ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ «Методический комплекс «ПОЗНАВАЙ-КА» как универсальное средство решения проблем познавательно – речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО».
МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
«Методический комплекс «ПОЗНАВАЙ-КА» как универсальное средство решения проблем познавательно – речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО».
БЕЛОВОЛОВОЙ
ЕЛЕНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
Орск, 2015 г.
САЙД № 1
«Методический комплекс «ПОЗНАВАЙ-КА» как универсальное средство решения проблем познавательно – речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО».
САЙД № 2
Классик отечественной психологической науки Л.С. Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Ни для кого не секрет, что дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность.
САЙД № 3
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи.
САЙД № 4
Несомненно, что развитие речи является одной из главных целей экспериментирования.
Обратите внимание на слайд, где представлены слова К.Д. Ушинского: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».
Из его слов мы видим как важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Так же и другие великие педагоги и психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Фомичева, отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
САЙД № 5
Поэтому в работе с дошкольниками развивая речь ребенка, включала его в познавательно-исследовательскую деятельность, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
САЙД № 6
Сейчас хотелось бы представить Вам методический комплекс «ПОЗНАВАЙ-КА» как универсальное средство решения проблем познавательно – речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО, который является результатом моего после декретного опыта работы и решает основное противоречие, а именно:
- как в условиях детского сада неподготовленному педагогу построить практику, создать среду, при которых будут усвоены способы познавательно речевой деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Методический комплекс (МК) создан мною как решение проблемы планирования технологий, направленных на формирование способов познавательно – речевой деятельности детей разного дошкольного возраста, включает в себя:
- технологические карты образовательной деятельности с детьми по формированию у них способов познавательно речевой деятельности (в общей сложности 20 технологических карт);
- дидактические игры познавательно – речевого содержания.
САЙД № 7
Данный МК представлен Вашему вниманию на нашей выставке и для свободного скачивания и дальнейшего пользования на сайте консультационного пункта нашего ДОУ, ссылку Вы видите на слайде: http://konsultpunkt91.jimdo.com/
САЙД № 8
Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание речевого развития должно включаться в различные виды деятельности, в том числе и основной – игру.
Поэтому в методический комплекс включила ряд игр с сенсорными материалами стимулирующие речевую активность детей, обеспечивающие практическую ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, повышающие познавательную активность.
Так, мне бы хотелось продемонстрировать Вам одно из удачных на мой взгляд дидактических самостоятельно разработанных многофункциональных пособий - это «Цветик - семицветик», призванное, прежде всего, стимулировать речевую инициативу детей, позволяющих создавать условия для развития дошкольников, что требует ФГОС ДО.
Его можно использовать во время:
Совместной деятельности взрослого и детей во время режимных моментов;
Образовательной деятельности;
Самостоятельной деятельности.
Конструкция дидактического пособия представляет собой трансформирующиеся элементы:
Игрового поля, оформленного в виде цветочка с семью лепестками (цвета радуги)
В центре лепестков расположены «кармашки» для карточек;
По центру поля так же закреплены «кармашки» для раздаточного материала
По краям поля закреплены замочки, которые позволяют снимать лепестки и способствуют развитию мелкой моторики рук.
Пособие можно также использовать как модуль ( внутри используется поролон).
Сам цветок сшит из ткани (7 цветов радуги)
Дидактическое пособие многофункционально и направленно для решения многих речевых задач, мне хотелось бы представить сегодня 7 вариантов – блоков игры:
1 блок «7 цветов радуги»
Цель: Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету. Прочитать стихотворение о радуге. Обратить внимание на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности, как в стихотворении, так и на картинке.
Дидактическая игра:
«Подбери по цвету».
2 блок « Сезонные явления»
Цель: знакомить ребёнка с сезонными изменениями, учить сравнивать предметы, устанавливать закономерности, развивать интерес к окружающему миру.
Дидактические игры:
«Признаки времён года»,
«Когда это бывает?»,
«Найди ошибку».
3 блок «Противоположности»
Цель: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами.
Дидактическая игра:
«Противоположные свойства».
4 блок «Варенье и сок»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные, развивать зрительное восприятие.
5 блок «Почемучка»
Цель: знакомить детей с многообразием окружающего мира, закреплять интерес к познанию природных явлений. Учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, развивать логическое мышление, связную речь и расширять словарный запас.
Дидактические игры:
« Кто вперёд?»
«Последовательность природных явлений ».
6 блок «Хочу всё знать»
Цель: расширять знания детей дошкольного возраста об окружающем мире, показать что делают из зерна, шерсти, хлопка, железа, древесины, полимеров и как получают эти нужные людям материалы.
7 блок «Во саду ли, в огороде»
Цель: развивать мышление, речь, воображение, внимание, расширять знания о мире растений, учить самостоятельно рассуждать, сопостовлять, сравнивать, анализировать.
Дидактические игры:
«Группы растений»
«Собери по цвету».
Предлагаю Вам поиграть с дидактическим пособием (игра с педагогами)
Игра противоположности
Педагогам предлагается взять за ручки «Цветик - семицветик» и идя по кругу повторять за ведущим слова и движения.
На слова “с такими глазами” педагоги останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д.
У Маланьи у старушки.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
Говорили так. Как?
После слов “говорили так, как?”, говорят слова:
ВСЕ НАОБОРОТ (хором)
Затем педагогам предлагается из середины цветка достать карточки - противоположности. Первый педагог по считалке начинает игру, второй продолжает, называя противоположное свойство, затем игра продолжается.
Игра Мы собрались дружно в круг
Педагогам предлагается взять за ручки «Цветик - семицветик» и идя по кругу повторять за ведущим слова и движения.
Мы собрались дружно в круг,
Повернулись разом вдруг,
А как скажем: «Раз, два, три»,-
То варенье назови (время года назови и др.)
На слова «Раз, два, три»,- То варенье назови, дети вынимают из кармашка картинку и называют варенье.
Игра Лети, лети, лепесток
Лети лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели
Вели назвать что растет на грядке и др.
В заключении, можно с уверенностью говорить о том, что познавательно-исследовательская деятельность неразрывно связана с речевым развитием ребенка-дошкольника. Только в ходе исследования речь детей развивается и совершенствуется и в то же время только оречевляя все происходящее вокруг него, рассказывая обо всем новом, что он узнает, рассуждая, сравнивая, анализируя, задавая вопросы и отвечая на них, ребенок может полностью познавать окружающий его мир.
Спасибо за внимание!