Программа внеурочной деятельности Умницы и умники для 1 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №111»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ «СОШ №111»
Протокол №1
от «31»августа 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 111» г.Пермь
_Г.В.Мошева 2014 г.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Научно-познавательное направление
«Умницы и умники»
в 1 классе
на 2014-2015 уч.годРазработано:
Шпакова Л.Б.
учитель начальных классов
ПЕРМЬ
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.
Планирование составлено на основе:
- Программы курса "Юным умникам и умницам. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей". (Автор Л.В.Мищенкова )- Комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся 1-4 классов.
Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Развитие познавательных способностей» реализуемый в дополнительной образовательной программе «Умницы и умники»
Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цель: развитие познавательных способностей детей
Задачи: 1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения
Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)
Данная программа рассчитана на детей 6,5 – 10 лет (1 - 4 класс). Предполагает 4 года обучения. Всего135 часов: 1 класс -33 часа 2 класс -34 часа,3 класс- 34часа, 4 класс-34 часа. Режим занятий 1 раз в неделю. Направленность программы: культурологическая
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:- обучающихся, проявляющих повышенный интерес к математике;- обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания;- обучающихся, имеющих различные проблемы в обучении;-обучающихся, мотивированных на обучение.
Основные формы работы кружка:Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолиоТребования к результатам
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
- выделять существенные признаки предметов
- сравнивать между собой предметы, явления
- обобщать, делать выводы
- классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
- выявлять функциональные отношения между понятиями
- выявлять закономерности и проводить аналогии
Ожидаемые результаты и способы их проверкиВ результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: " логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;" обоснованно делать выводы, доказывать;" обобщать математический материал;" находить разные решения нестандартных задач.Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.Основные формы учета знаний и умений:- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;- участие в интеллектуальных играх
Ожидаемые результаты
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся должны уметь:
-Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
-Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
-Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
-Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
-Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
-Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
-Называть положительные и отрицательные качества характера.
-Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
-Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
-Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
-Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
-Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
-Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
-Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
-Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
-Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
-Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
-Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
-Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;- делать выводы, простейшие умозаключения;- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;- решать нестандартные задачи по математике.
К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны уметь:- уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;- решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;- находить несколько способов решения задач.
Этапы педагогического контроля
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки Вид контроля Задачи Содержание Формы Критерии оценивания Октябрь Входящий Определить уровень сформированности мыслительных процессов. Тема: "Вводное занятие"
Тестирование + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,- критический уровень (до 60%) декабрь Рубежный Определить уровень усвоения программного материала Тема: "Проверка знаний и умений" Интеллектуальная игра + зачет сдан, - зачет не сдан май Итоговый Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года Тема: "Итоговое занятие" тестирование + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,- критический уровень (до 60%) Содержание программы
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Содержание дополнительной образовательной программы кружка "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:«Тренировка психических процессов»На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.«Задачи геометрического характера» Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.«Нестандартные задачи логического характера»Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления«Нестандартные задачи алгебраического характера» Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение. «Игры Зака А.А». Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 1 года обучения
1.Тренировка психических процессов.-развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);совершенствование воображения;2.Задачи геометрического характера.-построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".3. Нестандартные задания алгебраического характера- занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы; 4. Нестандартные задания логического характера-провоцирующие задачи.5. Игры А. З. Зака. - игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм. Мозговая гимнастика состоит из:-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Умники и умницы". Продолжительность основной части - 30-25мин.Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие – тестирование. Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой кружка "Умники и умницы" используются основные методы обучения:- словесность;- наглядность;- проблемная ситуация;- игровые моменты;-исследовательская деятельность.
Условия реализации программы
Для проведения полноценного учебного процесса достаточно кабинета, отвечающего требованиям времени. Кабинет может быть снабжен техническими средства обучения: магнитная доска, компьютер, проектор.Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»
Книгопечатная продукция
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Особенности 1 «А» класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
В классе 25 человек. Из них 12 девочек и 13 мальчиков. Уровень подготовленности обучающихся находится на уровне выше среднего. Реализация индивидуальных учебных планов и индивидуального расписания соответствует уровню обучающихся. Формы получения образования групповая. Физиологические способности детей данного класса соответствуют нормам. Психологическая обстановка класса комфортная.