Планирование обществознание 6 класс Боголюбов


Рабочая программа по курсу "Обществознание"6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования 2004г., Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова "Обществознание" (М.: Просвещение, 2006). Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности   в учебном процессе и социальной практике.
Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Курс обществознания в 6 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Открывается курс темой « Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающихся в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и социально значимого( тема « Семья») до самого общественно значимого ( тема « Родина») Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема « Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема « Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:
развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления,
развитие способности к самоопределению и самореализации,
освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве,
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Рабочая программа предусматривает на изучение обществознания в 6 классах 34 учебных часа 1 час в неделю, в том числе 1 резервный час, который планируется провести как урок "Занимательное обществознание".
Требования к уровню подготовки обучающихся:
обучающийся должен:
знать/понимать:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
-описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества);
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.
Литература
-учебник: Л. Н. Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществоведение: человек, природа, общение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / ред. кол.: Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2007.- О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь "Обществоведение": 6 класс.-М.: "Просвещение", 2008.
дополнительная литература:
-Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: методические разработки социально-психологических тернингов. - М.: Новая школа, 1996.
-Прутченков, А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
-Прутченков, А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологического тренинга. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.
-Кравченко, А. И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996.
Интернет-ресурсы:
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса
cd-rom ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (34 час)
Человек (8 час.)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Семья (5 час.)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Школа (5 час.)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Труд (6 час.)
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Родина (5 час.)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Добродетели (5 час.)
Мораль, добро, зло Феномен страха. Смелость Сила воли Гуманизм — уважение и любовь к людям. Что такое добро. Главное правило доброго человека. Что такое страх. Смелость города берет. Гуманизм — уважение и любовь к людям
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ruЛ.Н.Боголюбов, Н.И. ГородецкаяЛ.Н.Боголюбова Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ
Учебник:
1. Обществознание. 6 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.

Рабочая тетрадь:
О.А.Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» . 6,7,8,9 класс., М., «Просвещение», 2011 г.
Пособия для определения уровня обученности:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс.


Распределение учебного материала в 6 классе
№ Наименование раздела Количество часов
1 Человек 8
2 Семья 5
3 Школа 5
4 Труд 6
5 Родина 5
6 Добродетели 5
Итого 34
Обществознание 6 класс 34 ч.

урока Кол-во
часов Дата Тип урока
Тема
урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяКонтроль и проверка
знаний Домашнее
задание
По плану факт I Человек (8 часов)
1 Вводный урок Введение Предмет обществознание и его задачи. Понятие «Общество». Общество как форма жизнедеятельности людей Знать понятия, предмет изучения курса, источники
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Актуализация знаний Введение
Нарисовать человека прошлого, настоящего, будущего
1 Комбинированный урок Человек родился Гуманизм, биосоциальное существо
Отличие человека от животных Знать понятия, отличия деятельности человека, отличия человека от животных.
Уметь: характеризовать биологические свойства человека, высказывать и аргументировать свою точку зрения, составлять рассказ Устный опрос Прочит. § 1, выполн. Зад. С. 15
1 Комбинированный урок Человек - личность Личность, сознание, деятельность, индивидуальность Знать понятия: личность, индивид, индивидуальность; качества личности.
Уметь работать с группой, выделять смысл текста, анализировать тезисы и высказывать свою точку зрения, приводить доказательства Устный опрос, проверка задания 1. Прочит. § 2 с.16-21, выполн. Зад. 1-2 , 1 С. 24
1 Комбинированный урок Особый возраст- отрочество Понятие отрочество. Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Знать понятия: отрочество, подросток, особенности подросткового возраста, возрастные границы отрочества.
Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении, решать проблемные задачи Устный опрос § 3, вопросы., задания 2
Эссе «Всегда ли самостоятельность приносит пользу»
1 Комбинированный урок Познай самого себя Самооценка, способности. Влияние самооценки на поведение человека Знать понятия: познание, способности, самосознание, самооценка, талант, гениальность.
Уметь: выделять главную мысль в тексте, выделять определения понятий, ответ на вопрос, высказывать аргументировано свою точку зрения, иллюстрировать вывод примерами. Проверка эссе Прочит. §4, выполн. Зад. С. 44-45, подобрать пословицы, поговорки о деятельности человека
1 Комбинированный урок Человек и его деятельность Деятельность, общение, игра, труд, учеба Что такое деятельность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности Знать термины «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Знать, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
Устный опрос, дискуссия Прочит. § 5, выполн. Зад. С. 53-54
1 Комбинированный урок Что человек чувствует, о чем размышляет Потребности. Духовный мир человека. Мышление и речь Потребности. Духовный мир человека. Мышление и речь Знать понятия: потребности, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, чувства.
Уметь работать в группе, решать практические задачи на логику, делать выводы, использовать произведение искусства как источник знаний. Выполнить задан. С. 63-65, подготовиться к проверочной работе
1 Повторно-обобщающий урок« Урок обобщения по теме «Человек Проблемные вопросы темы Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Наследственность – биологическая сущность всех людей.
Индивидуальность. Понятие отрочество. Самостоятельность Знать значение понятий. Уметь работать с текстом учебника приводить примеры; давать оценку поступкам с позиции норм морали; приводить примеры Дидактический материал Выучить стихи. Загадки, пословицы, поговорки о человеке
II Семья (5 часа)
1 Комбинированный урок Семья – ячейка общества Если семья не выполняет своих обязанностей. Семейный кодекс РФ. Значение семьи для государства Семья, поколение, двухпоколенная семья, трехпоколенная семья, неполная семья. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Какие бывают семьи.
Знать понятия: семья. Знать типы семей, нормативные документы, регулирующие взаимоотношения в семье, знать права ребенка, роль семьи в обществе и в жизни человека. Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении Актуализация знаний по теме Подобрать пословицы, поговорки о семье, творческую работу( древо, фотоальбом, сочинения, рисунки по теме
1 Комбинированный урок Семейное хозяйство Личный бюджет школьника
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Знать понятия: экономика, ресурсы. Уметь решать задачи, формулировать мысль, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения. Проверка домашнего задания Выполнен. Зад.1-2 С. 84
1 Комбинированный урок Каким должен быть хозяин дома? Экономика, рачительность Знать понятия: экономика, ресурсы. Уметь решать задачи, формулировать мысль, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения. Устный опрос, дискуссия Прочит. §8, выполн. Зад. С. 84, подготовить рассказ о хобби
1 Комбинированный урок Делу время. Потехе час Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками Знать сущность понятия «свободное время» и способы организации досуга. Уметь решать учебные и практические задачи, участвовать в дискуссии, работать в группе. Устный опрос Вып. Зад с. 96, подготов. К контрольной работе
1 Повторно-обобщающий урок Тема «Семья» Семья, причины создания семей. Семейные роли мужчины и женщины. Семья и государство. Типы семей. Семейный кодекс РФ. Значение семьи для государства. Знать сущность семьи, ее особенности как социального института.
Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении Устный опрос, дискуссия Устный опрос
Школа (5 часов)
1 Комбинированный урок Профессия – ученик
Основные ступени школьного образования. Чему учит школа. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование Знать: понятие образование, ступени российского образования, виды знаний, роль образования. Уметь: решать практические задачи, составлять план, анализировать тезис, аргументировать, Работать в группе Устный опрос Прочит. § 10, с100-107 выполн. Зад. С. 111 1-2
1 Комбинированный урок Профессия - ученик Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование.
Знать: понятие образование, ступени российского образования, виды знаний, роль образования. Уметь: решать практические задачи, составлять план, анализировать тезис, аргументировать, Работать в группе Устный опрос Прочит. § 10, выполн. Зад. С.111-112
1 Комбинированный урок Одноклассникисверстники, друзья Большие и малые социальные группы. Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Нарушения норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки Знать об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения
Уметь решать учебные и практические задачи, участвовать в дискуссии, работать в группе. Устный опрос, дискуссия Прочит. § 11, готовить
1 Комбинированный урок Одноклассники, сверстники. Друзья
Равнодушие к чужим бедам. Бестактность, грубость. Как помочь ближнему.
Большие и малые социальные группы. Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Нарушения норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки. Знать об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения
Уметь решать учебные и практические задачи, участвовать в дискуссии, работать в группе. Устный опрос Выполнить практикум с. 119 2-4. Готовиться к обобщающему уроку по теме « Школа»
1 Повторно-обобщающий урок Урок обобщения по теме «Школа» Основные ступени школьного образования. Чему учит школа. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование. Что такое дружба, товарищество. Культура общения. Стремление понять друг друга. Доброжелательность Знать значение понятий: «дружба», «товарищество», сущность и особенности системы и структуры образования.
Уметь: работать с текстом учебника; приводить примеры, основанные на жизненном опыте; отстаивать собственную точку зрения; сравнивать виды межличностных отношений; Урок путешествие по стране «Школа» Подготовить пословицы поговорки о труде, стихи, сказки, загадки
IV Труд (6 часов)
1 Комбинированный урок Труд – основа жизни Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Знать роль труда в жизни человека. Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, аргументировать Актуализация знаний по теме Прочит. § 12, с. 124-127
1 Комбинированный урок Благотворительность и меценатство. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Знать что такое меценатство. Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, аргументировать. Устный опрос Прочит. § 12, выполн. Зад. С. 131¸подготовить сообщение о русских меценатах
1 Комбинированный урок Труд и творчество Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Знать сущность человеческой деятельности и процесса творчества. Уметь создавать презентацию, защищать ее; анализировать произведения искусства, проводить логические связи Устный опрос Прочит. § 13 выполн. Зад. С. 143,
Комбинированный урок Труд и творчество Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Знать сущность человеческой деятельности и процесса творчества. Уметь создавать презентацию, защищать ее; анализировать произведения искусства, проводить логические связи Устный опрос § 13 прочитать памятку, подготовить сообщение о мастерах искусства
1 Комбинированный урок На пути к жизненному успеху Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.Готовимся выбирать профессию.Выбор жизненного пути. Знать сущность  понятия «образ жизни», составляющие элементы жизненного успеха.
Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, составлять план Решение творческих задач подготовить сообщение о профессиях, подготовиться к контрольной работе
1 Повторно-обобщающий урок №2. Тема «Труд» Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.Готовимся выбирать профессию.Выбор жизненного пути. Знать сущность  понятия «образ жизни», составляющие элементы жизненного успеха.
Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, составлять план Подготовить пословицыпоговорки о труде стихи, сказки загадки
V Родина (5 часов)
1 Комбинированный урок Что значит быть патриотом Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство
Государство, патриот, гражданин, федерация, субъект федерации Знать: понятия - федерация, субъект федерации, патриот, сущность патриотизма, его роль в жизни личности и общества. Уметь анализировать, выделять главную мысль, понимать суть тезиса, аргументировать. Проверка практикума Прочит. § 15, выполн. Зад. С
163, подготов. Сообщение о символах гос-ва ( по группам
1 Комбинированный урок Символика России Государственнаясимволика. Роль символики в жизни государства и отдельной личности. Из истории российской символики Знать символику РФ, основные положения нормативных актов. Уметь работать с текстом, составлять план. Устный опрос Прочит. § 16, изобразить герб своей семьи, школы, деревни
1 Комбинированный урок Гражданин – Отечества достойный сын Конституционные обязанности и права гражданина Гражданин, референдум, выборы Знать тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.
Уметь анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии, работать с Конституцией РФ. Проверка творческого задания Прочит. § 17, выполн. Зад. С.
179
1 Комбинированный урок Мы - многонациональный народ Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения Нация, народ, национальность, национализм Знать, что россияне - многонациональный народ; единый народ; что национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением.
Уметь объяснять роль национальности в жизни человека, роль наций в обществе, объяснять, аргументировать. Материал учебника Устный опрос Прочит. § 18, готовиться к обобщению
1 Повторно-обобщающий урок Урок обобщения по теме «Родина» Конституционные обязанности и права гражданина. Государственнаясимволика. Нация, народ, национальность, национализм Знать понятия. Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, составлять план Устный опрос Мини-проект «Как научиться жить в мире»
VI Добродетели (5 часов)
1 Комбинированный урок Человек славен добрыми делами Мораль, добро, зло Знать сущность понятия мораль.
Уметь: составлять план, готовить сообщение, составлять рассказ, аргументировать, анализировать произведения искусства и использовать их как источник знаний, давать оценку событиям. Устный опрос Прочит. § 19, выполн. Зад. С
198
1 Комбинированный урок Будь смелым Феномен страха. Смелость Сила воли Смелость, страх, мужество Знать сущность эмоции страха, научить противостоять ему.
Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте Устный опрос Прочит. § 20, выполн.
Эссе «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»
1 Комбинированный урок Что такое человечность Гуманизм — уважение и любовь к людям. Знать содержание понятия «гуманизм», примеры проявления гуманного отношения к человеку и миру вокруг него.
Уметь работать с текстом, составлять речь, приводить аргументацию, участвовать в диспуте. Проверка эссе § 21, сочинить речь в защиту гуманизма.
1 Повторно-обобщающий урок Урок – обобщения по теме «Добродетели» Что такое добро. Главное правило доброго человека. Что такое страх. Смелость города берет. Гуманизм — уважение и любовь к людям Знать основные ценности человека
Уметь анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии Урок-игра Готовиться к итоговой контрольной работе
1 Повторно-обобщающий урок Итоговая контрольная работа Устный опрос Выучить стихи, отражающие темы наших занятий