Коррекционно — развивающая программа для акцентуированных подростков


Утверждаю:
Директор школы
______Н.А. Гринькова«__»______2014г Согласовано:
Зам. директора
_____________
«___»______2014г Рассмотрено на
Заседании МО
Протокол №__ от«___»_______2014г

Коррекционно — развивающая программа для акцентуированных подростков
Тип программы: модифицированная Составила: Аветисян Э.П.,
педагог-психолог МАОУ СОШ №28
Томск
2014
Пояснительная записка
Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70, 6%. Количество официально зарегистрированных наркоманий среди детей в возрасте 15 - 17 лет увеличилось в 4, 1 раз, токсикоманий – в 3, 3 раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков – это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений [Федосенко, 2006].
В научной литературе существуют различные определения понятия девиантного поведения. Девиантное поведение, обусловленное «внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности», рассматривались Б.Н. Алмазовым [1986], Н.В. Востокрутовым [1993]; как отклонение от нормы его рассматривали Л. Ауэвяэрт и В. Вахинг [1986]; как не совпадающие с поведением большинства [Лайне, 1994]; как несоответствие нормам и ожиданиям, имеющим место в данной социальной группе [Аванесов, 1980; Кондрашенко, 1988 и др.].Мы под девиантным поведением понимаем «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» [Менделевич, 2001].
Смысл понятия «девиантное поведение» (отклоняющееся поведение) по своему содержанию предполагает формулирование определения нормативного поведения. Таким образом, в разработке проблемы девиантного поведения является важным понимание нормы. Наиболее точно, с нашей точки зрения, понятие нормы определяет И.В. Бестужев-Лада [1986], указывающий, что социальная норма – это «стихийно сложившееся или установленное государством правило, образец, предписание, которое определяет ту или иную форму жизнедеятельности людей, включая и ряд
аспектов условий жизни, а также шаблоны – стереотипы сознания и поведения, но опосредует возникновение инноваций».
Обобщим понятия и критерии «нормального поведения» [Бобнева, 1978; Ушаков, 1987; Раева, 1993] – норма – это:
- возможность регулирования своего поведения;
- ответственное поведение;
- адаптированная личность;
- эмоциональная устойчивость;
- не противоречие общепринятым нормам поведения;
- отсутствие патологических симптомов;
- активная творческая личность.
Соответственно, поведение, не согласующееся с выделенными критериями, можно отнести к нормативному, то есть отклоняющемуся.
К основным видам девиантного поведения чаще всего относят агрессивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.
Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные по своей направленности проступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности. Это поведение, с одной стороны, связано с формированием личностных установок и криминальных привычек; а с другой – с внешними и внутренними конфликтами, которые наблюдаются у детей и подростков в микросреде. Было проведено исследование наиболее важных социальных факторов, оказывающих влияние на такое поведение:
- низкий общественно-экономический статус;
- богатство, культурные гедонистические ценности;
- насилие в нашей культуре и СМИ;
- алкоголь и наркомания;
- влияние сверстников;
- влияние местной специфики;
- общественные и культурные изменения и общая нестабильность;
- успеваемость в школе; обстановка и психологическая атмосфера в семье.
Аддиктивность – «пагубная привычка, пристрастие».этим термином в последние годы стали именовать злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский, 1991], которое может привести в дальнейшем к формированию физической зависимости. С этой точки зрения подростки с аддиктивным поведением относятся к группе риска и требуют повышенного внимания. Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Коммуникативные проблемы, эмоциональная депривация, состояние психического дискомфорта, которые чаще всего возникают у лиц с низкой толерантностью к эмоциональным нагрузкам, слабостью психологической защиты, личностной незрелостью и неустойчивостью направленности интересов, одновременно являются предрасполагающими факторами к возникновению аддиктивности. Отсутствие твердых жизненных принципов и нравственных ориентиров, потребность в самоутверждении на фоне неверно трактуемого понятия самостоятельности быстро приводит к поиску суррогатных способов разрешения проблемных ситуаций, к желанию «потреблять счастье как товар».
Аддиктивное поведение в сочетании с неблагоприятными биологическими, психологическими, семейными и другими социально-психологическими факторами искажает образ жизни подростков.
Чем более выражена аддиктивность, тем больше нарушаются эмоциональные отношения с окружающими людьми. Естественная потребность в эмоциональном тепле и близости переносится на объект аддиктивности.
Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
Влияние семьи на развитие девиантного поведения подростков.
Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании отклоняющегося поведения. Например, нами было установлено, что безразличное отношение друг к другу в семье диагностируется у 30% учащихся, склонных к девиантному поведению, а плохие взаимоотношения, постоянные конфликты – у 46% [Федосенко, 2007].
Обосновываются способы влияния семейной среды на формирование личности: через подражание, через закрепление негативистических реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка.
Типология негармоничных семей по Личко [1983]:
- неполная семья – отсутствие одного из родителей;
- деструктивная семья – отсутствие взаимности в эмоциональных контактах;
- конфликтная семья – столкновения между членами семьи, сопровождающиеся отрицательным эмоциональным состоянием;
- кризисная или распадающаяся семья – супруги занимают непримиримые позиции, но продолжают жить вместе;
- распавшаяся семья – один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с семьей;
- невротическая семья – разногласия и длительные противостояния между супругами.
Такие семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.
Таким образом, семейная атмосфера, условия развития и воспитания, уровень образования, материальный уровень могут выступать в качестве предусловия семейного неблагополучия и, далее, фактора риска возникновения отклоняющегося поведения.
Признаки девиантного поведения:
К эмпирическим признакам, свидетельствующим о дезадаптации подростка и способным стать фактором риска возникновения девиантного поведения, можно отнести следующие:
- нарушение взаимоотношений со сверстниками;
- конфликтность с педагогами;
- нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении;
- неуспешность в учебе;
- отсутствие профессионального интереса;
- недостаток навыков саморегуляции;
- незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивного хобби;
- неблагополучная семейная ситуация;
- несформированность внешней культуры поведения;
- лживость;
- неспособность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих в соответствии с нормами морали и права.
Психологическая помощь подросткам с девиантными формами поведения.
Отечественный психиатр А.Е. Личко [1991] утверждал, что, «основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться».
Для подростков гипертимного типа акцентуации саморазрушающим может оказаться постоянное тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям, неразборчивость в выборе знакомств.
У подростков циклоидного типа особенности саморазрушающегося поведения зависят от фазы. Это могут быть и суицидальные действия, и делинквентность.
У эмоционально-лабильных подростков значимо аффективное суицидальное поведение, самодеструктивное.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности.
Психостеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению, однако присущая таким подросткам нерешительность и страх способны нанести ущерб будущему социальному статусу.
Шизоидные подростки склонны к аддиктивному поведению.
Эпилептоидная акцентуация сама по себе предполагает риск саморазрушающего поведения.
Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этих же качеств сказывается на саморазрушающем поведении – демонстративные суицидальные действия, аддиктивность.
При неустойчивом типе акцентуации есть высокий риск алкоголизма, наркомании.
Конформному типу акцентуации характера свойственно саморазрушающее поведение как соучастие в групповых действиях «своей компании».
В основе коррекционной работы с отмеченными нами формами девиантного поведения мы выделяем три основные цели воздействия, способствующие улучшению сложившейся ситуации:
Межличностное общение – коммуникативные проблемы могут быть причиной всех перечисленных форм отклоняющегося поведения.
Регуляция поведения – неумение регулировать свое поведение может быть как причиной, так и следствием девиантного поведения.
Морально-нравственная сфера – формирование принятых в цивилизованном обществе норм морали и нравственности представляет собой очень важный аспект в преодолении нежелательного поведения подростков.
Цель программы: поиск альтернативных (социально приемлимых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.
Задачи:
Научить подростка отреагированию собственных потребностей.
Обучить приемам регулирования своего эмоционального состояния.
Способствовать формированию адекватной самооценки.
Обучить способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
Способствовать формированию позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.
В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:
- для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей используются методы практической коррекции (элементы социально-психологического, коммуникативного тренинга);
- поведенческая коррекция осуществляется следующими методами:
1. метод психологической релаксации (для повышения уровня нервно-психической устойчивости);
2. техники поведенческого направления (методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления – «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.);
3. методы арт-терапии (музыкотерапия, метод свободного рисования).
- коррекция морально-нравственной сферы:
1. методы сказкотерапии , позволяющие косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;
2. тематическая беседа, располагающая к свободному откровенному общению;
3. коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей.
Категория участников программы: обучающиеся 7 – 11 классов.
Условия проведения занятий: 1 раз в месяц.
Длительность занятий: 1 час.
Форма работы: индивидуальная.
Диагностика типа акцентуации характера
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК
ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ
ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
У ПОДРОСТКОВ
Тест МПДО (по Личко)
Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то отметьте номер этого утверждения на бланке ответов, если нет, просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.
Опросник:
1.В детстве я был весёлым и неугомонным.
2.В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
3.В детстве я был таким же, как и сейчас : меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить
4.У меня часто бывает плохое самочувствие.
5.В детстве я был обидчивым и чувствительным.
6.Я часто опасаюсь, что с моей мамой может что-то случиться.
7.Моё настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
8.В детстве я был капризным и раздражительным.
9.В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
10.Считаю, что самое важное - несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.
11.Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне не выгодно.
12.Как правило, у меня хорошее настроение.
13.Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.
14.Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
15.Я часто испытываю вялость, недомогание.
16.К спиртному я испытываю отвращение.
17.Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
18.Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
19.Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
20.Я не вижу у себя больших недостатков.
21.От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.
22.Все мои привычки хороши и желательны. 1
23.Моё настроение не меняется от незначительных причин.
24.Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
25.Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
26.Периодами я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым.
27.Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
28.Моё отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
29.Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
30.Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
31.Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
32.Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
33.Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
34.Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
35.Я плохо переношу голод - быстро слабею.
36. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
37.У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
38.Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
39.Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
40.Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
41.Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
42.Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
43.Как правило, я не готовлю уроки.
44.Я всегда говорю взрослым только правду.
45.Приключения и риск меня привлекают.
46.К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
47.Моё настроение прямо зависит от моих школьных и домашних дел.
48.Я часто устаю к концу дня, причём так, что кажется - совсем не осталось сил.
49.Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
50.Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
52.Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
2
53. Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
54.Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
55.Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
56.Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
57.Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
58.Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
59.Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
60.Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
61.Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
62.Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
63.Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
64.Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актёром.
65.Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно - всё само собой образуется.
66.Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
67.Я убеждён, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
68.Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
69.Довольно часто моё настроение отражается в моих поступках.
70.Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
71.Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
72.Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
73.Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь всё равно всё сделать по-своему.
74.Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
75.Я практически никогда не испытываю чувства стыда или застенчивости.
76.Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
77.Я никогда не говорю о других дурно.
78.Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
79.Иногда моё настроение зависит от погоды.
80.Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
81.Жизнь кажется мне очень тяжёлой.
82.Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
83.Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно
3
84.Мне кажется, что другие меня не понимают.
85.Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
86.Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
87.Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
88.Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
89.При неудаче ч могу посмеяться над собой.
90.У меня бывают периоды подъёма, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
91.Если мне что-то не удаётся, я могу отчаяться и потерять надежду.
92.Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
93.Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.
94.Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.
95.Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
96.Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю против неё.
97.Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.
98.Считаю, что лучшее времяпрепровождения - это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
99.Я никогда не опаздываю в школу или ещё куда-нибудь.
100.Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
101.Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
102.Я не умею командовать над другими.
103.Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
104.Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.
105.У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
106.Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
107.Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
108.Я всегда высказываю своё мнение, если что-то обсуждается в классе.
109.Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
110.Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
111.Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти
112.Мне иногда бывают неприятны праздники.
113.Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
114.Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
4
115.Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
116.Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.
117.Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам, интересам.
118.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
119.Если я кого-то не уважаю, мне удаётся вести себя так, что он этого не замечает.
120.Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
121.Мне нравятся все школьные предметы.
122.Я часто бываю вожаком в играх.
123.Я легко переношу боль и физические страдания.
124.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
125.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всём, особенно часто - о своём здоровье.
126.Я редко бываю беззаботно весёлым.
127.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы всё было хорошо.
128.Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.
129.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
130.Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
131.Учёба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще бы не учился.
132.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
133.У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой весёлый.
134.Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
135.Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
136.Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
137.Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят.
138.Учителя считают меня аккуратным и старательным.
139.Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
140.Мне нравится, когда мне подчиняются.
141.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
142.Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
143.Я никогда никому не желал плохого.
Стимульный материал МПДО Лист ответов 5
ТИП НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ МДЧ СУММА
Г 1 12. 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10 Ц2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8 Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9 А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8 С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8 Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9 И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9 В 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107 118 129 140 9 Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9 М 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10 К 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 4 ТИП НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ МДЧ СУММА
Г 1 12. 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10 Ц2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8 Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9 А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8 С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8 Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9 И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9 В 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107 118 129 140 9 Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9 М 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10 К 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 4 ТИП НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ МДЧ СУММА
Г 1 12. 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10 Ц2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8 Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9 А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8 С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8 Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9 И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9 В 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107 118 129 140 9 Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9 М 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10 К 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 4 ТИП НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ МДЧ СУММА
Г 1 12. 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10 Ц2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8 Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9 А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8 С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8 Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9 И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9 В 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107 118 129 140 9 Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9 М 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10 К 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 4 Результаты психологического обследования подростков для идентификации
ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Тест МПДО (по Личко)
Дата_________________
Класс________________
Классный руководитель ______________________________________________________
ТИП Г ЦЛ А С Т И В Д М к
МДЧ 10 8 9 8 8 9 9 9 9 10 4
№ Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Всего (кол-во) В % Психолог__________________
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающих занятий
Подросток научается
- способам разрешения коммуникативных проблем;
- приемам регулирования эмоционального состояния;
- социально приемлемым способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействию с окружающими;
- навыкам формирования адекватной самооценки;
- способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;
- навыкам формирования позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.
Структура занятий
Истероидный тип личности.
Занятие 1. Цели: понимание и восприятие себя как личности; осознание особенностей своего характера, позитивных и негативных качеств; осознание отношения к себе других. Упражнение «Кто я?». – 1 час.
Занятие 2. Цели: изменение уровня притязаний в соответствии с его возможностями; осознание собственной системы иррациональных убеждений; осознание влияния негативных и позитивных мыслей на жизненные неудачи, на эмоциональное состояние в целом. Упражнение «Анализ и выводы». – 1 час.
Занятие 3. Цели: осознание и выработка волевых качеств личности; развитие волевой организации поведения. Упражнение «Познание воли». – 1 час.
Занятие 4. Цели: сглаживание проблемных сторон личности, осознание их негативного влияния. Упражнения «Диалог с собственным эгоизмом», «Диалог с жаждой восхищения», «Диалог с демонстративностью», «Уничтожение негативных качеств». – 1 час.
Занятие 5. Цели: формирование и репетиция поведения подростка в различных ситуациях; осознание меры своего участия в возникновении конфликта с окружающими. Упражнение «Проигрывание ролей». – 1 час.
Занятие 6. Цели: пробуждение и развитие желаемых чувств. Упражнение «Развитие чувства сострадания». – 1 час.
Занятие 7. Цели: формирование умений самостоятельно ставить перед собой цель; определение путей их достижения; научение преодолению трудностей с помощью направленного воображения. Упражнения «Дерево цели», «Визуализация достижения цели». – 1 час.
Занятие 8. Цели: выявление ориентации на жизненный путь в целом и будущем. Упражнение «Встреча через 5 лет». – 1 час.
Шизоидный тип акцентуации личности.
Занятие 1. Цели: регулирование содержательной стороны поведения; мобилизация на самостоятельную когнитивную деятельность. Поиск решения определенных задач. Научение преодолению дезадаптивных иррациональных психологических установок. – 1 час.
Занятие 2. Цели: научение конкретным видам действий, способам взаимодействия со средой. Прямое руководство. Конкретные ролевые приемы. – 1 час.
Занятие 3. Цели: формирование способности осознавать и выражать свои чувства; развитие умения понимать и чувствовать других; научение особенностям невербального поведения; использование двигательной экспрессии. Упражнения «Изобрази», «Побудь в роли…», «Распознавание мимики в рисунке». – 1 час.
Занятие 4. Цели: развитие равновесия, сосредоточенности, совершенствование координации; повышение сознательного отношения к собственной манере двигаться, держаться. Упражнения «Имитация», «Поза дерева». – 1 час.
Занятие 5. Цели: научение способам адекватного поведения; научение способам самоконтроля. Упражнение «Проигрывание ролей». – 1 час.
Занятие 6. Цели: установление контакта с собственным телом и собственными ощущениями; восстановление эффективной связи между корой головного мозга и мускулатурой; усиление гибкости движений нашего тела. Упражнение «Сенсорное самосознание», «Поворот головы».
Занятие 7. Цели: развитие чувства юмора. Упражнение «Рассмеши». – 1 час.
Занятие 8. Цели: диагностика пройденного этапа психокоррекции. Упражнение «Монолог одного актера». – 1 час.
Эпилептоидный тип акцентуации личности.
Занятие 1. Цели: осознание взаимосвязи мыслей, чувств, поведения; осознание паттернов негативного мышления. Упражнение «Самовнушение». – 1 час.
Занятие 2. Цели: осознание влияния проблемных качеств характера на взаимоотношения с окружающими. Упражнения «Проигрывание ролей», «История одного человека». – 1 час.
Занятие 3. Цели: уничтожение негативных качеств; развитие позитивных особенностей характера. Упражнения «Уничтожение негативных качеств», «Развитие позитивных особенностей».
Занятие 4. Цели: осознание вытесняемых желаний обладать, властвовать, выражающихся в чувстве ревности. Упражнения «На понимание», «Исследование собственных фантазий». – 1 час.
Занятие 5. Цели: развитие самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции. Упражнения «Наблюдение за дыханием», «Концентрация». – 1 час.
Занятие 6. Цели: развитие волевого компонента; сохранение осознания своей повседневной жизни. Упражнение «Внимательная уборка дома». – 1 час.
Занятие 7. Цели: диагностика пройденного этапа психокоррекции. Самодиагностика – 1 час.
Гипертимный тип личности.
Занятие 1. Цели: анализ и осознание подростком личностных «проблемных зон»; формирование адекватной самооценки. Упражнение «Кто я? Какой я?». – 1 час.
Занятие 2. Цели: осознание важности межличностных отношений; выявление влияния взаимоотношений на развитие подростка. Упражнение «Важность отношений». – 1 час.
Занятие 3. Цели: развитие умения соблюдать дистанцию со взрослыми; развитие чувства уважения и благодарности к людям. Упражнения «Перевоплощения», «Особые дары». – 1 час.
Занятие 4. Цели: развитие умения наблюдать, слушать и понимать других людей; определение роли собственного участия в конфликтных ситуациях. Упражнение «Проигрывание ситуаций». – 1 час.
Занятие 5. Цели: наблюдение и осознание взаимодействия между физическим ощущением и чувствами; научение самоконтролю, самодисциплине. Упражнение «Тело и эмоция».
Занятие 6. Цели: осознание связи мыслей, чувств и поведения; приобретение готовности брать ответственность на себя. Упражнения «Осознай», «Анализ и изменение негативных убеждений на позитивные». – 1 час.Занятие 7. Цели: осознание значения воли в жизни человека; развитие волевой регуляции поведения. Упражнения «Как ты поступишь, если…», «Ежедневные занятия». – 1 час.
Занятие 8. Цели: определение своей жизненной цели; разработка планов на будущее. Упражнение «Сформулируй свои мечты». – 1 час.
Занятие 9. Цели: диагностика и определение уровня осознания пройденного этапа взаимодействия. Упражнение «Сочинение». – 1 час.
Неустойчивый тип акцентуации личности.
Занятие 1. Цели: отработка умения анализировать свои личностные особенности; формирование более адекватного представления о себе. Упражнения «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Развитие желаемых качеств». – 1 час.Занятие 2. Цели: отработка навыка рефлексии; самодиагностика состояния. Упражнение «Непрерывное осознание». – 1 час.
Занятие 3. Цели: умение определять состояние другого человека по невербальным компонентам; научение контролю в процессе общения. Упражнения «Эмоции», «Слушать и понимать». – 1 час.
Занятие 4. Цели: осознание взаимоотношений со значимыми людьми; понимание их влияния на вашу жизнь. Упражнения «Взаимоотношения с родителями», «Общение с людьми в твоей жизни: удачи и неудачи». – 1 час.
Занятие 5. Цели: осознание и понимание собственных мыслей; научение способам управления мыслительным процессом. Упражнения «Поток сознания», «Анализ иррациональных установок и их изменение». – 1 час.
Занятие 6. Цели: обучение навыкам развития саморегуляции, самоконтроля, концентрации внимания. Упражнения «Наблюдение за дыханием», «Концентрация». – 1 час.
Занятие 7. Цели: развитие волевого компонента. Упражнения «Внимательная уборка дома», «Бесполезное задание». – 1 час.
Занятие 8. Цели: сохранение осознания в своей повседневной жизни. Упражнения «Медитация во время ходьбы», «Медитация и повседневная деятельность». – 1 час.
Занятие 9. Цели: диагностика осознания пройденного материала коррекционно-развивающей работы. Упражнение «Дописать предложения». – 1 час.
Циклоидный тип акцентуации характера.
Занятие 1. Цели: осознание индивидуальных качеств характера и конституции организма. Упражнения «Какой я», «Образ идеального «я»». – 1 час.
Занятие 2. Цели: формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения. Упражнения «Словарь эмоций», «Детские обиды», «Копилка обид». – 1 час.
Занятие 3. Цели: оживление приятных воспоминаний. Упражнения «Копилка радостей», «Абсолютное здоровье». – 1 час.
Занятие 4. Цели: научение способу отслеживания и контроля мыслительного процесса. Упражнение «Поток сознания». – 1 час.
Занятие 5. Цели: развитие волевого компонента. Упражнение «Наказание и подкрепление альтернативного поведения». – 1 час.
Занятие 6. Цель: сглаживание психотравмирующего качества или состояния. Упражнение «Невосприимчивость». – 1 час.
Занятие 7. Цели: развитие позитивного мироощущения; научение вырабатывать привычку мыслить позитивными категориями. Упражнения «Обучить подростка составлению позитивных мыслеформ», «Вселенная – это Я». – 1 час.
Занятие 8. Цель: диагностика пройденного этапа работы. Упражнение «Встреча через несколько лет». – 1 час.
Тематическое планирование
№ Тема Количество часов
Истероидный тип личности
1 Кто я? 1
2 Анализ. 1
3 Познание воли. 1
4 Диалог. 1
5 Роль. 1
6 Чувства. 1
7 Дерево цели. 1
8 Встреча через пять лет. 1
№ Тема Количество часов
Шизоидный тип личности
1 Ситуации. 1
2 Конкретные виды деятельности. 1
3 Чувства. 1
4 Равновесие. 1
5 Роль. 1
6 Самосознание. 1
7 Чувство юмора. 1
8 Монолог одного актера. 1
№ Тема Количество часов
Эпилептоидный тип личности
1 Взаимосвязь. 1
2 Анализ. 1
3 Уничтожение и развитие. 1
4 Исследование. 1
5 Концентрация. 1
6 Развитие воли. 1
7 Самодиагностика. 1
№ Тема Количество часов
Гипертимный тип личности
1 Анализ. 1
2 Важность отношений. 1
3 Дистанция. 1
4 Проигрывание ситуаций. 1
5 Тело и эмоции. 1
6 Ответственность. 1
7 Развитие воли. 1
8 Жизненная цель. 1
9 Сочинение. 1
№ Тема Количество часов
Неустойчивый тип личности
1 Анализ. 1
2 Навыки рефлексии. 1
3 Эмоции. 1
4 Взаимоотношения. 1
5 Управление своими мыслями. 1
6 Концентрация. 1
7 Дерево цели. 1
8 Медитация. 1
8 Моя жизнь. 1
№ Тема Количество часов
Циклоидный тип личности
1 Какой я? 1
2 Как снять эмоциональное напряжения. 1
3 Копилка. 1
4 Поток сознания. 1
5 Развитие воли. 1
6 Невосприимчивость. 1
7 Позитив. 1
8 Встреча через несколько лет. 1
Календарно-тематическое планирование
Дата № Тема Количество часов
Истероидный тип личности
1 Кто я? 1
2 Анализ. 1
3 Познание воли. 1
4 Диалог. 1
5 Роль. 1
6 Чувства. 1
7 Дерево цели. 1
8 Встреча через пять лет. 1
Дата № Тема Количество часов
Шизоидный тип личности
1 Ситуации. 1
2 Конкретные виды деятельности. 1
3 Чувства. 1
4 Равновесие. 1
5 Роль. 1
6 Самосознание. 1
7 Чувство юмора. 1
8 Монолог одного актера. 1
Дата № Тема Количество часов
Эпилептоидный тип личности
1 Взаимосвязь. 1
2 Анализ. 1
3 Уничтожение и развитие. 1
4 Исследование. 1
5 Концентрация. 1
6 Развитие воли. 1
7 Самодиагностика. 1
Дата № Тема Количество часов
Гипертимный тип личности
1 Анализ. 1
2 Важность отношений. 1
3 Дистанция. 1
4 Проигрывание ситуаций. 1
5 Тело и эмоции. 1
6 Ответственность. 1
7 Развитие воли. 1
8 Жизненная цель. 1
9 Сочинение. 1
Дата № Тема Количество часов
Неустойчивый тип личности
1 Анализ. 1
2 Навыки рефлексии. 1
3 Эмоции. 1
4 Взаимоотношения. 1
5 Управление своими мыслями. 1
6 Концентрация. 1
7 Дерево цели. 1
8 Медитация. 1
8 Моя жизнь. 1
Дата № Тема Количество часов
Циклоидный тип личности
1 Какой я? 1
2 Как снять эмоциональное напряжения. 1
3 Копилка. 1
4 Поток сознания. 1
5 Развитие воли. 1
6 Невосприимчивость. 1
7 Позитив. 1
8 Встреча через несколько лет. 1
Литература
1.Алмазов Б.Н. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
2.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Львов, 1983.
3.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. Москва, 1999.
4.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Львов, 1991.
5.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Москва, 2001.
6.Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург, 2003.
7.Тарасова Н.Н. Психологическое сопровождение подростков//Журнал практического психолога. 2004. №4.
8.Федосенко Е.В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Санкт-Петербург: Речь, 2006.
9.Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2009.
10.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.