Презентация. Использование проектного метода
Презентация к проекту «Патриотическое воспитание школьников средствами музыкального искусства в условиях лечебно-образовательного учреждения интернатного типа» Ревтова Людмила Владимировна, учитель музыки МКООУ «Школа-интернат №64» Анализ ситуации Анализ внутренней образовательной средыСанаторная школа-интернат №64 для детей с заболеванием «сколиоз» существует более 30 лет. В основу создания данного учреждения положен принцип сочетания систематического комплексного лечения детей, больных сколиозом, с их полноценным воспитанием и обучением при сохранении образовательного стандарта. Продолжительность лечения в школе варьируется от 1 года до 9 лет в зависимости от тяжести заболевания. Пребывание в школе проходит в условиях строгого ортопедического режима, который предполагает множество ограничений, обусловленных необходимостью разгрузки позвоночника.Подросткам сложно учиться в таких условиях: прямо с уроков они уходят на лечебные процедуры; пропущенное приходится наверстывать вечером в школе. Оторванность от семьи, дома, друзей дает знать о себе эмоциональными срывами. Вследствие высокой нагрузки у учащихся существует огромный дефицит свободного времени. Ребенку необходимо заняться своим любимым делом, а он постоянно находится в группе сверстников, под присмотром педагогов. В учебных коллективах (классах) происходит ежегодная смена состава учеников – одни выписываются, другие поступают. Ко всему этому особенно трудно привыкнуть подростку (12-15 лет), так как в этот период стремительно развиваются новые психологические качества, появляется чувство взросления, желание самому все попробовать, познать, оценить. Исследования подтверждают, что у детей, больных сколиозом на первом месте стоят эмоциональные проблемы, блокирующие раскрепощение личности. Анализ ситуации Анализ внешней среды позволил выявить благоприятные факторы разработки проекта, к которым можно отнести:наличие областной и муниципальной программы патриотического воспитания молодёжи;сложившийся опыт взаимодействия с социокультурными учреждениями города:краеведческий музей;юношеская библиотека;Центральная городская библиотека;детский клуб «Искорка»;центр дополнительного образования детей;военно-патриотический центр;детская музыкальная школа №11. Проблемы подростков стремление к самореализации;проблемы личности, ищущей признания;трудности социальной адаптации;сложности в общении;повышенная ранимость, неуверенность, тревожность, обидчивость;резкое снижение самооценки, связанное с заболеванием. Потребности воспитанников потребность к независимости;потребность в свободе принятия решений и действий; потребность в непосредственном поведении и общении;потребность в творческом самовыражении, самоутверждении. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию необходимости групповых, игровых, практико-ориентированных, рефлексивных и прочих методов работы с детьми. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов, имеющему: внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной действительности. внутренний результат, который позволяет приобрести опыт самостоятельной деятельности, самовыражения в творчестве, соединяет в себе знания, умения, компетенции, повышает самооценку. Функции метода проектов Компенсаторную, позволяющую восполнять по каким-либо причинам недостающие знания Ребята в процессе поисковой работы начали изучать историю прошлого своей школы Развивающую, позволяющую индивиду сохранить социальную активность и участвовать в общественной жизни Ребята расширили коммуникативные возможности способов поиска информации и генерации идей: - работа с архивными материалами - интернет - поисковая работа- общение с ветеранами Креативную, предоставляющую возможность развития творческого потенциала личности подростка Публичные выступления и разработка оформления презентаций, декораций, костюмов. Творческий отчет (вокально-хореографическая композиция) Функцию культурного наследования, обеспечивающую приобщение к богатствам отечественной культуры и участия в сохранении, освоении культурных ценностей. Более глубокое проникновение в изучения жанра военной песни. Плюсы проектного метода привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу;организация комфортных условий деятельности воспитанников;развитие активного взаимодействия подростков между собой и педагогическим коллективом школы;создание возможностей для сотворчества, так как музыка и есть предмет сотворчества: автор музыкального произведения – личность педагога – личность ученика. Проектная идея Цель проекта: развитие духовного мира личности подростка, приобщение его к историческим и культурным ценностям через пропаганду лучших образцов песенного жанра времен Великой Отечественной войны. Задачи проекта: создать художественно-эстетические условия для патриотического воспитания учащихся;формировать у учащихся потребность к самостоятельной творческой, поисково-исследовательской деятельности и самореализации, используя проектного вида деятельности;интегрировать влияние различных компонентов лечебно-образовательной среды для полноценного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;осуществлять поиск возможности углубленного изучения «малой истории» - своего региона, школы;способствовать воспитанию учащихся через приобщение к лучшим образцам песенного наследия времен Великой Отечественной войны;привлечь учащихся к работе по сохранению и развитию школьных традиций;развивать межпоколенную преемственность через знание своих корней. Целевые группы Название целевых групп Мотивация участия в проекте Учащиеся 8а, 8б класса, участвующие в реализации проекта Приобретение опыта исследовательской, поисковой работы, навыков творческого самовыражения, работа с презентацией, практики публичных выступлений. Учащиеся школы Приобщение к исторической и музыкальной культуре через творчество ровесников. Родители учащихся Создание дополнительных условий для успешной социализации, реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в творчестве и продуктивной деятельности. Педагоги Повышение профессиональной компетентности (информационной, проектной, коммуникативной). Администрация Создание положительного имиджа школы, сохранение школьных традиций. Ожидаемые результаты Повышение компетенции в области овладения навыками проектной деятельности учащимися 8-х классов.Накопление опыта в области поисково-исследовательской работы.Интеграция педагогического коллектива в осуществлении комплексной педагогической поддержки воспитанников, участвующих в данном проекте.Ускорение процесса социальной адаптации учащихся и приобретение опыта взаимодействия с социокультурными учреждениями города. Создание творческого коллектива учащихся.Создание слайд-презентации по теме «Песни Великой Отечественной войны».Участие в городском конкурсе инсценированной песни времен Великой Отечественной войны «Весёлый привал».Организация работы музыкального лектория «Песни Победы» и охват просветительскими мероприятиями учащихся начальной школы.Накопление методического материала по истории создания жанра военной песни.Сохранение и поддержка школьных традиций.Проведение митинга.Пополнение материалов по истории эвакогоспиталя. Этапы проекта Вид этапа Содержание Сроки Предпроектный (подготовитель-ный) этап Определение темы исследования и его творческого воплощения;Знакомство с методом проектной деятельности Сентябрь Этап реализации проекта Организация работыФормирование рабочих группСоставление плана работы Сентябрь-октябрь Информационно-операционный, промежуточный этап Поиск и сбор информации, творческая работа по составлению сценарияВыбор видов презентаций, творческий процесс по инсценировке музыкального материала, репетиционный периодПредзащита презентаций Октябрь-январь Завершающий этап Защита презентаций Апрель Этап практического использования проекта Работа музыкального лектория «Песни Победы»Участие в городском конкурсе инсценированной песни времён Великой Отечественной войны «Весёлый привал»Презентация программы «Каждый в своей жизни должен станцевать свой танец» в рамках традиционной школьной «Недели памяти», посвящённой Дню ПобедыПроведение митинга Раз в месяцФевральМай Рефлексия Осмысление результатов проделанной работы Май Поисковая группа Информационная группа Творческая группа . Собран, систематизирован материал по истории здания школы и эвакогоспиталя №1250.. Оформлен печатный материал.. Создана слайд-презентация «Летопись школы». . Создана слайд - презентация по истории создания и авторах песен времен ВОВ.. Выполнены и оформлены рефераты по теме «Песни в солдатских шинелях». . Разработан сценарий музыкальной композиции «Каждый в своей жизни должен станцевать свой танец».. Определены пути его реализации. Музыкальный лекторий «Песни Победы» (лекции, беседы о истории песен по материалам рефератов учащихся, мультимедийное сопровождение, исполнение песен вокальной группой участников проекта) Организация и проведение митинга Преподаватель ИЗОРекомендации по эскизам оформления сценического пространства, подбору соответствующего реквизита. Музыкально хореографическая композиция«Каждый в своей жизни должен станцевать свой танец»(учащиеся 8х классов) Преподаватель технологииРазработка и подбор костюмов соответствующих историческому периоду 30- 40х годов Преподаватель музыкиВокально-хоровая работа с участниками проектаКонсультация по музыкальному оформлению композиции ХореографРазучивание, постановка танцевальных номеров ВоспитательПомощь в организации репетиционного процесса.Координация режимных моментов Творческое воплощение проекта