Доклад на тему« Формирование патриотизма и гражданственности на уроках истории».



Доклад
Тема: « Формирование патриотизма и гражданственности на уроках истории».
Подготовила
Онучкина Н.Н.
Учитель истории
Борминского филиала
ГБОУ СОШ с.Елховка

2015г.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.
Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.
История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.
Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны.
Повышению эффективности исторического образования способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др.Патриотическая направленность занятий основывается на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Важное значение имеет индивидуально-личностное отношение к изучаемым темам, эмоциональное восприятие исторического материала.Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, мхк.
В теме «Россия на рубеже XV/-XVII вв..» урок «Смута в Российском гос-ве» в VII классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVIIв. воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени.
Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.Северная война, Полтавская битва, участие России в войнах против Франции, русско-турецкие войны, наконец, Отечественная война 1812 года - все это страницы славного военного прошлого, которые развивают чувство гордости ратными подвигами, мужеством русских солдат и офицеров. Именно на основе этого материла,
С точки зрения патриотического воспитания главным событием XX века является Великая Отечественная война. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Изучая первый историю Великой Отечественной войны, акцентирую внимание на мужество простых солдат и самоотверженность полководцев, как примеры любви к своей Родине и готовность защитить ее ценой своей жизни.
Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан – примеров для подражания. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. История России – история высочайшего патриотизма. .