Требования к фондам оценочных средств в соответствии с ФГОС ВПО и функции различных видов фондов оценочных средств


Требования к фондам оценочных средств в соответствии с ФГОС ВПО и функции различных видов фондов оценочных средств
Шешина Н.В.
В статье рассмотрены основные требования к фондам оценочных средств и их применение для оценки компетенций обучающихся и проведена систематизация оценочных средств на основе их многоуровневой классификации по различным признакам.
Ключевые слова: фонд оценочных средств, требования к фондам оценочных средств, классификация оценочных средств.
Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов [2, с 358]. Структура и содержание ООП и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников необходимо создание многокомпонентных систем, соответствующих новой парадигме стандартизации образовательных программ ВПО в России. Эти системы должны решать следующие задачи [1, с . 34–42]
– контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков (ЗУНов), определенных во ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик;
– контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) за достижением целей реализации данной ООП, определенных в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускников;
– достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который обеспечил бы беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами.
Компетентностный характер образования, ориентированный на конечный практический результат позволяет говорить о сбалансированном образовательном процессе, сочетающем получение знаний и освоение компетенций по их использованию. Он также рассматривается как инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком труда. По мнению Е. И. Сахарчук, новый стандарт предстает как междисциплинарный проект с минимальными ориентирами, в соответствии с которыми планируется и реализуется образовательный процесс в конкретном вузе [4, с.52-57].
В целях реализации инновационных разработок проектирования оценочных средств для оптимального контроля качества компетенций выпускников вузов ряд исследователей [8,с.86] предлагают сформулировать методологические основы этого проектирования и построить общую модель сравнительной оценки качества подготовки. Эта модель может включать следующие структурные компоненты:
- объекты оценивания и их предметные области;
- базы оценивания (нормы качества – системы требований);
- критерии оценивания (признаки степени соответствия установленным требованиям, нормам, стандартам);
- субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты);
- средства и технологии (процедуры) оценивания
Классификация ФОС по видам контроля предполагает деление оценочных средств по их функциональному признаку - функциональной принадлежности [6, с.114] для:
- текущего контроля, осуществляемого преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.);
- промежуточной аттестации, осуществляемой аттестационной/ экзаменационной комиссией после изучения теоретического материала учебной дисциплины или профессионального модуля, прохождения учебной/производственной практики и т.п.;
- государственной (итоговой) аттестации, проводимой государственной аттестационной комиссией.
При планировании и разработке ФОС как системы оценивания используется ограниченный набор элементов:
- цели / результаты обучения;
- индикаторы и критерии оценивания;
- содержательная область контроля;
- функции и цели контроля;
- виды, методы и формы контроля;
- средства оценивания/ учебные задания [7, с.62].
ФОС помимо выполнения оценочных функций наилучшим образом характеризует образовательный уровень университета. Качество фонда оценочных средств и технологий является ярким показателем образовательного потенциала вуза, своеобразной визитной картой институтов, факультетов, кафедр, реализующих образовательный процесс по соответствующим направлениям. Для оценки эффективности системы контроля используются обобщенные критерии[3, с.458].: производительность, экономичность, адаптивность, дидактичность, оперативность, надежность. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО университет создает фонды оценочных средств для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации с целью установления соответствия учебных достижений обучающихся требованиям соответствующих образовательных программ.
По сложности оценочные средства разделяются на простые контрольные задания и комплексные контрольные задания [5, с.422].Простые (элементарные) контрольные задания предполагают решение в одно или два действие. К ним можно отнести:
- тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
- простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;
- несложные задания по воспроизведению текста, решения или мануального действия.
Простое контрольное задание включает в себя:
контрольную задачу / вопрос, показатель(и) выполнения, критерии оценки.
Контрольная задача (вопрос) содержит:
- дескриптор в виде краткой формулировки действий (деятельности), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить;
- описание условий (исходных данных).
Сложные комплексные контрольные задания для выпускных квалификационных работ, проектов, или демонстрационного (практического) экзамена и т.п. могут применяться для проверки комплексных умений или компетенций, когда от аттестуемого требуется выполнение системных решений в нестандартной ситуациях и заранее не возможно формализовать правильные показатели выполнения, и критерии оценки. В этом случае, правильность решений определяется экспертом (ами) на основании их опыта и квалификации [5, с.422]..
Ответы на вопросы и решение простых контрольных заданий предполагают выполнение аттестуемым простых когнитивных действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала , либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов [5, с.422].
Эффективность применения оценочных средств определяется используемыми технологиями контроля результатов обучения, которые предусматривают возможность комплексного оценивания различных элементов образовательных программ, формирующих приобретаемые компетенции.
При этом оценочные средства должны давать возможность измерять уровень достижения установленных результатов обучения. В заключение отметим, что проектирование комплексных оценочных средств для контроля качества подготовки выпускников при реализации многоуровневых программ ВПО, основанных на компетентностном подходе, является сложной, многокомпонентной задачей, требующей создания новой системы оценочных средств, позволяющей планомерно отслеживать динамику роста качества подготовки студента.
Список литературы
1.Айнштейн, В. Методические рекомендации по введению модульного подхода к планированию организации учебного процесса. ГУ-ВШЭ. М., 2011, 89 с.;
2. Богословский В.А. и др. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации ВПО в России. – Москва. 2010. 358 с.
3. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании. – Дисс. докт. пед. наук – Ростов-на-Дону, 2014, 458 с
4.Сахарчук Е.И. Стандарты высшего профессионального образования как основа качества подготовки специалистов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки»: научный журнал. 2012. № 4 (74). С. 52–57.
5. Пермяков О.Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008. – 422
6. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. –М.: ФИРО, 2010. – 114 с.
7.Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств. – Томск. 2012. 62 с.
8.Принципы и процедуры проектирования структуры, содержания и условий реализации инновационных образовательных программ: Методические рекомендации. – Москва. 2008.86 с.