Духовно-нравственное развитие в изобразительной деятельности
За последние годы в системе дошкольного образования большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей, чем воспитанию. Эта направленность имеет вроде бы хорошие результаты, но мы не должны забывать, что в детском саду ребенок в первую очередь должен поучить хорошее воспитание, чтобы в последствии стать полноценным членом общества, с развитым чувством любви к Родине, с устойчивыми знаниями добра и зла.
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию строю на основе Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития в образовательных учреждениях Республики Тыва.
Задачи работы:
1. Научить детей понимать прекрасное через средства изобразительной деятельности.
2. Развивать способность чувствовать, правильно оценивать красоту окружающей действительности.
3. Воспитывать интерес к народному искусству, обычаям и традициям, искусству родного народа, прививать любовь к родному краю, его природе.
Вышеуказанные цели и задачи реализуются при интеграции следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. В них можно наиболее расширено познакомить детей с такими духовными человеческими ценностями как «Я и мое имя», «Моя семья», «Культура моего народа», «Природа моего края», «Труд людей моего края», «Сое село», «Здоровье».
Духовная ценность «Мое село»
Тема: «Кто я такой. Моделирование «Мои чувства»
Цели и задачи: Подвести детей к пониманию того, что каждый человек является частью общества и в то же время отдельным человеком со своим именем, интересами, мнением. На примере моделирования познакомить детей с чувствами любовь и ненависть.
Развивать интерес к окружающей действительности.
Воспитывать позитивное отношение к себе и уважительное отношение к окружающим.
Духовная ценность «Семья»
Тема: «Семья. Рисование «Мама милая моя»
Цели и задачи: Уточнить и расширить знания детей о семье, её социальной значимиости, формировать представление о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Учить создавать портрет мамы, используя выразительные средства изображения.
Развивать творческие способности.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Духовная ценность «Культура»
Тема: «Культура моего народа. « Роспись пиалы тувинскими народными узорами»
Цели и задачи: Познакомить детей с культурой своего народа. Рассказах о художниках-камнерезах, тувинских музыкальных инструментах, горловом пении. Обогатить внимание детей словами: агальматолит, чадаган, игил, хоомей. Учить изображать узоры тувинской росписи, располагать элементы на объемном предмете – пиале.
Развивать интерес к культуре к культуре, традициям о обычаям тувинского народа. Воспитывать уважительное отношение к старшим, культурным ценностям края в котором живешь.
Духовная ценность «Природа моего края».
Тема: «Озеро Азас. Рисование «Кувшинки на озере Азас»
Цели и задачи: Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей Республики и её богатствах; дать представление об озере Азас; Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относиться к природе, её богатствам; Продолжать учить создавать изображение нетрадиционным методом. Развивать речь, обогащать её новыми словами: озеро Азас, кедр, тайга, хвоя. Кувшинки.
Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Духовная ценность» Труд»
Тема: «Скотоводство - древнее занятие тувинцев. Рисование «Овечка»
Цели и задачи: Уточнить и расширить знания детей о труде взрослых. Рассказать о скотоводстве как ос самом древнем занятии тувинского народа. Познакомить с домашними животными – яком, овцой, коровой, лошадью. Подвести к пониманию значения домашних животных в жизни тувинского человека. Учить изображать овечку нетрадиционным методом – рисованием нитью.
Развивать творческие и коммуникативные способности.
Воспитывать любовь и уважение к труду скотовода, домашним животным.
Духовная ценность «Мое село»
Тема: «Мое село. Рисование «Мой детский сад»
Цели и задачи: Продолжать знакомить детей с родным селом и его достопримечательностями, рассказать о знаменитых людях родного села. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы из жизненного опыта, создавать сюжетные изображения по собственному опыту используя разнообразные материалы.
Развивать творческие и коммуникативные способности.
Воспитывать у детей чувство любви к своему селу, гордость за него.
Духовная ценность «Здоровье»
Тема: Целебные источники Тывы. Рисование «Летом на аржаане».
Цели и задачи: Уточнить и расширить знания детей о здоровье, и здоровом образе жизни.
Развивать умение рисовать по собственному представлению, используя разнообразные композиционные решения.
Воспитывать осознание ценности своего здоровья.
Как видно из плана изучения духовных ценностей, в системе моей работы по нравственному воспитанию ведущее место отводится изобразительному искусству. , т.к. именно изобразительная деятельность является наиболее выразительным и эффективным средством развития духовного мира и нравственных представлений ребенка.
Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии и беседы на темы.
Организация экскурсионной деятельности и бесед на темы способствует приобщению детей к культурному наследию своей Родины. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через неё человек воспринимает знчимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви у Родине, заботе об окружающей среде. После проведении экскурсий и бесед полезно подобрать новую тему в изобразительном творчестве, чтобы ребенок мог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме. Кроме того, детский рисунок – способ анализа восприятия темы ребенком. На беседах педагог может затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка.
Такой подход к развитию духовно- нравственных качеств у детей делает процесс воспитания наиболее эффективным, интересным не только для ребенка, но других участников образовательного процесса, существенно влияют на эмоциональное восприятие окружающего мира, развивают творческий потенциал детей.