Конспект урока ОРКСЭ Добро и зло
Урок 6. Тема "Добро и зло".
Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла
Задачи:
формировать этические формы поведения в обществе и общения друг с другом;
развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий
в коллективе.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций, групповая работа
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и
проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям,
природе, книги о добре и зле, чашечные весы, изображение солнца.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Ход урока.
Оргмомент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок.
Актуализация знаний.
-Прочитайте эпиграфы на доске.
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти.
Сообщение нового материала.
- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
- Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)
- Как вы понимаете слово зло? (ответы детей)
А сейчас вы поработаете в группах перед вами книги.
1 группа: найти определение слову «доброта» в «Толковом словаре» и подобрать пословицы о добре.
2группа: найти определение слову «зло» в «Толковом словаре» и подобрать пословицы со словом «зло».
3группа: найти однокоренные слова к слову «добро» и к слову «зло»
Обсуждаем выполненные в группах задания и делаем выводы.
Послушайте притчу.
« Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
Игра «Доскажи словечко» ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)
- Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого(спасибо)- Зазеленеет старый пень,Когда услышит... (добрый день)- Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь (здравствуйте)Когда нас бранят за шалости,Говорим (извините, пожалуйста)И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят (до свидания)
- Мы вспомнили волшебные слова. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
-А как к доброму человеку относятся люди?
К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
-Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
- Приведите примеры неравнодушного поведения людей в разных ситуациях.
- Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.
Играть в футбол на газонах;
Рисовать на стенах в школе;
Посадить растения возле школы;
Метко плюнуть жвачкой в товарища;
Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.
3. Закрепление изученного. Чтение о обсуждение статьи учебника.
- В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле.
1)Работа по учебнику с.14-15.
- Почему знания о добре и зле важно для людей?
- О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.)
2) Беседа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод».
- Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы (работа в парах)
Качества- «помощники» добра.
Качества- «помощники» зла.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. –
-Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.
Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:
- «Ни один . человек не бывает счастлив»
Ювенал
- «Жизнь . людей полна тревог»
Д.Дидро
- «Добро помни, а забывай»
Пословица
- « Не делай , не то на зло нарвешься»
Восточная мудрость
- « Если не хочешь знать страха, не делай »
Кабус
Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
5. Рефлексия:
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
- На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).
- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).
- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).
- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
- Какую же мы с вами выберем дорогу в жизни? (Дорогу добра)
Дети читают стихи:1. То жара на планете , то вьюгаТолько вместе нас не испугать.Мы поближе узнаем друг другаИ друг друга начнем уважать.
2. Сердце бьется то громче, то тише,Но любому всегда и вездеТак приятно "спасибо" услышатьИ "пожалуйста" молвить в ответ.
3. Всякой встрече грозит расставанье,Но увидимся с вами опять.Так приятно сказать "до свиданья!",Чтобы " здравствуйте" завтра сказать.
4. Как бы ни было в жизни нам туго,Нужно вежливость не растерять,Мы окажем вниманье друг другуИ друг друга сумеем понять.- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
6. Домашнее задание:
-Предлагаю детям разноуровневое домашнее задание.
1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной».
2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло».
8. Итог урока:
- Что нового узнали о добре и зле?
- Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
- Почему важно бороться со злом?
Люди! Я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
- Всем спасибо за урок.
Список используемой литературы:
Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний» /Л.Барышникова /Томск, 1998
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
Периодические издания.
Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.
Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
Энциклопедия. К и М, 2007 г.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15