Статья по теме АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГООБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вдовин Е.А.,
учитель технологии КОУ ВО «Бобровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII-VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья», г. Бобров, Воронежская область, Россия
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальнойкоррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию. В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников [3] .
Лица с ограниченными возможностями здоровья ввиду ограниченности своих физических, сенсорных, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных
процессов и социальных технологий для своего полноценного существования.
Интеграция в общество ребенка с особыми образовательными потребностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии.
В Бобровской школе-интернате Воронежской области для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья обучаются дети, имеющие особенности развития. В учебной деятельности без стимулирующего воздействия педагога эти дети не могут выполнить даже доступное их
пониманию задание. При выполнении заданий воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшуютрудность, отказываются от выполнения поставленной задачи. Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
При изучении уровня развития таких детей, были выявлены следующие проблемы:
- низкий уровень интеллектуального развития;
- отсутствие мотивации к учебной деятельности;
- малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда.
В связи с этим учебный процесс имеет коррекционную направленность, цель которой – активное воздействие на процесс развития учащихся, направленное на исправление, ослабление (снижение степени) выявленных дефектов и их компенсацию.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Конечная цель профессионально-трудового обучения в школе-интернате – подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства.
Успех в обучении достигается с учетом имеющихся у школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями, навыками. Обучение детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений.
Дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая используется на практических занятиях по трудовому обучению и ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности. Свою работу с детьми начинаю с определения критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями, воспитателями и результатами обследований, проводимых психологом.
По результатам диагностического тестирования составляю индивидуальную карту учёта сформированности учебных умений и навыков, в данном случае, по швейному делу на каждую ученицу, которая помогает мне распределить учащихся по типологическим группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.
На основе полученных данных выделяю типологические группы учащихся, отличающихся:
-различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
Первая группа. Учащиеся данной группы в основном успешно справляются с обучением во фронтальной работе. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с задачей преодоления отставания в учебе. Они способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы самоконтроля
сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного уровня усваиваются успешно.
Вторая группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию
изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональными приемами, работоспособность средняя. Эффективное обучение учащихся второй группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода.
Третья группа. Основная трудность для данных учащихся состоит в том, что программа по трудовому обучению предусматривает конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Но учащиеся данной группы
могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз, при этом образ изделия и план предстоящей работы, в основном, усваивается вовремя практического выполнения задания. Поэтому для обучения данной группы учащихся в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий.
Распределение учащихся по типологическим группам помогает мне организовать не только внутреннюю дифференциацию (внутри класса), но и внешнюю, предполагающую обучение разных классов в одной параллели попрограммам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала, сложностью изготавливаемого объекта труда, что помогает в полной мере усвоить учебный материал всем учащимся.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке и вовнеурочной деятельности.
В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся, распределяю объем работы дифференцированно, чаще всего это задания практического характера. На своих уроках
часто применяю такую форму дифференциации, как дозирование помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи учащимся:
- образец выполнения задания – для детей первой группы предлагаю выполнить практическое задание по готовому образцу-эталону;
- задания с инструкцией, планом, алгоритмом – для учащихся второй группы предлагаю составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов письменной инструкции;
- работа с подкреплением наглядной модели – эталона – со слабыми учащимися повторяем весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов плана и подробного описания каждого этапа.
Чаще всего такую форму дифференциации использую при закреплении нового материала, при проведении практических работ, на этапе повторения ранее изученного материала. При этом все учащиеся выполняют одинаковые
упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.
Чтобы разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся, особенно на уроках проверки знаний, часто использую такую форму, как урок –игра, которая позволяет включать различные формы дифференциации и индивидуализации на каждом этапе проверки знаний по теме или разделу предмета.
В условиях специального обучения разработан адаптированный учебный план трудовой подготовки детей сирот, обучающихся в интернате. Учебный план, адаптированной основной общеобразовательной программы
(трудовая подготовка) для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 учебный год (см. таблицу1).
Одним из приоритетных направлений развития школы является усиление профессиональной ориентации и системы профессионально-трудовой подготовки.
Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы-интерната достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.
Таблица 1
Учебный план
Образовательная
область
Образовательные
компоненты Количество часов в неделю,
классы
1 3 4 5 7 8 9 10 11
Трудовая
подготовка
Трудовое
обучение
1 2 4 Профессионально-
трудовое
обучение
6 10 12 14 Производственное обучение
22 24
Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии. Формула «подготовка к жизни» и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.
В школе-интернате существует ряд направлений трудовой подготовки: плотницкое дело, штукатурное дело, швейное дело, малярное дело, цветоводство, сельскохозяйственный труд.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра
проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям.
В настоящее время наши выпускники обучаются в следующих заведениях города Воронежа и Воронежской области:
- ПУ-40, г. Лиски, электро-газосварщик, каменщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
-ПУ-43, г. Бобров, повар-кондитер;
- ПУ-12, г. Воронеж, повар-кондитер;
-ПУ-38, с. Н. Усмань, швея, каменщик;
-ПУ-34 , г. Борисоглебск, повар.