Статья Компетентностный подход к обучению математике с использованием мультимедийных технологий 
Компетентностный подход к обучению математике с использованием мультимедийных технологий
Г.Т. Корчагина учитель МКОУ Рамонская СОШ №2
Общепризнано, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, весьма специфичной и разнообразной.  Применение компьютера и компьютерных технологий становится просто необходимо. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. 
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. 
На протяжении 3 лет я работаю над методической темой «Использование мультимедийных технологий при  обучении математике», участвую в работе школьных и районных семинаров по данной теме, что позволило мне сформировать свой взгляд на необходимость использования компьютера на уроках математики.  
Дидактические возможности компьютера позволяют расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности и развития познавательных способностей  учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала, способствуют привитию навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок, развитию у учащихся мотивации к обучению.
Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. 
 В своей работе  я использую следующие формы организации деятельности с использованием компьютера:   создание и использование на уроке презентаций; различные системы тестирования;  игровые формы, конкурсы, викторины;  использование электронных изданий и Интернет - ресурсов. 
Мною широко используются электронные тематические презентации при объяснении нового материала, повторении и контроле знаний. В среде MS PowerPoint я пользуюсь презентациями, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета. 
С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. 
       Задачи, которые можно решить с помощью уравнения,  в презентациях PowerPoint представляются доступным способом. Текст задачи сопровождается краткой записью – схемой. По такой схеме удобно размышлять над решением. Краткое изложение в виде схемы позволяет быстро увидеть зависимости между величинами, осмыслить всю задачу целиком. 
       Возможности анимации позволяют наглядно показать учащимся решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Преимущество при работе над задачами с использованием  анимационных слайдов состоит в том, что учитель может вернуться в начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения.
Наиболее успешно применение презентаций на уроках геометрии. Изображение геометрических фигур, построение сечений с использованием средств компьютерной математики меняет характер преподавания этого предмета. Красочные объемные фигуры, менять расположение которых можно простым движением мыши, также просто можно изменять и параметры этих фигур – быстро, удобно и главное, наглядно и интересно. Учитель освобождается от рисования какого-либо чертежа непосредственно на уроке, что существенно экономит время.  Особенно актуально это становится при изучении стереометрии.
Удобно использовать презентации и при повторении учебного материала. За короткое время можно  повторить большое количество материала, а учащиеся, пропустившие урок, могут использовать презентации для самостоятельной работы.
Презентации используются мною не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения всего курса или для изучения  отдельно взятой темы.
При создании презентаций я учитываю следующие моменты: 
Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 8-10. Общее количество слайдов на 1 урок – 12 -15. 
Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий  в себя самостоятельную дидактическую единицу.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока.
Презентация позволяет применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний  и т.д.
Презентация обеспечивает методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
Создание и использование мною презентаций по основным темам курса математики позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. В качестве примера применения презентации во внеклассной работе предлагаю свою разработку математической викторины «Своя игра» для учащихся 5 класса, опубликованную на «Учительском портале».
Одной из эффективных форм работы по повышению мотивации учащихся к учебе, по повышению уровня их активности является создание и защита  презентаций самими учащимися и использование этих презентаций на уроках. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Например, учащимся очень нравится создавать игру «Поле чудес»  с помощью оболочки PowerPoint.
 В своей практике я  применяю использование тренажеров.
Тренажер «Графики функций» предназначен для построения графиков различных 
функций и возможностью вывода их на печать.
Тренажер «Рисуем по координатам» позволяет по заданным координатам  создавать рисунки. С помощью этой программы учитель может создавать различные карточки- задания. 
Тренажер устного счета входит в состав комплекта  "1С: Репетитор. Математика (часть 1)".
 Он дает возможность выставлять различные режимы работы  задавать сложность  работы, сохранять результаты работы,  и просматривать ошибки, допущенные  учеником.
Тренажер для 5 класса, содержащий более  200 вариантов позволяет повторить действия с натуральными числами, решение уравнений.  К каждому варианту с целью проверки предлагаются ответы.
Тренажер для 6 класса  «Дроби»  позволяет  закрепить вычислительные навыки с дробями.     
Программа «Живая математика» дает возможность делать «живые» чертежи по геометрии (видеть чертеж в движении, движение точки по графику и т.д.), строить различные графики. С помощью программы можно также проводить необходимые измерения на чертеже и фиксировать их результаты, имеется система таких преобразований как поворот, отражение, сдвиг, растяжение, гомотетия. 
В процессе обучения математике для контроля знаний наряду с такими формами как  зачет, контрольные и самостоятельные работы я активно использую тестовые задания. С их помощью можно, с одной стороны, проверить достаточно большой объем изученного материала за короткий промежуток времени, с другой стороны, быстро диагностировать овладение учебным материалом большинством учащихся. 
Составление тестов с помощью компьютера - дело трудоемкое, но благодаря множеству разнообразных тестовых оболочек вполне доступно любому преподавателю, владеющему компьютером на уровне пользователя.
Я создаю тесты открытого и закрытого типа с помощью шаблонов  в среде Microsoft Office PowerPoint. на  Visual Basic. Тестовые вопросы могут быть нескольких типов: одиночный выбор, множественный выбор,  самостоятельный ответ. Создаваемые мной тесты подразделяются на входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля. Входные, промежуточные и итоговые тесты включают в себя от  10 до 20 заданий, продолжительность выполнения теста – до 40 минут. Каждый тест текущего контроля, рассчитанный на 10-12 минут, состоит из 5-6 заданий, позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определенной теме одного или нескольких уроков. Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи учащимся для достижения намеченных результатов. 
При подготовке к урокам и в процессе учебных занятий с целью повышения  эффективности учебного процесса я использую различные электронные издания: мультимедийные диски  фирмы «1С», «Физикон», «Дрофа», «Кирилла и Мефодия», «Учитель»,   интернет – ресурсы «Фестиваль педагогических идей», «Архив учебных программ», «Учительский портал», «Завуч», «Педсовет», «Открытый класс» и др.
Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по математике, планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы. 
 Программы удобны своей универсальностью и многовариативностью представления информации - текст, графика, звук, видео. 
Используя  все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет  удовольствие и восхищение от  таких  многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым  переводя образовательный процесс на  более высокий уровень!
13PAGE  15
13PAGE  14515