КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГОВ ДОУ О ВЛИЯНИИ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
-403860-68199000КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
(фольклор в развитии ребёнка)
Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. Колыбельные песни, которые есть у всех народов, — не просто элемент фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка.
Колыбельные песни очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память не «разбужена», гораздо труднее адаптироваться в жизни и в обществе. Они развиваются медленнее.
Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой, долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири. Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления токсикоза, облегчалось течение беременности.
У сибирских народов, по наблюдениям Ирины Карабулатовой, именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Раньше считали, что младенческий возраст — самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя колыбельную песню, мать кодирует сына или дочь на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Это обусловливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. Примечательно, что нет ни одной колыбельной песни, программирующей на неудачу или описывающей безысходное положение. Данным фактором ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные, по достижении взрослого возраста становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал.
Колыбельная, которая не усыпляет, а «вырубает».
Современные мамы просто не знают колыбельных песен и уж тем более не догадываются об их значении. Многие с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или радиоприемника. Некоторые мамы и папы, слишком рано обзаведясь первенцем и не желая стать «людьми, потерянными для общества», продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. «Ну и что в этом такого, если ребенок прекрасно спит под песни группы «Ленинград»? А колыбельные — это что-то архаичное и вовсе нам не нужное…»
-403860-149542500
Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин называет очень опасной точку зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки: «Нашу цивилизацию называют цивилизацией шума. Уровень шумов в квартирах, на улицах, в общественных местах существенно превышает физиологическую норму. Постоянный шум формирует невротическое состояние даже у взрослых. Детский организм более раним, поэтому для него дополнительные звуковые раздражители просто опасны.
Утверждение, будто ребенок «прекрасно» засыпает под звуки рок-музыки или «попсы», отчасти может соответствовать действительности. Только относительно того, что ребенок засыпает, мама заблуждается. Он впадает в состояние измененного сознания, говоря молодежным сленгом, «вырубается». Потому что, когда мы слышим очень громкие звуки, происходит существенное торможение деятельности коры головного мозга и растормаживание подкорковых центров. Это состояние сродни опьянению. Так же, как в состоянии опьянения, сначала происходит экзальтация поведения, а потом глубокий, продолжительный, но отнюдь не здоровый сон. Впрочем, чтобы ввести себя в подобное состояние, не обязательно слушать музыку. Так, например, чувствует себя клепальщик, работающий внутри котла.
Здравствуйте, доктор! У меня это…
Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками» или записями рок-групп, — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». В настоящее время, по оценкам психиатров, эта психопатология встречается у 15–20 процентов детей. Она выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками: кто будет дружить с ребенком, который никогда не может дождаться своей очереди в играх, вырывает у других игрушки, ломает их, пренебрегает всяческими игровыми правилами. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Синдром дефицита внимания поддается коррекции. Поэтому мы и назвали его «самым безобидным«. В отличие от алекситимии (от греческого а — отсутствие, lexis — слово, thymos — чувство) — неспособности выражать свои чувства словами. Первичная алекситимия, та самая, которая развивается из-за отсутствия ласки со стороны матери (есть вторичная, развивающаяся вследствие стресса), коррекции практически не поддается.
-403860-109093000
— Не существует определенного взгляда на возникновение алекситимии, — продолжает Виталий Леутин. — Тем не менее есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать-ребенок» в раннем детстве.
Проведенные исследования показывают, что от 5 до 23 процентов населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты. Мужчины страдают алекситимией в 7–8 раз чаще, чем женщины. Алекситимические характеристики в структуре личности мужчин 42–60 лет повышают риск их преждевременной смерти от разных причин (включая несчастные случаи, насилие и т.п.) в 2–3 раза. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму и наркомании. Также алекситимия может служить причиной психосоматических заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания.
— Нейродермит, крапивница или псориаз почти всегда указывают на трудности установления контакта и общения, а также на неспособность человека воспринимать и достоверно выражать свои чувства, — утверждает медицинский психолог Ольга Исаева. — 80% пациентов, страдающих патологией кожи, отмечают, что их матери не давали им душевного тепла и физического комфорта, относясь к ним холодно и строго.
Алекситимия чаще встречается среди мужского населения с низким социальным статусом и доходом, а также невысоким уровнем образования. Для сравнения: среди студентов признаки алекситимии имеют 8,2 процента мужчин и 1,8 процента женщин.
По словам Виталия Леутина, существует взаимосвязь между колыбельными песнями и интеллектуальным уровнем человека, от которого, в свою очередь, зависит и уровень образования, и социальный статус, и прочее: «Мы говорили о том, чти колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. Что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными — в этом случае высок риск развития психопатологий».
Распознать алекситимика можно в процессе обычного человеческого общения. Такие люди многословно описывают свои физические ощущения (на примерах, сравнениях), затрудняясь четко их сформулировать. Их межличностные связи, как правило, скудны. У них бедные по содержанию фантазии и сновидения. Им свойственна натянутость в позе и движениях, бедность мимики.
Кот и дьявол.
-441960-68262500Наши пращуры не знали научного объяснения значения колыбельных песен, но чувствовали это интуитивно. Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении ребенка сочиняла мать. Потом эта пеня всю жизнь была его оберегом.
Устройство колыбели для новорожденного тоже обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку (квадратную раму, на которую слабо натянут холст, образующий значительное углубление) или зыбку (ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте. Прежде чем положить туда ребенка, в колыбель сажали кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов. Еще в деревнях верили, что кот — большой друг домового. Поэтому, если кота не обижать, то он при случае о доброте хозяйской «Дедушке» доложит, а уж «Дедушка» постарается в таком доме уют и покой обеспечить.
Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек тем, что они питаются негативной энергией. Тем самым они лечат дом, в котором живут, и людей — своих хозяев. По этой причине приверженцы нетрадиционной медицины рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кошку, чтобы ребенок побольше с ней общался. Только вот в том месте, где кошка сворачивается клубком, детскую кровать ставить нельзя — негативная зона. Кстати, кошачье мурлыканье — хорошая колыбельная для взрослого.
И еще. Отсутствие музыкальных способностей — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях, подчеркивает Виталий Леутин: «Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют».
Колыбельные песни являются не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объем информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы N 2 города Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта "Школа материнства и отцовства", в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6 процента детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003м - у 12,9, диарея - соответственно у 5,7 и 2,8, анемия - у 107,1 и 69,4 процента.
-441960-68135500Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшение частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).
- Данная музыкотерапия уникальна по своему воздействию, - рассказала "Итогам" автор исследования доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова. - Если для ребенка она проходит в рецептивной форме, то для матери - в активной и сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний. Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Например, педиатры отмечают увеличение лактации у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям.
Специалисты рекомендуют: исполнять колыбельные нужно 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.
Поющие в темноте.
Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.
Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. "Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку, - рассказывает Ирина Карабулатова.
- Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка".
Пение колыбельной преследует единственную цель - усыпить ребенка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. При этом вовсе не обязательно обладать отменным голосом или безупречным слухом. Ребенок все равно реагирует прежде всего на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души. А для того чтобы выйти на необходимый тембр звучания, специалисты советуют представить и воспроизвести нежно-восторженный, ласкающий выдох ртом, так называемое шепотное дыхание. Для того чтобы ощутить его, попробуйте выдохнуть теплый воздух на ладонь и запомнить это ощущение. В принципе точно так же нужно поступать, читая детям сказки на ночь. Это та же музыка, только в словесной форме. "В основе восприятия человеческим организмом музыки лежит воздействие биологически активных веществ на определенные структуры мозга, - рассказывает кандидат филологических наук Елена Ермакова. - И, как отмечают педиатры, наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает именно исполнение колыбельных песен. Нанизывание вымышленных образов воздействует на маленького человека как психотерапевтическая метафора, погружающая развивающийся детский мозг в трансовое состояние".
-422910-331851000
Тюменские исследователи провели ряд ассоциативных экспериментов, которые должны были выявить фоносемантику текстов песен для малышей. Так, известно, например, что каждый звук соответствует определенному физическому колебанию. Когда все звуки сведены воедино, они вызывают определенные изменения в головном мозге слушающего. Таким образом, можно наблюдать, как текст той или иной песни влияет на ребенка. Данные с датчиков, прикрепленных к голове, снимаются и обрабатываются при помощи специальной программы "Словодел" на компьютере. Вся информация отображается в виде определенных цветовых спектров. Каждый цвет соответствует той или иной высоте и частоте звука. Ритмы альфа, бета, дельта и тета являются показателями того, на каких длинах волн на мозг воздействует данный текст. Например, ритмы альфа и бета - это состояние физической и умственной активности, дельта - глубокой расслабленности и сна, а тета - это измененное состояние сознания, то есть активность головного мозга.
Выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных, проведенное тюменскими исследователями, показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта-ритма. Казалось бы, такие незатейливые строки: "Баю-баю-баю-бай, / Поскорее засыпай, / В лес по ягодки пойдем. /Софья ягод набери, /Папу, маму накорми, / На комодичек поставь, / Дедке, бабушке оставь". Анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность, внимание. Участники исследования проанализировали таким образом свыше 100 колыбельных. Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.
Магия детства.
-413385-68389500Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире прикладного назначения "усыпить, успокоить". "Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф", - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.
Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Например, существуют песни как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию. Так, по словам Ирины Карабулатовой, ненецкая колыбельная для девочки содержит такие слова: "Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое, будешь мне помощницей". Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины: "Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет, и куропатку добудет. Он хозяин и оленевод". Чего только не поют детям! Вот только некоторые из образцов, собранные тюменскими филологами. Вариант для воспитания смелости: "Кони сена не едят, / Все на Мишеньку глядят. /Не глядят да глядят, /Возьмут счамкают, съедят". Или вот, например, для капризных детей: "Бай татарин-басурман / Посадил девку в карман. / Девка голосом ревет, / Свои волосы дерет. / Свои волосы дерет, / Детям спать не дает". Или такой образец - для будущего призывника: "Спи, сыночек мой, усни, / Полно плакать, не тужи. / Не один пойдешь служить. / Служит Сидор, Федор, Влас - / Наберется много вас". Вариант для интернациональной семьи: "Баю-баюшки-баю, / Вот и матушку мою. / Ты по матушке - русенок, / А по бате - кыргызенок". А эта колыбельная подойдет для семей, в которых отец часто мотается по командировкам: "Ночь пришла на мягких лапах, / Тихо, как медведь, / Папа создан, чтобы пла-а-авать, / А мама - чтобы петь. / Корабли уходят плавать / И придут опять, / Папа создан, чтобы пла-а-авать, / А мама - чтобы ждать".
- Сегодня молодые мамы зачастую поют своим детям напевы, перечисляя какие-либо значимые качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке, - рассказывает Елена Ермакова. - Например, талант, артистизм, смелость. И вполне возможно, что таким образом происходит некое кодирование, программирование будущей личности. Исходя из того, что колыбельная песня кодирует на определенный тип поведения, можно вывести доминанты поведения того или иного этноса. Вот почему русский народ в большинстве своем так аморфен? Может быть, потому, что в русских детских песнях на сон грядущий повторяемая интонация передает тревожное состояние и часто чередуется со стонущими интонациями, характерными для причитания. Такое строение отражает жизненную философию счастья русского человека. В рамках этой системы представлений о счастье, как это ни парадоксально, важнейшее значение имеет компонент страдания.
Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Кстати, проверка одного из древних заговоров от сглаза по программе "Словодел" выявила, что его прочтение вызывает у ребенка состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения. То есть вызывает практически те же ассоциации, что и колыбельная. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".
-413385-275590000 Колыбельные стихи из «мира детей» и «мира взрослых»
Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи есть у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Майкова, Гумилева, Набокова, Бродского и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Хармса, Маршака, Усачёва, Токмаковой и Аким – всех не перечислить! И современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной: многие любимые нынче мамами колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кинофильмов и мультфильмов. И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок-исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у Высоцкого, Башлачёва, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной). Выходит, что авторская колыбельная – это непрерывный жанр в истории русской литературы? И если литературоведческая наука обделяет вниманием этот феномен, то психологи и педагоги более внимательно изучили этот вопрос и могут помочь родителям в выборе песен для своего ребёнка, и объяснить чем авторские колыбельные песни и стихотворения отличаются от фольклорных и оценить их пользу для психики малышей.
Колыбельные стихи известных поэтов
Если с народными колыбельными всё более-менее понятно, то литературные колыбельные – неотделимы от творческого мироощущения их авторов. Когда колыбельные адресуются непосредственно детям, то это есть, по сути, - хорошие детские стихи. И в сокровищнице мировой поэзии таких стихов немало. Стиль и даже характер автора заметин в этих произведениях. Например, шуточная колыбельная Саши Чёрного:
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки:
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
-403860-64452500И зелененьких жучков
Или явное «хулиганство» Даниила Хармса:
Баю-бай, да баю-бай,
Ты-ко спи да засыпай!
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Живот, сердце надорвали.
Такие стихи, вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же, народные, вот например, английская, в переводе С. Маршака:
Баю-баю, детки
На еловой ветке.
Тронет ветер нашу ель –
Закачает колыбель,
А подует во весь дух –
Колыбель на землю бух.
Вообще авторские колыбельные стихи очень часто идут от фольклора, воссоздавая и преумножая сказочные, игровые обстоятельства малышовой жизни. Это было очень свойственно, например, замечательной поэтессе Елене Благининой:
У кота-воркота
Шерстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется:
Будут гладить-
миловать,
Спать положат
на кровать
В авторских колыбельных домашнее тепло и тишина песнях нередко противопоставлены законному миру, в котором не все и не всегда благополучно. В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:
-451485-69596000
Сам узнаешь, будет время, бранное житьё
Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё.
Или в шутку, как у Евгения Евтушенко:
Потише-ка, потише-ка,
Усни ты, мой детишечка.
Себе приснись ты дедушкой
За ласковой беседушкой,
Когда поешь ты баюшки
Внучонку вместо бабушки
Авторы желают детям самой лучшей жизни и волшебных снов, как, например, Владимир Высоцкий:
И надежно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир внизу, а над ним
Ты легко паришь
Под тобою древний Рим
И ночной Париж.
В чём польза колыбельных стихов?
Итак, если со стихами для детей всё понятно, то есть множество колыбельных, написанных скорее о детях, нежели для детей и мало доступных пониманию ребенка: это песни исторического содержания, религиозного, или описывающие скорее «мир матери», чем «мир ребёнка», её переживания, настроения. Вспомните, например, песню в исполнении Булановой, где мама, обращаясь к сыну, в колыбельной рассказывает о своем одиночестве. Есть и такие колыбельные стихи, в которых описаны очень личные переживания автора, или просто красивые стихи о ночи. У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые, есть повтор одних и тех же слов. Немецкие учёные в ходе ряда экспериментов выяснили, что запись народных колыбельных песен имеют успокаивающий и лечебный эффект, гораздо более сильный, чем авторские колыбельные. Поэтому, в первые годы жизни ребёнка ему лучше всего петь фольклорные песни. Детям постарше необходимы колыбельные песни и стихи самые разные, чтобы ребёнок видел образы, запоминал слова, развивал память, речь и фантазию. Вы спросите, стоит ли развлекать ребёнка перед сном, не будут ли мешать его засыпанию рассказываемые стихи и нагруженные смыслом песни? Стоит. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. Чтение стихов на ночь, успокаивает ребёнка и готовит ко сну. Естественно не надо декламировать колыбельные стихи громко и с выражением, ведь это всё-таки -461010-143700500колыбельные. Детям можно пропивать и читать любые хорошие стихи, а не только объявленные автором, как колыбельные. Что даёт это малышу? Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, буквально магическим образом действуют на малышей. Они очень чутко воспринимают ритм и рифму поэтического текста.
Любые стихи развивают внимание и восприятие, благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек, помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства.
Надо ли объяснять непонятное?
Можно ли читать детям колыбельные стихи и петь песни из взрослого репертуара? Психологи утверждают, что нужно и даже необходимо. Порой совершенно непонятное слово может нарисовать в голове малыша сильные и глубокие поэтические образы. Известный литературовед и поэт О.Н Михайлов так описал спои детские впечатления: "Больше всего просторы для моего воображения давали не понятные, а «странные» фразы и стихотворения. То были случаи искаженного восприятия поэтического текста, который скороговоркой выпевал отец:
И колокольчик – дар Валдая
Звенит уныло под дугой
Сколько странных, необъяснимых ощущений вызывала эта воспринимаемая мною как в игре «испорченный телефон» строка!...» И когда взрослые объяснили, что слова «дарвалдая» нет и быть не может, то мальчик был очень разочарован. Очень похожие воспоминания и у Марины Цветаевой: «Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятными». И подобные фантазии, которые появляются на основе не слишком понятных стихотворений, свойственны не только особо талантливым от природы детям, но и практически всем дошкольникам. И эти первые детские фантазии просто необходимо хранит и лелеять! Замечательный детский поэт Вадим Левин считает, что «уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами».
Поэтому, чтоб не прививать ребёнку штампы, давайте разъяснения в том случае, если ребёнок этого попросит. Конечно, излишне впечатлительным и тревожным детям не стоит читать на ночь грустные, не слишком понятные стихи. Это может вызвать страх и тревожные сны. А если с малышом всё в порядке, то он с удовольствием послушает и о тяжёлой судьбе матери-казачки, и жалобы на жизнь матери-одиночки, и задумается о том, чья же это мать из колыбельной Бродского призывает сына привыкать жить в пустыне. И пусть поймёт это как-то по-своему, по-детски, но поймет, не сомневайтесь.
-403860-70548500
Читая детям колыбельные стихи, написанные известными русскими поэтами, не ленитесь сообщать детям имена их авторов. Пусть малыш лучше не знает, как называется тот или иной стих, но точно знает кто его автор. Конечно, не стоит петь ребёнку исключительно взрослые песни и читать такие же стихи на ночь. Нельзя забывать, что дети - есть дети и сейчас, к счастью, есть множество источников, где можно найти замечательные фольклорные авторские колыбельные для «мира детей». И в силах взрослого сделать этот мир огромным, разнообразным и очень интересным.
Тексты песенок:
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
«Уж как сон ходил по лавке»
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
Месяц взошел...
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"
«Ночь пришла, темноту привела…»
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
«А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
-403860-68262500
«Баю-баю, баю-бай… Спи мой ... засыпай…»
Баю-баю, баю-бай,
Спи мой ... засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к ... в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали ... величать:
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
БУдет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
«Ходит сон у окон…»
Ходит сон
У окон,
Бродит дрема
Возле дома.
И глядят –
Все ли спят?
Раздень меня, разуй меня,
Уложи меня, укрой меня,
А засну я сам.
«Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай…»
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!
«О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!
«Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай…»
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
«Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…»
Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.
«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
«Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки...»
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.