Урок по математике Величины. Длина (1 класс)
Урок математики в 1классе на тему «Величины. Длина». Учебник Л.Г. Петерсон , 1класс.
Учитель Лапина Надежда Николаевна, МОУ «санаторно-лесная школа», г. Ярославль
Цели:
-познакомить с понятиями «величина», «единица измерения»,
-установить зависимость между результатом измерения величины и меркой,
-познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, ладонь, дюйм, сажень, сантиметр) и учить использовать их на практике,
-уточнить понятие «длина отрезка»,
-развивать логическое мышление,
-формировать интерес к новому учебному материалу,
-расширять кругозор
Планируемые результаты:
-учащиеся научатся применять различные способы измерения величин,
-формулировать выводы,
-оценивать результаты своей работы,
-использовать в повседневной жизни полученные знания
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске девиз: «Если есть труд, значит, есть и успех». Читаем, объясняем, как понимаем.
2.Актуализация знаний.
1)Задача в стихах:
Двое милых глупышей
Захотели стать умней.
Пригласили в свою школу
Три совы и две коровы.
Сколько коровушек, сов, глупышей
Сейчас в этом классе?
Ответьте скорей. (7)
2)На доске (или экране) фигуры разного цвета. Сколько всего фигур?
-Какую фигуру считаете лишней? (сравниваем по разным признакам: форма, цвет, размер)
Круг – без углов, треугольник или квадрат – у них цвет одинаковый, квадрат – маленький по сравнению с другими.
-Здорово, что вы нашли много отличий. А какое умение помогло выполнить это задание? (Умение наблюдать, быть внимательным, рассуждать, сравнивать, делать выводы)
-А по каким признакам мы сравнивали фигуры? (по цвету, форме, размеру). На доске – эти слова.
-Какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем предметы? («больше», «меньше», «равно»)
3.Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
1).Есть ли у нас фигуры, которые можно сравнить, поставив знак «больше», «меньше», «равно»?
-Можно ли сравнить цвет? (нет). Форму? (нет).
-А какие фигурки можно сравнить? (полоски – по размеру)
-По какому размеру? (по длине)
-Какие предметы ещё можно сравнить по длине? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, ладошки и т. д.)
-А вот на столе 2 предмета (например, яблоко и груша). Как их можно сравнить? (по весу, по массе).
Вывод: вот, ребята, мы сравнивали длины, узнавали, велика ли полоска, велико ли яблоко. Кто догадался, как одним словом назвать длину, вес? (величина). (Слово на доске)
-Так что же такое величина?
«Свойства предметов, по которым их можно сравнивать с помощью знаков «больше», «меньше», «равно», называется величиной. А проще: величина - это то, что можно измерить».
2).- Итак, какова же тема урока? (предполагают).
Смотрим учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, 3часть, стр.1. Читаем тему урока.(Подтверждают предположения).
-А какие цели мы поставим? ( например, выяснить, что такое величина, научиться измерять длину и т. д… (потом цели добавляем)
4.Проблемное объяснение знаний.
1).Итак, ключевые слова на уроке: величина,
длина
………… (потом добавляются)
2).Сравнение длин отрезков с помощью мерки.
На доске начерчены два отрезка АБ (60см) и КМ (75см)
-Как узнать, какой из отрезков длиннее? На глаз можно? Трудно.
-Наложить ? Нельзя.
-Что надо сделать? (Измерить).
-Чем? (линейкой)
-А если нет линейки? (палочкой, карандашом, полоской и т. д. – тем, что есть под рукой)
-Попробуем измерить полосками. Они являются меркой в данном случае.
Два ученика измеряют красной полоской. Получилось 4 красных и 5 красных полосок. Сравниваем.
Учитель измеряет зелёной полоской. Получилось 5 зелёных и 6 зелёных полосок.
-Какой отрезок короче?
-А что можно сказать о полученных числах? (разные)
-Почему же результаты измерения получились разные, ведь отрезки одни и те же? (мы использовали полоски разной длины, разные мерки).
Вывод: сравнивать отрезки можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
-Удобно ли измерять длину разными мерками? (неудобно, получаются разные результаты).
3).Да, так и произошло в одной из сказок Сутеева «38 попугаев».
Смотрим фрагмент из мультфильма «38 попугаев».
-Почему же длина удава разная? (разные мерки).
-Значит, если изменяется мерка, изменяется и значение величины.
4).Старинные меры длины.
-В старину не было единой меры длины. Измеряли всем тем, что было при человеке: руки, ноги. Использовали такие мерки, как шаг, локоть, ладонь, дюйм, фут, сажень (идёт показ этих мерок – презентация) 5).Давайте измерим ширину класса в шагах (ученик и учитель). Можно ли сказать, кто прошёл большее расстояние? (нет, длина шага разная).
Повторяем вывод: сравнивать длины можно тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
5. Физкультминутка.
На зарядке 1 класс.
Мы присядем 8 раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
6).Итог. Удобно ли пользоваться разными мерками? (нет)
7). Может, кто-то знает, какими мерками измеряют длину? (см, м, км)
8).Рассказ о точных единицах измерения длины.
-Более 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран, единицы измерения длины. Одной из них является…
-Прочитайте самостоятельно: учебник стр.1 №3, потом один ученик вслух, затем все – хором (сантиметр, сокращённо СМ)
6.Первичное закрепление.
-Герои фильма остались с нами на уроке и дают нам задания. Это задание предлагает слоник.
1).У вас на подносах лежат две полоски. Возьмите самую коротенькую. Это мерка длины в 1см. Измерьте этой меркой длину жёлтой полоски. Какова длина у тебя? У тебя? Запишите на полоске и на доске: 5см.
-Удобно было измерять? (нет)
-Чем удобнее? (линейкой)
2).Работа с линейкой.
-Рассмотрите линейку. Что вы видите? (шкала, чёрточки, цифры).
-Длинными чёрточками отделены сантиметры.
-Как пользоваться линейкой для измерения, кто умеет?
Алгоритм измерения длины отрезка71.Приложить линейку к отрезку.
2.Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.
3.Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.
4.Назвать ответ.
3).Учебник стр.1 №3 – Рассмотреть, чему равна длина отрезка АБ?
4).Практическая работа в парах.
Каждой паре дать полоску. Удав предлагает вам измерить длину коричневой полоски. Запишите длину на полоске. (У одних 8см, у других 10см).
-Можно ли сравнить длину этих полосок? Почему? (да, у них одинаковая мерка). Запишите:8 меньше 10.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Попугай предлагает самостоятельную работу. Учебник стр.1 №4
-Как вы думаете, что надо сделать? (измерить отрезки и записать). Кто выполнил, встаёт.
-Кто затрудняется? Чему равна длина отрезка ДЕ, МК? ( ДЕ=5см, МК=3см – запись на доске)
-Проверьте, у кого задание выполнено верно, поставьте + . Молодцы.
8.Рефлексия. Итог подводит мартышка. Обращение к ключевым словам:
величина
длина
мерка
сантиметр
линейка
- Значение всех этих слов нам понятно?
-Итак, величина – это то, что можно измерить. С какой величиной познакомились? (длиной).
-При каком условии можно сравнивать длины отрезков? (если измерены одной меркой)
-Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные на уроке?
9.Самооценка
-Кто считает, что усвоил материал урока? Кто не очень разобрался в новом материале?
-Оцените свою работу на столбике знаний.
-Молодцы. Спасибо за работу.