Презентация педпроект по теме Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности
Тема проекта «Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся во внеклассной работе»Авторы проекта: НурписоваК.С., Шенгалиева Р.А. ДавлеткалиеваЛ.А., Черкасова Н.Б. Ситкалиева А.И.учителя начальных классов МКОУ «Красносельцевская СШ»
Аннотация проекта Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. В этом плане, создание учебных проектов – относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность учащихся. Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы
Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации, без которой, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле. Проблема проекта: необходимость формирования познавательной самостоятельности учащихся
Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, краеведение, внеклассная деятельность.Участники проекта: учащиеся 1 – 4 класса.Социальные партнёры: работники детской библиотеки, родители, жители села.Длительность проекта: 1 год.
Цель проекта: Изучить с учащимися принцип проектного метода, влияние его на развитие познавательного интереса и формирование самостоятельной активности
Задачи проекта:·исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;·ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку учебных проектов во внеклассной работе;·обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов.·совершенствовать навыки пользования справочной литературы, Интернет – ресурсов.
Гипотеза: развитие познавательной самостоятельности учащихся происходит успешнее, если использовать разные интерактивные методы, темы проектов отвечают интересам и возрастным особенностям учащихся.
План деятельности: -выбор предметов и методов для работы по нравственному воспитанию;- подбор методов, приёмов обучения; (анкетирование, беседы, встречи, экскурсии, анализ методической литературы, педагогическое наблюдение)- подготовка дидактического материала.
Ожидаемые результаты:- у учащихся повысится интерес к проектному методу обучения;- обретут навыки самостоятельного нахождения пути решения проблемы;- дети научатся работать в группах;- расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;- обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;- научатся отстаивать свою точку зрения;- повысится рост уровня мотивации к обучению;- содействовать сплочению коллектива;- способствовать повышению эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Этапы осуществления проекта:1. Подготовительный: - актуализация тем проектов, - определение целей и задач, - формирование рабочих групп, - распределение обязанностей. - ( анкетирование)
2. Исследовательский этап:-Внеурочная работа-Работа с литературно – критическим материалом-Работа с Интернет- ресурсами-Краеведческая работа-Подбор иллюстративного материала-Текстовые исследования
3.Внедренческий этап: - Проведение уроков по данной тематике. - Проведение внеклассных мероприятий. - Сочинение на темы « Война и моя семья», “Моя мама”,«Редкие растения». - Защита проектов детей. - Проведение внеклассных мероприятий.
4.Аналитический :-анализ проделанной работы по проекту;-выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;-обобщение опыта работы над проектом.
Проектная деятельность{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип и форма проектаНазваниеУровеньМестоИнформационный«Каша пища наша»«Здоровый образ жизни»«Я помню, я горжусь»муниципальныйИсследовательский, информационно-пропагандистский, межпредметный, коллективный«Мы исследуем воду»муниципальныйТворческий, исследовательский(краеведческого характера),групповой«Моя малая родина село Красноселец»«Улицы моего села»«Красная книга родного края»,»Моя родословная»Исследовательский, информационно-пропагандистский, межпредметный, коллективныйТворческий, исследовательский,групповой«Моя семья»,»Шоколад- вред и польза»муниципальныйИсследовательский, информационно-пропагандистский, межпредметный, групповой
Эффективность динамики проекта 1. у учащихся повысился интерес к проектному методу обучения; - ребята научились самостоятельно находить пути решения проблемы; - дети с удовольствием работают в группах; - расширился кругозор и интеллектуальное развитие учащихся; - в работе над проектами ребята научились анализировать, сравнивать, обобщать; - научились отстаивать свою точку зрения; - повысился рост уровня мотивации к обучению; - проектная деятельность способствовала повышению эмоциональной устойчивости, - у ребят появилось желание творить, узнавать и разгадывать новые «тайны» и делиться своими результатами с другими.
2. Школьники научились видеть проблемы за пределами одного предмета, - выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы.3. Ученики получали чувство удовлетворения от проделанной работы, давали реальную оценку своим возможностям по отношении к поставленной задаче.
В процессе проектной деятельности сформировались общеучебные умения и навыки:-рефлексивные умения-поисковые (исследовательские) умения-навыки оценочной самостоятельности-умения и навыки работы в сотрудничестве-коммуникативные умения-презентационные умения и навыки.
Анкета, проведённая в конце проектной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вопросы анкеты для учащихся данетНе очень1. Работать над проектом тебе было интересно? 20102. Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности? 17223. В работе над проектом тебе оказывали помощь? 18304. Ты волновался перед защитой проекта? 10655. Твоя презентация тебе понравилась?20016.Тебе удалось решить поставленную проблему? 1902
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вопросы анкеты для родителей Да нетНе знаю1. Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения? 21002. Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество? 20013. Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?21004. Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы? 21005. Проект способствует сплочению коллектива? 20026. Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями? 2100
Вывод:Исследования показали, что проектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности учащихся начальной школы.Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Особая ценность данного метода состоит в том, что он развивает у детей самостоятельность, творчество, активность в достижении поставленной цели. Ребята продолжают работать над созданием собственных проектов. А это огромный стимул к деятельности, к познанию, к новым открытиям.
Литература: · Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г · Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации ,Народное образование, Москва, 2000г, №9. · Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа, 2005г, №9.· Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Учитель, Волгоград, 2008г ·Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,2000г, №7.·Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.
Интернет ресурсы:festival@1september.ruwww.school.edu.ruwww. center.fio.ru/som www.vspu.ac.ru/tolwww.ipkadmin.tstu.ruwww.infourok.ru