Фонетические игры и упражнения

Родная речь
Фонетические игры и упражнения

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Дидактическая задача: дать представление о звуках окружающего мира.
Оборудование: ширмочка, колокольчик, барабан, стакан, кастрюлька, деревянная ложка или какой-либо другой предмет из дерева, чайная ложечка.
Содержание: Учитель или кто-то из детей за ширмочкой, стоящей на столе, звенит в колокольчик, стучит ложечкой по стеклянному, металлическому или деревянному предмету, барабанит и т.д. Дети говорят, что они слышат («звон», «стук», «гром»), и по звуку определяют предмет.

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Дидактическая задача: развивать у детей фонематический слух.
Оборудование: повязка (косынка).
Содержание: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему завязывают глаза. Участники ходят по кругу и приговаривают: «Ты загадку отгадай, кто назвал тебя – узнай», после чего кто-нибудь из детей называет водящего по имени. Если угадывает, становится в круг, а называвший занимает его место.

УГАДАЙ, ЧТО Я СКАЗАЛ
Дидактическая задача: показать, что слова различаются звуками; упражнять детей в различении похожих по звучанию слов.
Оборудование: жетоны для награждения.
Содержание: Учитель тихо произносит слова парами, а вызванный ребенок должен повторять их, называя звуки, которыми слова различаются. Например, кошка – ложка, бабочка – бабушка, шапка – лапка, дом – том и т.д. За правильный ответ дается жетон. Впоследствии слова могут произносить дети.

ПОЕЗД
Дидактическая задача: упражнять детей в правильной артикуляции шипящих и свистящих согласных звуков.
Содержание: В качестве зачина используется считалка, которую произносит учитель:
Паровоз кричит:
«Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так – так - так,
так – так- так!»
Дети строятся в затылок друг другу, берутся за локти и имитируют движение поезда. Далее учитель спрашивает, а дети отвечают: «Как идет поезд? (Ч-ч-ч). Как гудит поезд? (У-у-у). Как он выпускает пар? (Ш-ш-ш)».
Игру можно проводить на перерыве.

ПОДБЕРИ СЛОВА
Дидактическая задача: закреплять умение выделять в словах отдельные звуки и определять расположение звуков; пополнять активный словарь детей.
Оборудование: вымпел для награждения, флажки.
Содержание. На доске чертятся три лесенки. Учитель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. Вызывается ребенок с первого ряда. Если он отвечает правильно, ставится или рисуется флажок на ступеньке лесенки. Затем вызывается ребенок со второго ряда, с третьего. Тот ряд, лесенка которого будет пройдена доверху быстрее, получает вымпел.
Вариант 1. Первому ряду предлагается придумать слова с названным звуком в начале, второму - в середине, третьему - в конце слова.
Вариант 2. Заданию придается тематическая направленность. Детям предлагается приготовить обед, все блюда которого будут начинаться звуком к; сходить в магазин и купить продукты, названия которых начинаются звуками с, м. Варианты игры могут быть и другие.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?
Дидактическая задача: развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах определенный звук.
Оборудование: жетоны.
Содержание. Дети, прослушав короткий рассказ учителя (или скороговорку, потешку), подсчитывают и называют слова, начинающиеся с определенного звука. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
Вариант. В качестве варианта детям можно предложить подсчитывать, сколько раз встречается наиболее часто употребляемый звук в разных позициях, а не только в начале слова.

ПЕРЕКЛИЧКА
Дидактическая задача: учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.
Содержание. Учитель называет вперемешку различные звуки, дети, фамилии которых начинаются с этих звуков, встают и произносят свою фамилию. Дети, оставшиеся сидеть, т. е. не услышавшие «своего звука», проигрывают. (Звуки можно называть в алфавитном порядке.)
Вариант. Учитель не называет звуки, а показывает буквы.

КАКОЙ ЗВУК
Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки; фиксировать звуки речи значками.
Оборудование: карточки со схематическим изображением гласных и согласных звуков.
Содержание. Учитель называет вперемешку гласные и согласные звуки, а дети показывают соответствующие карточки. При повторении игры можно слушать звуки с закрытыми глазами.



СКОЛЬКО ЗВУКОВ УСЛЫШАЛИ?
Дидактическая задача: развивать фонематический слух детей; формировать умение различать звук и прямой слог.
Содержание. Учитель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги, например: а, л, р, па, д, су, за и т. д. Услышав один звук, дети ставят на локоток одну руку; услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.

ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ?
Дидактическая задача: учить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование: фишки синего и черного цвета.
Содержание. Учитель называет попарно или вперемешку твердые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают соответствующую фишку: на твердый согласный звук - черную, на мягкий согласный звук - синюю. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

НАЗОВИ СВОЙ ЗВУК
Дидактическая задача: учить называть парные твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование: мяч.
Содержание. Дети становятся в круг. Учитель поочередно бросает детям мяч, называя твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч учителю, называя парный мягкий согласный звук: н', м', к', п', р' и т. д. Кто ошибся, делает шаг назад.

ВЫБЕРИ ИГРУШКУ
Дидактическая задача: закреплять навыки правильной постановки ударения в слове.
Оборудование: набор различных игрушек (или картинок).
Содержание. По заданию учителя дети отыскивают игрушки или картинки, в названии которых ударение падает на первый (второй, третий) слог, сопровождая свои действия отчетливым проговариванием. Например: куукла, миишка, чаайник; шарыы, часыы, ведроо и т. д. Кто не ошибся, ставит игрушку себе на парту. На чьем ряду игрушек больше, тот ряд выиграл.

ТРИ ПОРОСЕНКА
Дидактическая задача: усваивать навыки словообразования - путем замены звуков.
Оборудование: предметные картинки с изображением трех поросят, иллюстрация из книги к сказке «Три поросенка».
Содержание. Дети определяют, какими звуками отличаются имена поросят: Ниф и Наф, Наф и Нуф. Далее придумывают слова, отличающиеся только одним звуком, например: дом - дым, лук - лак, сок - сук, мак - рак, и т. д. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок.



УГАДАЙ-КА
Дидактическая задача: закреплять представление о звуковой структуре слов.
Оборудование: схемы слов и слогов.
Содержание. Учитель вперемешку называет прямые слоги и слова из двух, а затем из трех звуков, например: ла, он, ус, ты, ры, дом и т. д. Дети на каждый слог или слово поднимают карточку с соответствующей схемой. Кто ошибся, встает.

ДОБАВЬ СЛОГ
Дидактическая задача: формировать механизм деления слов на слоги.
Оборудование: мяч, фанты, карточки,
Содержание. Дети становятся в круг, учитель называет слог и бросает мяч кому-либо из детей. Ребенок должен поймать мяч и договорить слово, добавив один или несколько слогов, и бросить мяч учителю. Кто ошибся или задержал мяч, платит фант.
Вариант 1. Дети составляют слово, добавляя слоги к предложенному учителем слогу на карточке, например: Зи...на, зи...ма. Составленные слова печатаются. Одновременно ребята упражняются в написании большой буквы в именах людей.
Вариант 2. Дети играют парами: один ребенок называет слог, другой составляет с этим слогом слова.
Примечание. Право начинать игру предоставляется детям поочередно. Выигрывает тот, кто придумал больше слов с данным слогом.

ТЕЛЕГРАФ
Дидактическая задача: формировать умение делить слова на слоги.
Оборудование: молоточек.
Содержание. Учитель называет слова, а дети сначала отхлопывают, а затем показывают на пальцах количество слогов. Кто ошибся, встает.
Вариант. Учитель называет первый слог слова и отстукивает молоточком общее количество слогов задуманного слова. Дети должны отгадать, какое слово задумано. Отгадавший задумывает свое слово и т. д.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ
Дидактическая задача: упражнять детей в анализе звуковой структуры слов.
Оборудование: схемы слов, вымпел.
Содержание. На доске или таблице три разные схемы слов, например: мак, сани, лиса; шары, лось, Ира и т. д. Дети рассматривают схемы и называют как можно больше слов, подходящих под предложенную схему. Победивший ряд награждается вымпелом.

ДРУГ ЗА ДРУГОМ
Дидактическая задача: отрабатывать навык деления слов на слоги; упражнять в словообразовании путем замены звуков или слогов.
Содержание. Учитель называет слово, а дети продолжают «цепочку»: каждое придуманное ими слово должно начинаться с последнего звука (или слога) предыдущего слова, например: шар-рак-кот-танк-карандаш; лиса-сани,Нина-наша и т. д.

ЖИВЫЕ БУКВЫ
Дидактическая задача: учить называть по порядку звуки в словах разного типа без опоры на схемы; составлять слова из букв.
Оборудование: касса букв.
Содержание. Учитель вызывает к столу, на котором лежат буквы, несколько ребят (по количеству букв в задуманном слове) с одного ряда. Взяв по букве, дети выстраиваются так, чтобы из букв получилось слово. Сидящие за партами «судьи» прочитывают слово. Затем каждый ребенок характеризует свой звук: гласный - согласный, твердый - мягкий, ударный - безударный. «Судьи» оценивают ответ, исправляют ошибки. Следующее слово составляют дети другого ряда.

СКОЛЬКО СЛОГОВ?
Дидактическая задача: закреплять умение делить слова на слоги.
Оборудование: таблицы-схемы, указывающие количество слогов в слове (, +, || и т. д.), игрушки.
Содержание. Таблицы с домиками для слов прикрепляются в разных местах класса. По сигналу дети с игрушками в руках занимают место у своей таблицы «домика» с нужным количеством слогов. Слова-названия игрушек отчетливо проговариваются. Для одной игрушки, название которой состоит из четырех или пяти слогов, не будет «домика». Ее владелец остается у своей парты. Затем детям раздаются новые игрушки, игра возобновляется. Тот, кто ошибся, продолжает играть с прежней игрушкой.