Презентация Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТАВыполнила: педагог-психолог МОУ СОШ №3Горячева Галина Владимировна
«Переходный», «трудный», «критический» возраст…Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней школы и охватывают возраст от 10 до 14 лет. Этот возраст считается кризисным , поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.От 10-12 лет –младший подростковый возрастОт 13-14 лет –старший подростковый возраст Особенности подросткового возраста:изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;появление чувства взрослости, желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;Возрастные особенности детей подросткового возраста
Особенность поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем.Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростков , называемых доминантами:«эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности;«доминанта дали»- установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние,текущие,сегодняшние;«доминанта усилия» – интерес подростка к сопротивлению ,волевым напряжением, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте;«доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.Структура потребностей человека.Младший школьный возраст- потребность в защищенности и безопасности;Подростковый _ потребность в признании, уважении, определенном социальном статусе среди сверстников;Юношеский возраст- потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить).Психосоциальные потребности подростка
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости К. Гельвеций Жестокость- поведение, способное причинять страдание людям и животным.Агрессия- индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, либо на уничтожение другого человека или группы;Агрессивность- личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.Факторы становления агрессивных форм поведения:ухудшение социальных условий жизни части детей;кризис воспитания в ряде семей;социокультурные факторы: средства массовой информации, кино и видео индустрия, компьютерные игры, которые регулярно пропагандируют культ насилия;взаимоотношения со сверстниками (совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности). увеличение доли паталогических родов, оставляющих последствие в виде повреждения головного мозга.Пик проявления агрессии :Мальчики- 12 лет и 14-15 летДевочки - 11 лет и 13 летНаблюдение показали, что подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (школа), наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе.Агрессивное поведение подростков
Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей.Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика.Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей(злые шутки, сплетни, травля).Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу: причём обида может быть направлена на конкретного человека(сверстника или взрослого или «на весь мир».Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.Основные формы выражения агрессии
Индивидуальная работа- это деятельность педагога, требующая знаний общего, типичного и индивидуального и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития.Индивидуальные формы работы :беседыконсультацииобмен мнениями оказание индивидуальной помощи совместный поиск решения проблемыПсихологические основы индивидуальной работы с учащимися.
Вопрос о самочувствие(сейчас и вообще: Как твои дела? Как ты живешь? Как себя чувствуешь? и т.д.)Говорим об успешности ребенка (У тебя хорошо получается… Я слышала… Я знаю, что у тебя… и т.д.).Вопрос о проблемах (У тебя может есть проблемы? Тебе нужна помощь в чем-то?...).Реакция на эти проблемы(утверждаем его достоинство «Ты же сильный… Ты обязательно сможешь, ведь ты… Я уверена, что ты с этим справишься…», надежда на решение проблемы).Предложить спектр решения этих проблем (может быть я тебе помогу? И т.д., предлагаем все возможные способы)Предложить помощь (какая?, кого?): помощь нужна или справишься сам? Нельзя: Я тебе помогу- необходимо оставить право выбора, не помогать без разрешенияОпределить срок следующего разговора, наметить срок помощи (когда мы встретимся? Мне удобнее в …, а тебе когда?).Алгоритм индивидуальной беседы с ребенком
Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер. Установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: « Я тебя понимаю, ты защищал свое достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать…», Со мной был аналогичный случай…»Постарайтесь , чтобы подросток рассказал вам о событии(Уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: ударил, взял без спросу, украл, урок был сорван).Добиться такого рассказа- честными и прямыми словами передать случившееся, -это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину.Спросите: как ученик сам оценивает свое поведение? Вы идете дальше- добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя».Затем дайте свою оценку случившемуся, вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые попадает проступок ученика, если он был совершен.Сопоставьте две оценка, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела( в этой части ученик должен признать свою вину) самый важный этап беседы – поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения.Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость подростка , выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.Беседа с подростком
Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жёсткие условия и определенный порядок действий, постоянный контроль.1. На начальных этапах не показаны групповые формы, наиболее эффективна индивидуальная работа. Неэффективно: общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».2. Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей (максимальное сокращение периода свободного времени, времени праздного существования и безделья)3. Постепенное приобщение агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности: трудовой, спортивной, художественной, организаторской. Модули системы организации педагогического взаимодействия в социальных сферах: Сфера «педагог-воспитанник» наличие у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному подростку;определенный уровень психолого-педагогической и медико-социальной подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессии;ответное устремлении подростка принять помощь со стороны педагога.Сфера «педагог-родители»важность семейного воспитания, агрессия возникает при отсутствии родительской любви ,при постоянном применении наказания либо одного, либо обоих родителей.несогласованность требований к подростку со стороны родителей.Сфера «подросток -подросток», «подросток-группа подростков»Поэтапная подготовка подростка к адаптации в школе как новом социуме. Вхождение подростка в мир взрослых как новую социальную ситуацию требует от него соблюдения определенных норм, дисциплины, исполнительности, повышается социально-психологическая напряженностьКоррекционная работа по профилактике отклоняющего поведения подростка.
Человек обладает способностью любитьи если он не может найти применения своей способности любитьон способен ненавидеть,проявляя агрессию и жестокостьэтим средством он руководствуетсяот собственной душевной боли Эрих Фромм Радость порождает покойСтрах порождает ложьПечаль порождает депрессиюГнев порождает агрессиюАгрессивное поведение и методы коррекционной работы с подростками
бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, отсутствие духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, озлобленность,крайняя самооценка,повышенная тревожность, страх, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливыВ их поведении преобладает физическая агрессивность.Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительностьУ этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль.Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.В их поведении преобладает физическая агрессияКЛАССИФИКАЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Классификация АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичныВ их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю. Антон де Сент-Экзюпери«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»Международный день толерантности(терпимости) был объявлен ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации.Доказано, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности.Проявлять толерантность- это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность
ТОЛЕРАНТНОСТЬПрощениеУважение прав другихСотрудничество, дух партнерства Уважение человеческого достоинства Уважительное отношение к чужим мнениям, верованием, поведениюСостраданиеПринятие другого таким, какой он естьМилосердие
Понятие толерантной личностиТолерантная личностьУважение мнения другихДоброжелательностьЖелания что-либо делать вместеПониманиеЧуткостьСнисходительностьДоверие, гуманизмИнтолерантная личность-непринятие другого человека, неготовность к существованию с другими людьми, проявляющиеся через конфликтное, агрессивное поведение.НепониманиеИгнорирование,эгоизмНетерпимостьРаздражительностьРавнодушиеЦинизмАгрессивностьВыражение пренебрежения
Спасибо за внимание!