Разработка урока развития речи на тему Как рождается сказка? (приемы фантазирования) (3 класс)


Урок развития речи.
3 класс.

Тема: Как рождается сказка? (Приемы фантазирования).

Цели:
- познакомить учащихся с некоторыми приемами фантазирования;
- приобщение учащихся к культурному наследию и творчеству наших предков (фольклор, русские народные сказки);
- развитие логического мышления, восприятия, речи, фантазии;
- формирование воображения, наблюдения;
- развитие коммуникативных навыков, любознательности, способности к организации собственной жизни;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, умение слушать и слышать собеседника, работать «в команде».



1. Организационный момент, эмоциональный настрой.

1) «Мозговая гимнастика».
- «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
- «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

2) «Мозговая разминка».
- Настроимся на нестандартное мышление!
- Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (под мокрым)
- Как по-английски вытирать пыль? (так же, как и по-русски тряпкой)
- Кто ходит сидя? (шахматист)
- Может ли курица назвать себя птицей? (нет, она не умеет говорить)
- Что находится посередине земли? (буква М)
- Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько осталось? (2, т. к. остальные сгорели)

3) Игра «Покажи какого цвета!» (на столе круги из бумаги разного цвета).
- Козлик, живший у бабушки. (Серенький)
- Кузнечик, сидевший в траве. (Зелененький)
- Убивший дедушку лопатой. (Рыжий)
- Вагон, который бежит, качается. (Голубой)
- Пудель в рассказе Куприна. (Белый)
- Бим, у которого черное ухо. (Белый)
- Апельсин в переводе на английский. (Оранжевый)
- Шапочка у девочки, несшей пирожки бабушке. (Красная)
- Шейка у уточки, из сказки Мамина-Сибиряка. (Серая)
- Халат у того, кто сидел под деревом и лечил животных. (Белый)



2. Сообщение темы занятия.

- Тема нашего занятия - «Как рождается сказка?».
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми приемами создания сказки и даже попробуем сочинить свою! А к тому же убедимся:
1) сочинять сказки это просто, весело и очень увлекательно;
2) мир вокруг нас, к которому мы так привыкли, на самом деле полон тайн, чудес и волшебства!
- В путь!



3. Работа над основным материалом.

Мы все знаем, что сказка это волшебство, волшебные предметы, сказочные герои.
А откуда они берутся? Как происходит рождение чудес?
Оказывается, все очень просто!

1) Прием объединения.

а) варианты объединения частей реальных существ:

человек + рыба = русалка



человек + конь = кентавр

- Кто такой: конь с рогом во лбу? (единорог)
- Три змеи и птица? (Змей Горыныч)


Работа в парах.
- Придумайте свое сказочное существо, применив прием объединения частей реальных существ, расскажите об его особенностях.


б) объединение предметов и частей живых существ:

изба + куриные ноги = избушка на курьих ножках



2) Прием увеличения-преувеличения, уменьшения-преуменьшения.

Этот прием очень часто используется в сказках.
- «Она была такая красивая, что при ее появлении розы распускали свои прекрасные лепестки, а птицы распевали самые волшебные песни»...
- И наоборот... «Она была такая некрасивая, что при ее виде птицы падали замертво, кошки давились сметаной, а дети начинали плакать»...
- Приведите примеры из сказок, где был использован этот прием.



Работа в парах.
- Придумайте свой сказочный персонаж, применив прием увеличения-преувеличения, уменьшения-преуменьшения, коротко охарактеризуйте его.


- Внимание! Вспомните, какая удивительная особенность Золушки помогла принцу ее отыскать? (маленький размер ноги)
- А теперь представьте ситуацию: у нашей избушки на курьих ножках были не «курьи ножки», а женские, да еще и одного размера с Золушкой! Что могло произойти? (принцу пришлось бы жениться на ней)
И тогда родилась бы другая сказка к примеру, «Царевна-избушка»...

Только что мы с вами постигли еще один прием.
3) «Салат из сказок» - соединение в одной сказке персонажей из разных сказок и придумывание их совместных приключений.

- Яркий пример такого «салата» - «Шрек».
- Герои каких сказок там встретились? (Пиноккио, Три поросенка, Спящая Красавица, Золушка...)



А теперь поиграем!
«Живое неживое» (живое хлопок)

Телевизор, гусеница, тесто, Колобок, снег, дети, Снегурочка, полено, Буратино...

Почему вы хлопали на «Колобок», а на «тесто» молчали?
Как вы думаете, как называется такой прием в сказках?
4) Прием оживления, очеловечивания.

Приведите примеры из сказок оживления или очеловечивания предметов.
(«Гуси-лебеди» - печка, яблоня, речка... «Чипполино», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик», «Волшебник изумрудного города»...)



Работа в парах.
- «Оживите-очеловечьте» любой предмет в нашем классе, ответьте за него на вопросы:
Что я люблю?
Чего не люблю?
Чего боюсь?
О чем мечтаю?
- «Слушатели» должны будут догадаться от чьего имени вы отвечали на вопросы.



- Обычно сказка воспринимается, как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить», но... интересно же узнать, что с героями было дальше...

5) Прием «Что потом?» позволяет придумывать продолжение известных сюжетов.

- Например:
Лиса съела Колобка... Что потом? Как Колобок вел себя внутри Лисы?
Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А может, смог выскочить и убежать, когда Лиса зевнула?...
Золушка стала жить во дворце с Принцем... Что потом? Продолжала ли она заниматься хозяйством? Как складывались ее отношения с сестрами и мачехой? Осталась ли она доброй?...



Работа в парах.
- Выберите любую общеизвестную сказку, придумайте свое продолжение.


4. Обобщение.

- Итак, давайте вспомним, с какими приемами создания сказки мы сегодня с вами познакомились.

1) Прием объединения.
2) Прием увеличения-преувеличения, уменьшения-преуменьшения.
3) «Салат из сказок».
4) Прием оживления, очеловечивания.
5) Прием «Что потом?».
6) (существует еще много приемов, помогающих создать сказку, о которых мы узнаем в дальнейшем).
7) Главный прием добрая душа автора, вложенная в сказку.

5. Закрепление.

- Давайте споем песню «Волшебник-недоучка». Во время пения подумайте, какие изученные нами сегодня приемы фантазирования были использованы в песне. (преувеличения, объединения, очеловечивания)



- А теперь мы обязаны получить результат наших сегодняшних исследований сказку.
- Главный персонаж АПЕЛЬСИН.
- Постарайтесь использовать все изученные приемы...
- Удачи!!!

(При прочтении сказок «слушатели» должны назвать использованные приемы.)



6. Вывод.

- Придумывать, изобретать, фантазировать значит, делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче, интереснее, увлекательнее. Творческое нестандартное отношение к миру нужно всегда, чм бы человек не занимался.

- Закончить наш «Сказочный» урок я бы хотела «Сказочным» стихотворением «Жар-птица».

Жар-птица.
Чудесный свет увидя вдалеке,
К нему рванулся юноша горячий.
Перо Жар-птицы у него в руке
Горит, переливаясь! Вот удача!
В тряпицу парень заверну перо,
За славою отправился в столицу.
Но, изумившись, молвил царь: «Добро!
Сыскал перо – так добывай Жар-птицу!»
Он шёл сквозь чащу, горы пересёк,
С драконом бился, сто смертей изведал.
Народ сказал: «Вот это человек!»,
Когда вернулся юноша с победой.
Удача хороша, когда она
Не дар судьбы, завёрнутый в тряпицу,
Когда она мечтой озарена
Сыскал перо – так добывай Жар-птицу!

- Желаю вам каждому добыть свою Жар-птицу!
- Спасибо за работу!


15