Презентация на тему: Психологическое просвещение и консультирование родителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НА СТУПЕНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ? Психологическое просвещение это формирование у родителей, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития собственного ребенка на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Психологическое просвещение направлено на своевременное выявление и преодоление психологических трудностей детей, на ознакомление родителей с их возрастными особенностями и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание . В ЧЕМ НЕОБХОДИМОСТЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ? Необходимость консультирования родителей определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Цель – формирование оптимальной родительской позицииРодительская позиция – это реальная психологическая и воспитательная направленность отца и матери, основанная на бессознательной оценке ребёнка, выражающаяся в определённых способах и нормах взаимодействия с нимОсновной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, достигать понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2020 ГОДЫ «Исключительная роль в воспитании детей принадлежит родителям»Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). ... ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА:ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИРАЗДЕЛ «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ» «Совершенствование системы образования и успешная реализация национального проекта в образовании не возможны без участия родителей». ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА: УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Организовать взаимодействие с семьёй в интересах развития личности ребёнка». Психологическое просвещение в условиях на ступенях дошкольного и начального образования носит профилактический и образовательный характер. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребёнка. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей имеет большое значение знакомство с основами психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для воспитателей – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии.Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Индивидуальная Групповая ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Индивидуальной формой работы с родителями и воспитателями является консультирование.Психологическое консультирование в условиях дошкольного и начального образовательного учреждения – это система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ) планируется во время каникул.родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования.учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради.на собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи.в собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. по итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ лекции;диспуты;семинары;психологические погружения;тренинги;собрания. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдать этико-педагогический такт. Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета учителя, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом. ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;Закономерности развития детского коллектива;Особенности работы педагога с проблемными детьми;Стили педагогического общения;Психологические основы работы с семьёй. ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Адаптация ребёнка к дошкольному образовательному учреждению;Кризисы 3-х лет и 6-7-ми лет;Наиболее типичные ошибки семейного воспитания;Половое воспитание и развитие;Психологическая готовность к обучению. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ИХ УСИЛИЯ СТАЛИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ РЕБЕНКА Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д. Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, - проявление неуважения к родителю. ЛИТЕРАТУРА: 1. Алешина Ю. Е. "Семейное и индивидуальное психологическое консультирование", М. , 1993.2. Чибисова М. Ю. "Психолог на родительском собрании", М. , Генезис, 2004.Рябов А. Образование, необходимое для создания здоровой и счастливой семьи // Директор школы. – 2002. -№6. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск I. / Под.ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 144с.Красновский Л. О родительских собраниях// Воспитание школьников – 2003 №5.Курносова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями// Классный руководитель – 1999 №3.Метенова Н.М. Родительское собрание// Начальная школа: плюс - минус. – 2001. №10-11.Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение//Современные проблемы науки и образования//Педагогические науки - 2008Френе С. К родителям // Родительское собрание. – 2003. - №2.Шишмакова Е. Родительские собрания // Воспитательная работа в школе. – 2003 №4.