер)
Выявление уровня организации действий, умения
Индивидуальная работа
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
Венгер А.Л Психологическое обследование младших школьников, стр. 129
Графический диктант
(Д.Б. Эльконин)
Выявление умения слушать и точно воспринимать указания взрослого
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
Венгер А.Л Психологическое обследование младших школьников, стр. 131
Лабиринт (аналог субтеста Векслера)
Умение соблюдать правила решения задачи
Индивидуальная работа
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы, стр.33
Палочки и крестики
Определение уровня саморегуляции
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы, стр.37
2
Методика «Изучение саморегуляции»
(по У.В. Ульенковой)
Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Проба на внимание (буквы)
(П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 88
3
Проба на внимание (текст)
(П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 88
Задание «Определение цели выполненного задания»
Умение определять цель выполненного задания
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Вергелес Г.И. и др. Младший школьник: помоги ему учиться, стр. 64
4
Анкетирование учащихся (Н.Ю Яшина)
Выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям
Анкетирование
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Задание «Изучение особенностей планирования в учебной деятельности»
Умение планировать учебную деятельность
Индивидуальная работа
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Вергелес Г.И. и др. Младший школьник: помоги ему учиться, стр. 74
Методики для дополнительной диагностики
1
Задача «Выкладывание узоров из кубиков»
Выявление развития регулятивных действий
Индивидуальная работа
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 86
3-4
Задание «Определение различных целей выполнения задания»
Умение определять различные цели выполнения задания
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
Вергелес Г.И. и др. Младший школьник: помоги ему учиться, стр. 65
3
Методика «Найди фигуру» (Л.И. Аршавина)
Выявление уровня развития действия планирования
Фронтальный опрос
Педагог-психолог/учитель
3-4
Задание «Изучение особенностей контроля в учебной деятельности»
Умение контролировать свою учебную деятельность
Индивидуальная работа
Педагог-психолог/учитель
Вергелес Г.И. и др. Младший школьник: помоги ему учиться, стр. 75
Класс
Методика
Цель методики
Метод оценивания
Сроки проведения
Кто проводит
Источник
Познавательные УУД
1
Кодирование
(11 субтест теста Д. Векслера)
Выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов
Групповая или индивидуальная работа
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 111
Последовательность событий (задание теста Векслера)
Выявление умения устанавливать причинно-следственные связи
Индивидуальная работа
Сентябрь
Педагог-психолог/учитель
Исключение понятий
Изучение способности к классификации и анализу
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
2
Сравнение понятий
Изучение способности к сравнению
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
решение школьных проблем» О. Григорьева, стр. 83
Таблицы Равена
Изучение способности к классификации и сериации
Индивидуальная работа
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Венгер А.Л Психологическое обследование младших школьников, стр. 39
3
Сравнение понятий
Изучение способности к сравнению
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
«Консилиум – решение школьных проблем» О. Григорьева, стр. 83
Простые аналогии
Выявление характера логических связей и отношений между понятиями
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
«Консилиум – решение школьных проблем» О. Григорьева, стр. 80
Логические закономерности
Выявление уровня развития логического мышления
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
4
Сравнение понятий
Изучение способности к сравнению
Фронтальный письменный опрос
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
«Консилиум – решение школьных проблем» О. Григорьева, стр. 83
Диагностика универсального действия общего приема решения задач
(По А.Л. Лурия, Л. Цветковой)
Выявление сформированности общего приема решения задач
Групповая или индивидуальная работа
Апрель
Учитель
А.Г. Асмолов, стр. 112
Изучение словесно-логического мышления (по Э.Ф. Замбацявичене)
Изучение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций
Фронтальный письменный опрос
Апрель
Педагог-психолог/учитель
Методики для дополнительной диагностики
3
Полоски
(Л.И. Аршавина)
Выявление уровня сформированности действия анализа
Индивидуальная работа
Педагог-психолог/учитель
3
Выявление общих понятий
Изучение способности к обобщению, анализу и классификации
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
2-3
Нахождение схем к задачам (По А.Н. Рябинкиной)
Определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения
Индивидуальная работа или фронтальный опрос
Учитель
А.Г. Асмолов, стр. 114
4
Методика «Логические задачи»
(А. Зак)
Выявление уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников
Групповая и индивидуальная форма
Учитель
4
Диагностика особенностей развития поискового планирования
(А. Зак)
Выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели
Групповая и индивидуальная форма
Педагог-психолог/учитель
3-4
Методика «Анаграммы» (А. Зак)
выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
1
Построение числового эквивалента или взаимно – однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)
Выявление сформированности логических действий установления взаимно- однозначного соответствия и сохранения дискретного множества
Индивидуальная беседа с ребенком
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 109
1
Проба на определение количества слов в предложении
(С.Н. Карпова)
Выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность
Индивидуальная беседа с ребенком
Учитель
А.Г. Асмолов, стр. 110
1
«Найди несколько различий?»
Выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение
Индивидуальная беседа с ребенком
Класс
Методика
Цель методики
Метод оценивания
Сроки проведения
Кто проводит
Источник
Коммуникативные УУД
1
Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
Наблюдение
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 132
2
Методика «Кто прав?»
(Г.А. Цукерман)
Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Индивидуальная беседа с ребенком
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 131
3
Методика «Ковер»
Изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи
Групповая работа
Педагог-психолог/учитель
4
Методика «Ваза с яблоками»
(модифицированная проба Ж.Пиаже)
Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Групповая форма
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
Методики для дополнительной диагностики
1
Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже)
Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Индивидуальная беседа с ребенком
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 130
1
Братья и сестры
(Ж. Пиаже)
Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Беседа
Педагог-психолог/учитель
4
«Совместная сортировка» (Бурменская)
Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
Наблюдение
Педагог-психолог/учитель
4
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Выявление коммуникативных склонностей
Фронтальный письменный опрос
Педагог-психолог/учитель
2-3
Методика «Дорога к дому»
Выявление уровня сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности
Наблюдение
Сентябрь, апрель
Педагог-психолог/учитель
А.Г. Асмолов, стр. 133
Приложение 2
Лист индивидуальных достижений УУД, согласно возрастным особенностям младших школьников
Планируемые познавательные УУД
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1. Ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
1. Ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяет круг своего незнания.
1. Ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяет круг своего незнания; планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
1. Ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяет круг своего незнания; планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.
2. Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, задает вопросы, находит нужную информацию в учебнике.
2. Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, придумывает и задает вопросы, находит нужную информацию в учебнике
3. Сравнивает предметы, объекты: находит общее и различие.
3. Сравнивает предметы, объекты по нескольким основаниям.
3. Сравнивает различные объекты, явления, факты
3. Выбирает основания и критерии для сравнения различные объекты, явления, факты
4. Анализирует, группирует предметы, объекты по заданным признакам
4. Анализирует, группирует предметы, объекты по нескольким основаниям
4. Анализирует, группирует различные предметы, объекты, явления, факты
4. Анализирует, группирует различные предметы, объекты, явления, факты
5. Называет последовательность простых знакомых действий
5. Устанавливает последовательность действий в быту, в тексте
5. Устанавливает причинно-следственные связи
6. Извлекает информацию из сюжетного рисунка
6. Извлекает информацию из схематичного изображения, текста и оформляет ее в виде таблицы, схемы
6. Извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
7. Вычитывает информацию из текста и схемы
7. Вычитывает из текста информацию, данную в явном виде
7. Вычитывает из текста информацию, данную в явном и в скрытом, неявном виде
8. Понимает, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.
8. Определяет, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
8. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
8. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
9. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определяет тему.
9. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; составляет простой план
9. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; составляет простой план
9. Передает содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; составляет сложный план текста.
10. Делает выводы в результате совместной работы всего класса
10. Наблюдает и делает самостоятельно простые выводы
10. Самостоятельно делает выводы, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений.
11. Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
11. Строит речевое высказывание в устной и письменной форме самостоятельно или с помощью учителя
11. Осознанно строит речевое высказывание в устной и письменной форме
11. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме
12. Называет внешние признаки, характеризующие действия объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?)
12. Находит связи между родовыми и видовыми понятиями.
12. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
12. Подводит под понятие
Планируемые регулятивные УУД
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Организует свое рабочее место под руководством учителя.
Самостоятельно организует свое рабочее место.
Самостоятельно организует свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Определяет цель деятельности под руководством учителя.
Выбирает (ставит) цель деятельности под руководством учителя.
Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно.
Определяет цель учебной деятельности самостоятельно.
Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Самостоятельно формулирует задание: определять его цель, планирует алгоритм его выполнения, корректирует работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивает.
Высказывает свое предположение (версию)
Обнаруживает и формулирует учебную проблему с помощью учителя
Обнаруживает и формулирует учебную проблему с помощью учителя или самостоятельно
Обнаруживает и формулирует учебную проблему самостоятельно
Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.
Определяет план выполнения заданий под руководством учителя или самостоятельно
Определяет план выполнения заданий самостоятельно
Корректирует выполнение заданий в дальнейшем с помощью учителя
Корректирует выполнение заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий
Корректирует выполнение заданий в дальнейшем самостоятельно
Использует в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Использует в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль)
Использует в работе литературу, инструменты, приборы.
Использует при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Определяет самостоятельно критерии оценивания, дает самооценку.
Планируемые коммуникативные УУД
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.
Участвует в работе в паре
Выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи)
Участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается друг с другом
Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.
Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.
Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу, задает вопросы
Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу, придумывает и формулирует различные виды вопросы
Строит простое речевое высказывание
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное.
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, понимает точку зрения другого.
Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументирует свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относится к своему мнению
Критично относится к своему мнению. Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договаривается с людьми иных позиций
Планируемые личностные УУД
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Определяет чужие поступки
Определяет простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»
Определяет поступки с позиции нравственных ценностей
Самостоятельно определяет общие для всех людей правила поведения
Определяет поступки с позиции известных и общепринятых правил
Объясняет оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Выбирает поведение, соответствующее общепринятым нормам
Делает правильный выбор в однозначных ситуациях, отделяет поступки от самого человека
Отделяет оценку поступка от оценки самого человека
Сформирована внутренняя позиция школьника, его мотивация учения
Сформирована адекватная самооценка
Сравнивает свои достижения (рефлексивная самооценка)
Сравнивает свои достижения вчера и сегодня, вырабатывает на этой основе конкретную дифференцированную самооценку
Заголовок 1чђЗаголовок 515