Познавай, играя Из опыта работы. В рамках обобщения и распространения педагогического опыта. Фрагменты уроков
Познавай, играя!
Из опыта работы. В рамках обобщения и распространения педагогического опыта. Фрагменты.
Нигметова Галина Васильевна
учитель высшей категории
МОУ «Красногвардейская
средняя общеобразовательная
школа №1
с. Плешаново
Красногвардейского района
Оренбургской области.
Аннотация.
Каждый педагог старается научить ребенка удивиться и познавать, быть быстрым, гибким, оригинальным и точным.
От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей, зависит успех обучения в целом.
Для того чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно яснее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой и будет происходить познание, т.е. формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. Созданию среды, способствующей развитию умения учиться, помогают игровые моменты.
В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости, продуктивности мышления.
Кроме того, игра дает много умений, которые пригодятся в жизни: умение красиво и толково говорить и писать, выражать свои мысли, находить выход из любой ситуации, поможет изучать самого себя: кто я? Что я знаю, что умею, чему хочу научиться?
Игровые приемы помогают постепенно вводить детей в исследовательскую, созидательную и поисковую деятельность. Предлагаю приемы, помогающие научить детей добывать знания.
Материал могут использовать учителя начальных классов.
Очень важно «ввести» детей в урок. Приведу некоторые приемы, которые использую в своей работе.
1. Учу детей владеть своими эмоциями мимикой, жестами, выражением лица. Проводя эту работу, читаю стихотворение и затем корректирую настроение.
Вот Новость!
Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выражение лица
Испуганно соображаю:
А я, что в лице выражаю?
Наверное, смелость! Наверное, ум!
А вдруг,
Что в примерах – то я ни бум-бум
2. У нас с детьми есть секрет – «3 посадки»
Посадка №1. Все по правилам школьной жизни.
Посадка №2. Сидеть могут свободно, отвечать сидя.
Посадка №3. Разрешается ходить по классу, обращаясь за помощью к консультантам.
3. Проводим точечный массаж. Включаем в работу мозг, настраиваемся на активную работу. «Я готов! Я хочу! Я смогу!»
4. Рисуем на полях в тетради свое настроение и затем его корректируем.
5. Для корректировки настроения использую стихи Эммы Мошковской.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо кислое
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение!
6. Кто чем сверкает?
Сверкает яркий луч росой,
Карась боками гладкими.
Мудрец – умом, лицо – красой,
А ты сверкай сегодня –
Знаньями!
7. Читаю слова, определяющие настроение детей, а они выбирают и в зависимости от настроения – корректирую.
беспокойное задиристое
бодрое хмурое
веселое солнечное
грустное злое
спокойное капризное и т.д.
Если сердитое – ущипни себя больно – пожалей себя. Скажи – мне хорошо, улыбнись. Или возьми лист бумаги – пошепчи ему то , что тебя раздражает и изорви лист
8. Рассказываю детям, что в нас живет два человека «ОХ!» и «Ха!» Обыгрываю это и, конечно, детям хочется, чтобы было «Ха!»
9. Представляем себе, что мы деревца, которые радуются свету, теплу. Тянемся «Своими листиками» Силы внутри нас, мы сильны. Как хорошо! Станем не только чуть выше, но и чуть умнее!
10. Представим себе, что мы широкое свободное пальто, или жесткий стул (в такие моменты можно давать интересную дополнительную информацию. Оказывается, кожа у слона, как пальто, «держится» лишь в нескольких местах). Пытаемся найти положительные моменты во всем.
11. Учу детей следить за своей речью, походкой, внешним видом. Посмотри на себя со стороны, какой ты. Предлагаю детям показать свою походку:
«Штурм крепости»
«На перемене»
«Лодка без весел»
Дети, обыгрывают ситуации, стараются следить за своей осанкой, походкой, положением головы.
12. Наберем (мысленно) в ладошки холодной воды колет руки а теперь брызните себе в лицо Делаем это когда нужно собраться к работе.
13. В своей работе использую различные упражнения для постановки правильного дыхания и его развития.
а) Система дыхательных упражнений по Бутейко перед уроком чтения.
1. Сам себе пропеллер.
(работа кулачками на задержанном дыхании, кто сколько сможет)
2. Успокаивающее дыхание
(глубокий вдох, руки на груди, трубочкой губы, выдох порциями)
3. Очищающее дыхание
(вдох-задержка дыхания, быстрый выдох «Ха».
б) Стихотворные упражнения
Белокрылый мощный «ТУ»
Набирает высоту («взять» дыхание, дальше все произносится на выдохе)
Он летит все выше, выше
Превратились в точки крыши,
А теперь он выше туч,
А теперь над облаками
Вот ударил солнечный луч.
Голубой простор над нами!
Выше, выше мчится «ТУ»
Набирая вы-со-ту-у-у (полный выдох).
г) На вышку я легко взбегаю
Прыжок (вдох)
Как птица я взлетаю.
Вот оборот и вниз стрелой
Скрываюсь быстро под водой (полный выдох)
14. Для детей определила три вида речи по функциональных особенностям:
1. Что делаю? – речь регулирующая (проговаривание)
2. Что сделал (а)? – речь анализирующая.
3. Что буду делать? – планирующая.
4. Оценка деятельности.
5.Самоанализ: чем доволен, что не получилось, причина неудовлетворенности.
Речь взрослого вызывает и направляет движение ребенка. С 1 класса ставлю перед детьми цель: овладеть речью, начинать давать себе речевые приказы (сначала развернуто вслух, а потом речь сворачивается, переходит в фрагментную, «шепотную» и затем в мыслительную «про себя».). Это побуждает другую проблему – учить ставить вопросы.
Объясняю детям, что вопросы мы разделим на три группы:
1. Обыкновенные – касающиеся текущей жизни, ее организации.
2. Умные – которые долго «зреют» в голове, чтобы их задать, нужно много потрудится, быть внимательным, сосредоточенным, наблюдательным.
3. Глупые – причина – неразвитость речи, невнимательность. (А какое упражнение писать?)
Ставлю перед детьми задачу, условие – задавать все вопросы, если они возникают, но быть внимательным, тогда третья группа вопросов отпадает сама по себе.
Задавая вопросы . говорю: «Подумайте и отвечайте», но прежде учу детей понять, что значит «подумай». Что стоит за этим?
Это значит надо выполнить ряд мыслительных операций:
1. Увидеть проблему.
2. Выделить главное, убрать второстепенное.
3. Увидеть и понять отношение величин, вещей
4. Закодировать данные и перевести на язык математики или русского языка.
5. Дать логическую развернутую цепочку в форме монологического высказывания.
Ну, а самое главное, стараться, чтобы у детей возникла потребность поделиться своими мыслями, только тогда появится желание оформить свою речь в соответствии с нормами –
« чтобы тебя поняли.»
15. Помогают начать урок и пятиминутки жужжащего чтения, которые тоже «работают» на урок. После чтения можно поработать над прочитанным отрывком на любом уроке.
Русский язык
Найти восклицательное, вопросительное предложение.
Выделить имена существительные, прилагательные и т.д.
Найти слова женского рода, мужского рода.
Выписать предложение в тетрадь на минутку чистописания и т.д.
Математика
Замер техники чтения за 1 минуту и приблизительный подсчет.
Его можно проводить «с ростом знаний». В первом классе посчитать слова, а когда закрепляем таблицу умножения: считаем слова в строке, затем количество строк и умножаем – получаем приблизительный подсчет слов.
Замер техники чтения, подсчет и сравнение чисел. Учу устному сравнению чисел, выявление большего или меньшего числа. Ученик называет число – зажимает его в кулачок, когда следующий называет свое число, дети сравнивают числа и в кулачке всегда остается большее число или наоборот.
Чтение
Прочти красивое предложение.
Прочти, назови понравившиеся слова.
Как нужно произносить слова?
Прочти тихо, громко, шепотом.
Прочти ласково, сердито
16. Словом владеть великое искусство.
поддержка
Слово радость
ненависть
боль
В 1 класс на первое сентября провожу «Путешествие в страну Знаний». Урок строю так, чтобы максимально получить информацию о детях и их родителях: играем, рисуем, читаем
Например, игра «Какие бывают слова?»
Оказывается, слова бывают веселые, полосатые, важные, пушистые, вкусные, тяжелые, дружные и т.д. – такой вывод делают дети, проиграв в игру.
В классе развешиваю красочные плакаты, рисунки: флаг, кошка, кирпич, зебра, мяч, улыбающиеся дети Показывая флаг, говорю детям, что бывают важные слова – такие как флаг, а вы знаете еще важные слова? (Родина, мама)
Показывая кирпич – говорю, что слова бывают тяжелые – боль, болезнь, обида
Обыгрывая все рисунки, подвожу детей к тому, какие слова нужны детям для школы и собираю эти волшебные слова в шкатулочку. Причем, каждый ребенок произносит слово себе в кулачок и бросает его в шкатулку, которая еще, возможно, сыграет в дальнейшем свою роль, вдруг кто-то забудет и возникнет ситуация «заблудившегося слова».
Детям очень нравится игра «Подсолнух».
В семечках – задания, самые разные: посчитай, нарисуй, назови Могу сказать эта игра увлекает и детей и родителей, чувствуешь команду единомышленников. Придумывая урок, на доске всегда рисую маршрут и конечный пункт. В зависимости от подбора детей в конце игры может прийти: Клоун, Буратино, Алеша Хромайкин, которые напомнят когда прийти, что принести в новеньком портфеле и как зайти в класс, что не забыть сказать. Вся нужная, важная информация в игровой форме доводится до сведения детей и родителей.
17. Дети очень любят игру со стихами. Почему игру, потому что все стихи с разными заданиями, с секретом. Главное условие – простота, четкость ритма, краткость и ясность. Хорошие стихи – та же музыка. Дети легко постигают ритм, способны наслаждаться созвучием строф, красотой строения.
Беру недельные стихи и их заучиваем наизусть, например:
Было весело на горке
Саньке, Сеньке и Егорке
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать
Прыгать, бегать и играть.
Многие против хорового декламирования – дети « рубят слова» , скандирование приобретает крикливую манеру. Я за него, потому что хоровое декламирование - это тоже искусство. Все зависит от учителя, как он подойдет к этому, какие цели поставит. У Д.Хармса есть прекрасное стихотворение «Веселый старичок», интересное, эмоциональное.
Для правильного прочтения использую «витаминки» - стечение согласных, а затем прочитываем слова
взм вст взмок вскочил
взб вск взбежал праздник
зд пр встреча
Работая над стихами, отрабатываем дикцию, выразительность, мимику, жесты.
Чтобы работать над формированием темпа речи и качеством голоса, даю понятие о громкости речи. Помогает в этом стихотворение Э. Мошковской «Жил-был Шум», которое наглядно показывает громкость речи. Начиная со второго класса, видоизменяю работу над выразительностью речи, учу передавать эмоциональное содержание высказывания, например, фраза «Товарищ да видел я таких товарищей». Сколько эмоциональных оттенков можно показать!
Дети любят играть «в разговор по телефону» или просто разговор двух предметов – разговор двух кочанов капусты, двух петухов, двух помидоров.
18. Игра «Наоборот» (разрешение противоречий ) Объявить конкурс на лучшую брызгалку, шпаргалку Мы часто используем принцип «подложенной подушки» - заводим будильник, бронируем билеты, учим уроки. Также есть принципы: похожести, копирования, универсальности, обращения вреда в пользу (разбил игрушку, украсил новогоднюю корону) – то есть, игра «в открытия».
19.
· Игра «Оживи предмет»
Любой предмет оживить и сделать его главным героем сказки.
Что было бы, если бы ты смог плавать, как рыба, летать, как птица?
Фантастические мечтания
Что будет? Как будет, если все будет из стекла, дерева, металла, воды и тд.
Чем можно заменить дерево, стул, машину?
Что будет, если голова будет стеклянная и все мысли будут видны?
Как спрятать мысли? Это, как снежный ком, наталкивает на размышления : ведь никогда нельзя врать Дети находят самые неожиданные решения - будем носить парики! А другие рады – так хорошо всегда говорить правду!
20. Методика мозгового штурма.
Это метод – игра для изобретательства и решения определенных задач.
Детям задается вопрос. Нужно найти идеально конечный результат, принимаются все варианты.
Всем известно, что главное в походе спички.
- Как уберечь спички, чтобы они не намокли?
Птичка на дереве свила гнездо.
- Как уберечь от кота?
Дети сидят на подоконнике в коридоре школы.
- Как запретить этого не делать? и т.д.
21. Игра «Хорошо - плохо»
Она заставляет находить в предмете хорошие и плохие стороны. Если говорить законом диалектики - теория «закона единства и борьбы противоположностей». Этой игрой я подвожу к пониманию противоречий в окружающем мире. Эта игра многовариантна, например:
Оттепель
Хорошо: тепло, солнце, отличное настроение.
Плохо: грязь, вода, обувь мокрая
22. Очень много игр, которые помогают в проведении уроков:
«Спроси – отвечу»
«Вывод красивым словам»
«Эхо»
«Смысловые пары»
«Интересное ударение»
«Ассоциации»
«Чего на свете не бывает?»
«Что было раньше?» (бублик тесто мука зерно)
Цепочка слов по заданной теме.
(варим борщ кастрюля вода спички газ мясо картофель и т.д)
Детям очень нравятся тематические дни, когда одна тема проходит красной нитью по всему учебному дню. Ценность этих уроков велика, так тема дня раскрывается многими интересными игровыми гранями, а значит запоминается.
Например, тема: «Птицы».
На уроке литературного чтения использую стихи о птицах для выразительного чтения. Хоровое декламирование, составление рифмовок (зависит от темы основного текста)
Кра! Кричит Ворона
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Гром украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, Ворона, не кричи,
Не кричи ты, помолчи,
Жить не можешь без обмана.
У тебя, ведь нет кармана!
Как! – подпрыгнула Ворона
И моргнула удивленно,
- Что ж вы раньше не сказали!
Караул! Карман украли!
На уроке русского языка отрабатываем написание слов по теме «Птицы», записываем красивые предложения о птицах и работаем над ними.
Урок математики начинаем с графического диктанта – рисунок – птица. Затем решаем задачи, используя данные о птицах:
Скорость полета птиц в км/ч. Сколько живут птицы?
Щегол – 28 щегол – 23
Ворона – 38 жаворонок – 24
Чайка – 49 чайка – 25
Голубь – 49 сова – 60
Утка – 96 орел – 104
Стриж – 108 лебедь – 70
Орел – 160
А на уроках окружающего мира, можно говорить о том, какие птицы зимуют или улетают. Составить цепи питания, заселить лесные этажи, вспомнить правила поведения в лесу.
Урок изобразительного искусства – это отличный полет фантазий, воображения. Если бы я была птицей, – какой?
Итог дня можно подвести следующим:
- Знаете ли вы, что организм человека рассчитан 998 лет! Но человек в среднем живет 60 – 70 лет. Почему? Что делать, как жить, чтобы «удлинить» свою жизнь? (Предложения детей) Сегодня мы пытались пополнить свои знания, чтобы понимать то, что будет впереди.
Еще очень важна не оценка сама по себе за работу, а доброе слово учителя.
Самый красивый почерк – у Алины
Самый интересный рассказчик – Альберт
Самый добросовестный – Славик
Сам ые внимательные – Регина и Рузель
Самые трудолюбивые – Ринат и Аделина
Самые грамотные и полные ответы у Нади и Артема.
Вот так! Мы все- самые, самые!
Создание ситуации успеха способствует лучшему усвоению материала, а самое главное способствует стремлению знать. Поэтому каждую тему, новый материал нужно донести так, чтобы было понятно.
Другой пример, как стихотворение может быть главной темой дня.
На уроке чтения прочитали стихотворение Андрея Усачева «Любопытная Варвара». Поработали над ним, составили план действий бабушки. На уроке русского языка продолжаем работу, хотя тема «Приставка». Анализируем действия, с любовью говорим о бабушке Варваре, повторяем написание парной согласной в корне слова. Скажем ласково.
Глаза – глазки губы - губки
Уши – ушки брови - бровки
Вспоминая план действий Варвары, когда собиралась на базар, на экране появляется запись.
Платочек повязала
Веревочку связала
Корзинку понесла
Картофель принесла
Ведро унесла
Наблюдаем, как меняет приставка значение слова.
Делаем вывод.
На уроках математики повторяем геометрический материал и решаем задачи – сколько кг. в корзине, на сколько больше и т.д.
Для знакомства с таблицей умножения использую игру «Гусеница».
Предлагаю детям нарисовать шесть кругов. Затем провожу игру «Внимание». В каждом круге появляется рисунок из листов разной формы.
- На что это может быть похоже? (на гусеницу в нарядном платье)
- Почему листики на «платье»? (гусеница «любит» листики)
- Как бороться с ней?
- А чего не хватает у гусеницы (ножек)
Появляются ножки и пересчитываем:
- их десять!
- как считали 1,2,3,4,., а как еще можно пересчитать?
- 2,2,2,2.Так подвожу к сложению одинаковых слагаемых и замене их умножением.
Для умножения многозначных чисел использую игру «Тир»
Первый множитель табло, второй множитель номер винтовки. При умножении на однозначное число, «стреляет» одна винтовка, на двузначное 2 ученика – 2 винтовки. Единственное условие выбиваем по порядку
4 2 5
Сначала винтовка под номером 1 и т.д.
Каждый свой результат подписывает под своим номером. Детей очень увлекает эта игра, а итог – тема усвоена.
Игра «Лото» очень увлекает детей.
Эта игра многовариантна. Начиная с первого класса ее можно усложнять.
Называю число
Выражение на сложение и вычитание
Таблица умножения
Выражения на умножение и деление и т.д.
Учитель составляет выражения, определяет «решающее выражение» - выигрышная карточка. (Закрываем числа картонными кружками)
В первом классе при знакомстве со знаками «больше» и «меньше» придумала сказку про жадного утенка Кирюшу, который всегда открывает клювик на большее число. Ребятам очень это сравнение нравится, и нет ошибок.
Учить детей, добиваться хороших результатов, положительной мотивации, любви к школе очень трудно. А против игровых моментов, которые не работают на уроке. Игра не ради игры. Игра – работа! Тогда игра наполняется смыслом, это игра в открытия. Я узнал! Очень трудно идет работа над решением задачи.
В первом классе знакомлю с задачей так:
Использую «живую» задачу. Делаю семь шапочек:
Условие
Главный вопрос
Анализ
Решение
Проверка
Ответ
Исследование
Решаем живые задачки и составляем план задач. При объяснении задач в два действия использую «Тучку»
I. – 7 яблок I. – 7 яблок I. – 7 яблок
II. - ? на 5 яблок б. II. – 12 яблок II. – 7+5
Решаем задачи в 1 действие, спрашиваю, что еще можно узнать? – Сколько всего яблок.
После второй записи ход рассуждений такой:
- сколько яблок в первой корзине? (7)
- сколько во второй? (12)
Здесь уместно провести физминутку «Начался дождь»
Капли дети стучат по парте пальчиками
редкие как укрыться от дождя?
сильнее зонтик рисуем в тетради или раскрываем мысленно.
сильнее
тише
тише
редкие
В это время учитель незаметно вместо 12 яблок прикрепляет Тучку. Далее обыгрывая, зная первую задачу, дети говорят, что во 2 корзине было на 5 яблок больше т.е 7 и 5 – появляется решение
7 + (7+5) = 19 (яблок)
Со второго класса меняю подход к задаче. В задаче различаем условие и требование. Работаем с обратными задачами, изменяем условие задачи, вопрос. Придумываем задачи по вопросу, используем прием наращивания или упрощения задачи. Задачи в начальной школе имеют житейский сюжет. Учу детей быть участником задачи, находить свое место в ней тогда будет легче ее преобразовывать, а это значит уметь решать задачи.
С первого класса знакомимся с волшебной Точкой. Каждая буква и цифра пишется со своей волшебной Точки.
Рассказываю о путешествии Точки при знакомстве с прямой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиями. Рассердилась однажды Точка на ребят и решила уйти, чтобы ее не нашли. Долго она шла, устала и решила отдохнуть, присела и уснула. Ей снится, что она куда – то падает, просыпается, - сидит в овраге Что делать? Давай карабкаться наверх, но не удержалась и полетела опять вниз. Так повторилось несколько раз Совсем выбилась из сил! Сидит, горюет – никто мне не поможет, никто меня не найдет. Вдруг видит, ребята бегут. Как Точка обрадовалась своим друзьям! Как вы меня нашли? - удивилась она.
А вы догадались как?
Когда все благополучно вернулись домой на Прямую из точек налетели Ножницы.
- Как ты могла уйти? Мы волновались! Теперь ты никуда не уйдешь!
И чик – чик отрезали два конца! Так появились Прямая и Луч.
Ломаную линию, ее звенья очень хорошо можно показать железным складным метром. Периметр квадрата и прямоугольника учу находить при помощи веревки. Причем дети сами, своими действиями приходят к выводу, что периметр это « заборчик». Несколько детей держат веревочный прямоугольник ( как его сложить уже решили), а другие внутри строят воображаемый дом. Вот и площадь!
Как я знакомлю со слогом – слиянием.
В темном дворце голосовых связок жили звуки. Почему в темном царстве? Да потому что двери дворца всегда были закрыты (губы). Перед дверями частая решетка (зубы). Потолок и пол (верхнее и нижнее небо).- нет ни щелочки, чтобы проникал свет. На дверях всегда, днем и ночью, стоит грозный страж – Змей-Горыныч (язык). Но звуки хотели выйти, погулять, по свету тут-то все и началось. Одни звуки Змей Горыныч пропускал, был ласков и смирен, хотя это было не в его правилах. Хотел бы рассердиться да не пропустить, но при встрече с этими звуками все зло его исчезало. Вот напасть – то. А звались эти звуки – гласные. Они были певучи, всегда веселы и радостны. Но были и другие звуки, которые свистели, шипели, карабкались, спотыкались и еле-еле проходили. Тут уж Змей Горыныч злился, извивался, и вставал на дыбы! Это были согласные. Как помочь этим звукам? Собрались звуки и решили – гулять вместе. Только начнет сердиться Змей Горыныч, а рядом гласный – все зло и улетучивается. Здорово! Теперь гласные и согласные звуки вместе могли смеяться и грустить. Звуки свободно могут выходить. Когда им захочется. Так появились семейки – слоги – слияния, попробуем!?
б ба бу би
л ла лу ли
Так звуки вышли из – под земелья и поселились в городе Звукограде.
Начинаем читать. Вопросы, типа что, где, какой, когда - побуждают детей вспоминать и пересказывать. Вопросы, типа почему, для чего - требуют обдумывания прочитанного. Приходится сопоставлять разные эпизоды между собой, рассуждать, делать выводы этому нужно тоже учить, совместный труд - даст свои плоды.
Каждый урок – это маленький шаг, сначала не уверенный, с пошатыванием, падением. Моя задача – научить шагать – твердо, уверенно, смело.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Нигметова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1, Красногвардейский район.