Конспект урока по этике на тему Привлекательный человек. Какой он?
Конспект урока.
П: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Думаю, что сегодняшний урок будет для вас уроком для жизни.
Доброе утро! – я вам сказала.
Доброе утро! – ответили вы.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
П: Ребята, я сегодня на урок принесла два предмета: металлическую пластину и зеркало.
Чем они похожи?
Уч: Эти предметы блестящие, поверхность гладкая, отполированная.
П: А как можно использовать эти два предмета?
Уч: Можно смотреть на себя, увидеть свое изображение.
П: Давайте посмотрим (дети смотрят в пластину).
П: Что вы там увидели?
Уч: Я увидел себя, свое отражение.
П: А как называется этот предмет?
Уч: Этот предмет называется зеркало.
П: Что такое зеркало?
Ответы детей.
П: Я вам помогу. Я принесла словарь С.И. Ожегова.
Найдите определение слова в словаре Ожегова С.И.
СЛАЙД
Зеркало – стеклянный или металлический предмет с отполированной поверхностью, предназначенный для отражения находящегося перед ним предмета или человека.
П: Зеркало изобрели давно в третьем тысячелетии до нашей эры. Оно было не такое, как сейчас. Медный или бронзовый круг, хорошо натертый (полированный), чтобы видеть свое изображение. У тех, кто побогаче или в храмах – серебряный, золотой, даже платиновый.
Гораздо позже появились зеркала стеклянные. Славилась их изготовлением Венеция – город в Италии. Из поколения в поколение (от отца к сыну) зеркальных дел мастера при закрытых дверях и окнах, остерегаясь чужого глаза, изготовляли своё знаменитое венецианское зеркало, а бойкие торговцы развозили его по белому свету. Его делали под большим секретом. Открыть тайну производства зеркала чужестранцу значило совершить государственное преступление. От суровой руки закона погибали оба: и тот , кто продал, и тот, кто купил секрет. Но люди всеми правдами и неправдами старались узнать секреты производства зеркала и делали их. Это было прибыльное дело. И сколько ни делали, всё было мало.
П: Почему необходимо было столько зеркал?
(ответы детей).
П: Кто любит смотреться в зеркало?
П: А сегодня утром вы смотрелись на своё отражение в зеркале? Зачем?
(Красивая я или нет. Чистое у меня лицо или нет. Какая причёска. Произведу ли я впечатление и т. д.)
П: Мы смотрим на себя в зеркало, чтобы задать молчаливый вопрос зеркалу.
А в какой сказке говорится о волшебном зеркале?
Уч: В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина рассказывается о гордой злой мачехе – царице (Ученик читает отрывок из сказки).
СЛАЙД
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело…
Свет, мой зеркальце, скажи
Да всю правду расскажи …
П: Сказка сказкой, а главное в том, что зеркало отвечает человеку на интересующий его вопрос: «Какой я? Хорошо ли я выгляжу? Привлекательный ли я? Приятен ли мой вид окружающим?» И получает молчаливый ответ.
П: А какой человек может быть (привлекательным) приятным людям и почему?
П: Вы вышли погулять в воскресенье с мамой, папой и рядом с вами идут люди. И вдруг вы увидели человека.
Что может привлечь ваше внимание?
(Дети работают в парах)
П: Вы сказала – опрятен. Целая наука есть, которая изучает условия сохранения здоровья. Как она называется?
Уч: Гигиена.
П: Итак, чтобы быть приятным, надо быть чистым, опрятным.
Ролевые игры (дети заранее подготовлены учителем).
Вот идет красивая девочка, опрятная, с красным бантом, но плюет семечки.
П: Вам она понравится? Какая она?
Уч: Некультурная.
П: А вкусные семечки?
Кто их любит?
А где их надо есть?
Уч: Семечки надо есть дома, чтобы рядом было блюдечко.
Идет компания мальчиков, девочек, они хорошо одеты, но толкаются.
П: Это приятно? Хочется на них смотреть? Какое у них поведение?
П: А что такое хорошее поведение? Давайте вспомним главный принцип, который необходим при общении.
Уч: Не мешай окружающим.
П: Сделайте вывод, что такое хорошее поведение?
Уч: Хорошее поведение – поведение, которое не мешает окружающим.
П: Хорошее поведение переходит в привычку, когда внешние формы поведения привлекательны, то мы можем говорить, что у человека хорошие манеры.
П: А что еще может быть привлекательным в человеке?
Например, Оля – хороший математик, она очень умная девочка, всем она нравится. Что в ней может привлекать?
Уч: Ум.
П: Итак, чтобы быть привлекательным, нравиться другим, надо быть:
Слайд.
Привлекательный человек:
Хорошее поведение (хорошие манеры)
Опрятный
Умный
П: Привлекательной может быть и внешность
П: Я произнесла слово «внешность». А что это такое? Я вам помогу. Ученые многих стран над этим словом много думали.
СЛАЙД
Внешность – это то, что находится снаружи, т.е. что можно увидеть.
П: Посмотрите на себя в зеркало (у каждого ученика свое зеркало).
Что вы там видите?
Уч: Лицо, волосы, глаза, форму лица – все, что есть на лице.
П: Мы увидели свое лицо, свою внешность.
Откуда у нас лицо?
Уч: От природы, от родителей досталось.
П: Все, что нам досталось от природы, называется физический облик
П: У вас есть маленькое зеркальце, а если бы зеркало было большое, в рост человека, чтобы мы там увидели?
Уч: Фигуру.
П: Все, что видим в зеркале – это физический облик.
П: А может быть одинаковый облик у детей, у которых разные родители?
Уч: Нет.
Работа в парах
Посмотрите друг на друга. Вы похожи? У всех разные глаза, цвет волос, рост.
У вас разные родители и вы все разные. У вас разный физический облик.
П: А что главное в физическом облике человека?
Уч: Лицо.
П: А на лице?
Уч: Глаза.
П: Я приглашаю вас в портретную галерею. Перед вами 2 портрета.
Портрет молодой девушки
- Привлекает вас это лицо?
- Чем?
Уч: Это лицо привлекает нас молодостью, красотой, свежестью, настроением.
П: В каких тонах выполнен портрет?
Уч: Светлых.
П: А теперь я вам хочу показать такое лицо.
Портрет старика
П: В молодости он тоже был красивым, а теперь лицо в морщинах, руки узловаты. Куда же ушла красота?
Уч: Его красота ушла в дела, в работу.
П: Оно вам нравится? Чем?
Уч: Лицо мудрое, доброе, как у дедушки.
П: Скажите, оно привлекательно?
Уч: Да, добротой.
П: Итак, нас привлекает физический облик.
П: Представьте, что природа вас наградила красивым лицом, стройной фигурой, красивыми волосами, глазами, т.е. у вас красивый физический облик.
П: Только ли это (красивый физический облик) определяет внешность?
Уч: Нет.
П: Конечно, нет. Важно то, как вы ходите, сидите, выразительно ли вы говорите. Умение правильно ходить начинается с правильной осанки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
П: Мы с вами говорили, что по походке можно узнать о человеке многое:
- определить профессию
- определить настроение
- болен он или здоров
- его возраст
Ролевая игра
П: Я попросила Сашу продемонстрировать походкой состояние человека. А вы должны отгадать это состояние человека.
П: Внешность вашу определяет и то, как вы жестикулируете, какая у вас мимика. Иногда достаточно только увидеть несколько жестов, понаблюдать за мимикой лица, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека. Нельзя ли обойтись без жестов?
Уч: Нельзя.
П: Жесты дополняют нашу речь, являются хорошим средством общения.
П: Я хочу вас познакомить со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок».
Ответьте на вопрос:
Что помогло вам представить героев сказки?
(Учитель читает сказку, ученик показывает жестами.)
Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.
Как-то раз налетел на пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А кот был вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во все горло закричал: (ку-ка-ре-ку!)
И важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец! Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы запищал – пи-пи-пи! Я тоже удалец. Я тоже молодец!
Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! А была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.
П: Смогли вы представить героев сказки? Что помогло вам их увидеть?
Уч: Жесты.
П: Когда мы пользуемся речью, тут важно то, с какой интонацией мы разговариваем. (Ученики читают приказ, а вы ответьте на вопрос: подходит ли такая интонация?)
СЛАЙД
Приказ по школе №1 (читает ласково)
Исключить Вадика Петрова за то, что он всех избивает в школе.
СЛАЙД
Приказ по школе №2 (читает грубо)
Объявить Вадику Петрову благодарность за победу в соревнованиях по лыжам.
П: Подходит такая интонация? Почему?
П: Как вы думаете, что еще может украсить нашу внешность?
Уч: Нашу внешность может украсить одежда.
П: То есть то, что оформляет нашу внешность. Одеждой мы украшаем свою внешность. Мы все хотим хорошо одеваться. Предлагаю на выбор несколько ответов. Какой из них вы считаете правильным?
Слайд
Чтобы хорошо одеваться, надо:
Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.
Надо покупать только импортную одежду, она лучше.
Надо не покупать вещи в магазине, а шить в ателье.
Надо следить за модой, носить только модное.
Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.
П: Что же необходимо, чтобы быть всегда хорошо одетым?
СЛАЙД
Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус.
П: Итак, вы со вкусом одеты. Опрятны, у вас красивая походка, вы хорошо владеете мимикой, жестами, своим голосом. Проходя мимо зеркала, вы мимоходом взглянули на него.
Как вы думаете, какое настроение у вас будет в этот момент?
П: Значит, на наше настроение влияет и зеркало.
Для того, чтобы быть привлекательным, надо следить за своей внешностью.
А если у вас часто будет хорошее настроение, то и характер у вас будет жизнерадостным.
Рефлексия
П: Мы говорили с вами о том, какого человека можно назвать привлекательным, о внешности, из чего состоит внешность, что влияет на внешность. Вы хорошо отвечали. Я благодарна вам за это.
А теперь с помощью сигналов, на которых изображена определенная мимика, скажите: как вам было на уроке: грустно, неинтересно или радостно, вы многое узнали. ( У каждого ученика сигналы )
А теперь давайте послушаем песню «Дорогою добра».