Рабочая программа БЖД: 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тольятти 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»
Разработчик:
Гизатуллин Т.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
Приложение
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки для всех специальностей СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающего населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС);
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения (далее - ОМП);
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей (далее - ВУС) и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны (далее - ГО), способы защиты населения от ОМП;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, имеющих военно-учетная специальность, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных дисциплин по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством. и соответствующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1.Осуществлять контроль качества и испытания продукции, работ, услуг.
ПК 1.2.Выполнять статистический приемочный контроль.
ПК 1.3.Анализировать и обобщать результаты контроля качества и испытаний.
ПК 2.1.Определять этапы внедрения технических регламентов.
ПК 2.2.Проверять правильность выполнения пунктов стандартов и других документов по стандартизации на продукцию и технологические процессы её изготовления.
ПК 2.3.Определять порядок работ по подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации и принимать участие в них.
ПК 2.4.Принимать участие в работах по аккредитации испытательных и калибровочных лабораторий.
ПК 3.1.Использовать основные методы управления качеством.
ПК 3.2.Организовывать и проводить мероприятия по улучшению качества продукции, процессов, услуг, систем управления.
ПК 3.3.Проводить статистическое регулирование технологических процессов.
ПК 3.4.Выполнять работы по подготовке и проведению внешних и внутренних аудитов систем управления качеством.
ПК 4.1.Выполнять работу по оформлению плановой и отчетной документации.
ПК 4.2.Составлять проекты документов по стандартизации и управлению качеством организации.
ПК 4.3.Обеспечивать подразделения организации необходимыми документами по стандартизации и подтверждению соответствия.
ПК 4.4.Осуществлять ведение документации в структурном подразделении.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 68 часов;
самостоятельной работы студента 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося
34
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, Организация защиты населения
Тема 1.1
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера
Содержание учебного материала
2
2
2
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера, их классификация. Терроризм – как особый вид ЧС.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций, теоретические основы. Порядок выявления и оценки обстановки
Самостоятельная работа студентов:
№1 Изучить ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
4
Тема 1.2
Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Содержание учебного материала
2
2
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – цели, задачи. Гражданская оборона (ГО) – структура, задачи. Основные задачи МЧС в области гражданской обороны, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа студентов:№ 2 Изучить положения: Основные задачи МЧС в области гражданской обороны, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4
Тема 1.3
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Содержание учебного материала
2
2
Основные принципы и нормативная база защиты населения и территорий. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий населения в мирное и военное время. Меры пожарной безопасности и правила поведения при пожарах .
Практические занятия:
№1 Изучит: Защитные сооружения гражданской обороны. Порядок использования для защиты населения от ЧС. Применении средств пожаротушения.
№2 Изучить: Эвакуация в чрезвычайных ситуациях. Тренировка в одевании противогазов и респираторов. Тренировка в применении медицинских средств защиты. Тренировка в применении средств пожаротушения
№3 Изучить Планирование и организация АСР и выполнении неотложных работ при ЧС. Организация получения и использования СИЗ в ЧС. Тренировка в одевании противогазов и респираторов. Тренировка в применении медицинских средств защиты.
2
3
2
2
2
Самостоятельная работа студентов:№3 Изучить порядок работы с СИЗ, устройство, назначение и ТТХ средств индивидуальной защиты
4
Тема 1.4
Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
Содержание учебного материала
2
2
Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях .
Самостоятельная работа студентов:
№4 Изучить ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
4
Раздел 2. Основы военной службы
Тема 2.1
Основы обороны государства
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. Противодействие терроризму – как серьёзной угрозе национальной безопасности России.
Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации, военная организация государства, руководство военной организацией государства.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны Российской Федерации. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Другие войска, их состав и предназначение.
Практические занятия:
№4 Определить правовую основу военной службы. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение. Функции и основные задачи
2
3
Самостоятельная работа студентов:
№ 5 Изучить «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г»
4
Тема 2.2
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
Правовые основы военной службы, Изучить способов бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
Обязанности военнослужащих, воинская дисциплина, ответственность военнослужащих.
Сущность международного гуманитарного права Международная деятельность Вооруженных сил Российской Федерации.
Правила приема в военные образовательные учреждения.
Практические занятия:
№ 5 Изучить: Права, свободы и льготы военнослужащих.
№ 6 Изучить: Воинская обязанность, воинский учет, подготовка к военной службе, медицинское обследованию и освидетельствование, служба по призыву и в добровольном порядке.
№ 7 Изучить: Освобождение от призыва, отсрочки, предоставляемые гражданам.
№ 8 Изучить перечень военно-учетных специальностей (ВУС), соответствующих наименованию специальностей в колледже и организация применения профессиональных знаний на воинских должностях
2
2
2
2
3
Самостоятельная работа студентов:
№ 6. Выполнить требования Законов по воинскому учету, медицинскому обследованию и освидетельствованию граждан, Изучить права и свободы военнослужащих, виды льгот и компенсаций
7
Тема 2.3
Основы военно-патриотического воспитания
Содержание учебного материала
2
2
2
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Самостоятельная работа студентов:№ 7 Изучить положения Дисциплинарного устава: поощрения и взыскания налагаемые на в/служащих.
2
Тема 2.4
Основные образцы вооружения и стрелкового оружия в ВС РФ
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
2
2
2
Назначение, устройство, ТТХ автомата Калашникова АК-74, пулемёта РПК-74, пистолета ПМ, ручного противотанкового гранатомёта РПГ-7, ручных осколочных гранат, мины.
Современное вооружение и боевая техника Вооруженных Сил РФ. Назначение, устройство, ТТХ основного вооружения и техники мотострелковых, танковых войск.
Назначение, устройство, ТТХ основного вооружения и техники ракетных войск и артиллерии, ПВО, РВСН.
Назначение, устройство, ТТХ основного вооружения, техники и специального снаряжения, родственного специальностям СПО, область их применения.
Назначение, устройство, ТТХ основного вооружения и техники Военно-воздушных сил.
Назначение, устройство, ТТХ основного вооружения и техники Военно-морского флота.
Практическое занятие. Изучить: Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 и РПК-74.
Практические занятия:
№ 9 Выполнить норматив по применению оружия.
2
3
Самостоятельная работа студентов:
№ 8 Изучить положения дисциплинарного устава: обязанности дневального по роте
2
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Тема 3.1
Оказание первой помощи
Содержание учебного материала
2
1
1
2,3
Оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и травмах опорно-двигательного аппарата.
Оказания первой медицинской помощи при ожогах и при отравлении аварийно-химически опасными веществами (АХОВ), поражении электрическим током.
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа студентов:
№ 9 Изучить: Правила остановки кровотечения, наложения жгута и повязки.
3
Итого:
102
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности» и лаборантской для хранения и обслуживания имущества.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- телевизор с видеомагнитофоном и DVD проигрывателем;
- проектор;
- компьютер;
- экран настенный;
Оборудование:
- противогазы (типа ГП-7).
- ружейная комната;
- элементы полосы препятствий;
- спортивный городок;
- учебное место по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и их транспортировке по различным формам рельефа;
- учебное место для эвакуации по пожарным лестницам, с использованием спасательных веревок;
- учебное место для работы с первичными средствами пожаротушения;
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Основные источники
Конституция Российской Федерации;
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ;
Устав войск гражданской обороны РФ;
Федеральные законы Российской Федерации: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О днях воинской славы России (победных днях», “О радиационной безопасности населения”, “О безопасности дорожного движения”, УК РФ, КоАП РФ
Указы Президента РФ: «Военная доктрина РФ» (2010), Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ.
Постановления Правительства РФ: №№: 762, 992, 996 и т.п.
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. – М.: Высшая школа, 2012.
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗ. – М.: Высшая школа, 2012.
Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. – М.: Питер, 2011.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
Дополнительные источники
Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Колос, ИПР СПО, 2012.
Ю.Л. Воробьев Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2012.
М.И Фалеев. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Калуга: ГУП «Облиздат», 2011.
В.В. Смирнов Армия государства Российского и защита Отечества. М.: Просвещение, 2003.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – М.: Издательский центр «Акад