Планирование по обществознанию 7 класс Боголюбов


Пояснительная записка 7класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цель данного курса – сформировать представления о сферах общества: экономической , правовой, социальной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Курс ориентирован на более сложный круг вопросов, сопровождает социализацию обучающихся, а так же способствует из предпрофильной подготовке.
Первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении( тема « Ты и другие люди»)
Тема « Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм , в том числе правовых , в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка.
Тема « Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики- производства, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики- потребителей и производителей.
Тема « Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:
—создание условий для социализации личности; — формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; — формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; — содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация.
Используемый учебно-методический комплект:
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2006.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2007 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
"Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс.

Интернет-ресурсы:
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса
cd-rom ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Содержание программы по курсу
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (9 часов)
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.
Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (13 часов)
Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.
Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен - отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает нарушителя.
Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. "Моя милиция меня бережет..."
РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (8 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики.
Производство, производительность труда. Что и как производить.
Затраты, выручка, прибыль.
Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему необходимо в наши дни повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.
Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Появление денег как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Функции денег. Инфляция.
Экономика семьи. Понятие "бюджет". Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (4 часа)
Воздействие человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы.
Природоохранительное законодательство.
Распределение учебного материала в 7 классе

№ Наименование раздела Количество часов
1 Человек среди людей 9
2 Человек и закон 13
3 Человек и экономика 8
4 Человек и природа 4
Итого 34
Календарно-тематическое планирование (обществознание 7 класс)

урока Кол-во
часов Дата Тип урока
Тема
урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяКонтроль и проверка
знаний Домашнее
задание
Человек среди людей (9 часов)
1 ч. вводный Курс обществознания: особенности и формы работы Знакомство с курсом «Обществознание». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета. Уметь работать с текстом учебника, знать назначение предмета, выражать собственное отношение к изучению предмета Анализ учебника Стр 3-6
Комбинированный урок
Отношения между людьми Человек славен добрыми делами. «Золотое правило нравственности Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач. Составить словарик темы. Прочит. §1выполн. Зад. С46
1 ч. Комбинированный урок
Отношения между людьми Человек славен добрыми делами. «Золотое правило нравственности Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Составить словарик темы. Рубрика
«В классе и дома»
1 ч. Комбинированный урок Ты и твои товарищи Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Составить словарик темы. Прочит. §2 , подготовить сообщения о современных неформальных молодежных объединениях
1 ч. Комбинированный урок
Ты и твои товарищи Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Человек в малой группе. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Знать понятия: Группа, виды групп, лидер, аутсайдер, групповые нормы, ,санкции Индивидуальная и групповая
Прочит. §2
1 ч. Урок обобщения и систематизации Зачем люди общаются Общение. Учимся жить дружно. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа по карточкам.
Прочит. §3, составить памятку «Учись правильно общаться»
1 ч. Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления материала
Почему надо быть терпимым Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Приводить примеры ситуаций *4
Рубрика
«В классе и дома»
1 ч. Комбинированный урок
Почему надо быть терпимым Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Работа по карточкам *4
Рубрика
«В классе и дома»
1 ч. Комбинированный урок
Обобщение по теме «Человек среди людей» Урок обобщения и систематизации знаний Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. Выполнение проблемных заданий Повторение
Составить кроссворд по разделу
Человек и закон (13 часов)
1 ч. Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления материала
Что значит жить по правилам? Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Правила этикета и хорошие манеры. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.
Работа в группах по заданиям
Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях Прочит. §5 знать слов. выполн. Зад. С 21-22
1 ч. Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления материала
Что значит жить по правилам? Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях *5
Подготовить пословицы и поговорки по теме
1 ч. Комбинированный урок Права и обязанности граждан Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита. Знать: основные положения урока; термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме; приводить примеры правовых отношений. Составить таблицу «Гражданские и политические права». Работа с документами. *6Перечислить свои права, сделать подборку статей из газетных материалов по теме
1 ч. Комбинированный урок Права и обязанности граждан Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита. Знать: основные положения урока; термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме. Работа с документами. Составить словарик темы *6Вопросы. Перечислить свои права, сделать подборку статей по теме
1 ч. Повторительно - обобщающий урок Почему важно соблюдать законы? Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека Знать: основные положения раздела; термины: свобода, закон, справедливость. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Работа по карточкам. Разбор и анализ документов *7
Нарисовать, как вы понимаете свободу в поступках
1 ч. Урок изучения нового материала
Защита Отечества Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Знать: основные положения урока; термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Уметь: отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; понимать важность выполнения священного долга – службы в армии. Составить словарик темы. Работа по заданиям (анализ материалов СМИ) *8
Нарисовать картинки по теме
1 ч. Комбинированный урок Экономика и ее основные участники Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики производство, потребление, обмен. Знать: основные положения урока; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель; сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить словарик темы, схему «Сферы экономики» 1 ч. Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Знать: основные положения урока; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь: анализировать, делать выводы, Приводить примеры ситуаций по заданной теме *9
Привести примеры из литературных произведений
1 ч. Комбинированный урок
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Знать: основные положения урока; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; Приводить примеры ситуаций по заданной теме, *9
Привести примеры из литературных произведений
1 ч. Комбинированный урок
Виновен - отвечай Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Знать: основные положения раздела; термины: преступление, виды преступлений, кража, грабёж, подстрекатели, соучастники. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения. Работа с нормативно-правовыми документами, составить словарик темы. *10
Сделать подборку из газетных статей
1 ч. Комбинированный урок Виновен - отвечай Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.
составить схему «Виды правонарушений», таблицу «Признаки преступления» *10
Сделать подборку из газетных статей
1 ч. Комбинированный урок
Кто стоит на страже закона? Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан Знать: основные положения урока; термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций; регулируемых различными видами норм. Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ» *11
Повторить материалы раздела.
1 ч. Урок обобщения и систематизации знаний Обобщение по теме «Человек и закон» Повторительно - обобщающий урок Уметь применять полученные знания. Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Составить кроссворд по разделу
Человек и экономика (8 часов)
1 ч. Урок изучения нового материала
Экономика и ее основные участники Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики производство, потребление, обмен. Знать: основные положения урока; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель; сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить словарик темы, схему «Сферы экономики» *12
Написать мини-сочинение «Все работы хороши - выбирай на вкус!»
1 ч. Комбинированный урок
Золотые руки работника Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Знать: основные положения урока; термины: квалификация. Труд, зарплата, виды зарплаты. Уметь анализировать, делать выводы. Отвечать на вопросы. Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда» *13
Подобрать пословицы и поговорки о труде.
1 ч. Комбинированный урок
Производство, затраты, выручка, прибыль Производство и труд. Издержки, выручка. Прибыль. Знать: основные положения темы; основные понятия. Уметь решать задачи. решить задачи на определение затрат, выручки прибыли *14 выполн. Зад. С.
116-117
1 ч. Комбинированный урок
Виды и формы бизнеса Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Знать: основные положения урока; термины: бизнес., предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты. Составить словарик темы. 1 ч. Комбинированный урок
Обмен, торговля, реклама Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Знать: основные положения курса; определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять знания на практике; самостоятельно моделировать заданную ситуацию. Задания по группам: разработать рекламу Прочит. § 16 с. 126-130 примеры рекламы, создать свою рекламу товару XXI в.
1 ч. Комбинированный урок Деньги и их функция Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Знать: основные положения урока; определения понятий: деньги, бартер.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; ориентироваться в типичной для подростка ситуации; осуществлять поиск необходимой информации. Составить схему «Функции денег», словарик темы. § 17
Решить задачу: рассчитать реальные и номинальные доходы предприятия
1 ч. Комбинированный урок Экономика семьи Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Знать: основные положения урока; термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме. рассчитать семейный бюджет по заданным параметрам § 18
Написать мини-сочинение «Наш семейный бюджет»
1 ч. Повторительно - обобщающий урок Обобщение по теме «Человек и экономика» Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. Выполнение проблемных заданий Повторить главу Составить кроссворд по разделу
Человек и природа (4 часа)
1 ч. Комбинированный урок Воздействие человека на природу Человек и природа. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Составить словарик темы. § 19
1 ч. Комбинированный урок Охранять природу – значит охранять жизнь Охрана природы Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Парная и индивидуальная
§ 20
1 ч. Урок обобщения и закрепления материала Закон на страже природы Природоохранительное законодательство Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Составить словарик темы. § 21
1 ч. Урок обобщения и систематизации знаний Обобщение по теме «Человек и природа» Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. Выполнение проблемных заданий Повторение
Составить кроссворд по разделу