Фонетика. Звонкие и глухие согласные (дидактический материал). 5 класс
Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Запишите пословицы, объясните правописание слов с пропусками.
Нет такого дру..ка, как родная матушка. 2) Где ла.., там и кла.. . 3) Человек без друзей – как у..кая ладонь. (Бурятская) 4) Куда стадо – туда и о..ца. 5) Для милого дру..ка и серё..ку из у..ка. 6) Ло..ка лучше новая, а друг – старый.(Турецкая)
- Какие две тематические группы можно выделить среди данных пословиц?
- Объясните смысл одной из пословиц.
Отгадайте загадки, отгадки запишите, подчеркивая букву, которая оглушается. Подберите и запишите проверочные слова.
А ну-ка, друзья, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? 2) просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю … 3) Сами не едим, а людей кормим. 4) Стоит Ермошка на одной ножке. 5) Я хожу, а он остается. 6) Что за плуг бороздит зеркальный луг? А за плугом борозда исчезает без следа? 7) Без рук, без ног рисовать умеет. 8) Глядят в него молодые рябинки, цветные свои примеряют косынки. И месяц, и звезды в нем отражаются. Как зеркало это называется? 9) Красный нос в землю врос, а зеленый хвост наружу.
Отгадки: 1) варежки; 2) зарядку; 3) ложки; 4) гриб; 5) след; 6) лодка; 7) мороз; 8) пруд; 9) морковь.
Запишите 4-стишие, подчеркните слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного, подберите проверочные слова. Ко всем ли словам, в которых происходит оглушение, можно подобрать проверочные?
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес. (С.Аксаков)
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка. (К.Д.Бальмонт)
- Начертите схему 2-го предложения. Какое оно: простое или сложное?
Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. о чем оно? Назовите, о каких особенностях гласных и согласных звуков рассказывают первые две строки стихотворения?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В с..гласных – прерывается на миг.
И только тот г..рмонии достиг,
Кому чередован..е их подвлас..но.
Звуч..т в согласных серебро и ме..ь.
А гласные даны тебе для пен..я.
И счас..лив будь, коль можеш.. ты пропеть
Иль даже продышать стихотворен..е.
- Прочитайте строки, в которых говорится о музыкальности, красоте, звучности художественной речи. Благодаря каким звукам художественная речь обладает этим качеством?
- Объясните значение подчеркнутого слова.
- Запишите, объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.
Найдите три слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Какое из них наиболее интересно для фонетического разбора? Обоснуйте свою точку зрения.
- Найдите в последнем предложении слова, в которых буква е: 1) обозначает мягкость предшествующего согласного; 2) не обозначает мягкости предшествующего согласного. Почему?
Прочитайте. Что делает речь этой загадки музыкальной, плавной, звонкой?
Загадка
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
- Подсчитайте, сколько в этой загадке гласных и сонорных согласных звуков? Какова их роль в тексте стихотворения? (Преобладание их над шумными делает речь музыкальной, плавной, звонкой.)
- Запишите текст загадки, выделите все глагольные орфограммы.
- Найдите слово, в котором происходит озвончение. Как объяснить это фонетическое явление? Объясните правописание приставки.
- Отгадайте загадку, отгадку запишите. Произведите звуко-буквенный анализ данного слова. Какие фонетические особенности слова снег вы сможете отметить? Какова роль буквы е в этом слове?
Прочитайте пословицы поговорки. Выпишите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
На ловца и зверь бежит. 2) Без костей рыбки не бывает. 3) Ягодку с земли и ту пополам. 4) Широка дорожка Ерошке. 5) Пустили козла в огород. 6) У нашего Прошки задрожали ножки. 7) Хвост голове не указка. 8) Одинокая овца – волку корысть. 9) Красна ягодка, да на вкус горька. 10) Хорошенького понемножку. 11) И редко шагает, да твердо ступает.
Прочитайте загадки. Выпишите в столбик слова, в которых происходит оглушение согласного. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
Проложу неземную дорожку, насыплю горошку, положу хлеба краюшку. (Небо, звезды, месяц) 2) За нашим двором висят ватрушка с творогом. (Месяц) 3) Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (Река) 4) Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица? А всего-то косточка да красненькая кофточка» (Вишня) 5) В лесу на одной ножке выросла лепешка. (Гриб) 6) Не книжка, а с листами. (Капуста) 7) В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина) 8) В роще у березки повстречались тезки. (Подберезовики) 9) Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес) 10) Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки. На земле лежат листки – маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (Подорожник) 11) Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) 12) Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь) 13) На узкой дорожке – голова да рожки. (Улитка) 14) Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)
Прочитайте. Выпишите три слова, в которых на конце происходит оглушение звонкого согласного. Какие парные глухие звуки слышатся в этих словах? Запишите их в транскрипции. Подберите к данным словам проверочные.
Наш герой
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. (Вл. Степанов)
- В какой еще позиции может происходить оглушение звонкого согласного? Запишите примеры таких слов, объясните их правописание.
- Приведите примеры слов, в которых происходит озвончение согласного.
- Разберите фонетически слово орел.
Прочитайте стихотворение В.Суслова. какой выразительный фонетический прием лежит в основе стихотворения? Какова его роль?
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперед!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
- Что мне волны! Самый полный! –
Не сдается рулевой.
- Я на Волгу поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень все сильнее.
Только капли все крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее…
Лягушонок в лужу –
Плюх!
И на землю,
Под лопух.
- Какие звуки речи, повторяющиеся в стихотворении, помогают услышать звуки ливня, плеск волн?
- Выпишите слово, в котором происходит озвончение глухого согласного. Разберите его фонетически.
- Выпишите слова с выделенными буквами, укажите, какие звуки обозначаются выделенными буквами.
- Произведите фонетический разбор слов: всё, льёт.
- Начертите схему предложения с прямой речью. Укажите в этом предложении наречие.
Прочитайте стихотворение.
Был мышонок очень сер,
Важный, как английский сэр.
Задирая важно нос,
Он кусочек сыра нес.
Был мышонок очень рад,
Песню пел про все подряд:
Про зеленый вкусный лук,
Про железный круглый люк
И про то, как мышка Мила
Утром в речке Мишку мыла. (Из журнала «Золотой ключик»)
- На мягкость согласных на письме указывают некоторые буквы. Какие? Назовите их.
- Обратите внимание на выделенные в стихотворении слова. Выпишите те, в которых гласный указывает на мягкость предыдущего согласного звука. Запишите эти слова в транскрипции.
- Какой еще звуковой закон иллюстрируют выделенные слова? (Смыслоразличительная функция гласных звуков: от замены одного гласного звука меняется смысл слова.)
- Выпишите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. В какой позиции происходит оглушение?
- В какой еще позиции в слове может происходить оглушение? Озвончение? Приведите свои примеры.
Прочитайте. Выпишите из текста стихотворения все слова, в которых встречается: 1) звук [ж]; 2) звук [ш]. Сколько звуков [ж] в стихотворении? Звуков [ш]?
Звуковая эстафета
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки
От деревушки Ложки до деревушки Пешки. (В.Приходько)
- Выпишите подчеркнутые слова, объясните в них правописание окончаний. Какие морфологические признаки этих слов нужно обязательно указать?
Прочитайте текст сказки, вставляя на месте пропусков названия животных и насекомых. Как называется выразительное языковое средство, которое помогло вам определить, какие животные и насекомые ведут разговор?
Лесной карнавал
Летят над лесом…, звенят над каждым кустом:
- З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!
- Что за ш-шутки? – шуршит по траве … . – Вы что, ш-шалуны, расш-шумелись?
- З-знаем, з-знаем, тетенька …, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке … нравится эта з-затея. Верно, дяденька …?
- Вот это ж-жизнь! – жужжит … . – Ж-жаль, … , что ты не пойдешь. Потом пож-жалеешь. Пож-желтеешь от ж-жадности.
Летит мимо … :
- О чем р-разговор? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
- Обяз-зательно приходите! – звенят … . – Не з-забывайте, не опаз-здывайте!
Слова для справок: комары, змея, уж, жук, ворона.
- Текст представляет собой разговор героев. Как называется такая форма общения?
- Определите стиль текста и тип речи.
- Выделите все обращения.
- Выпишите однородные члены вместе с теми словами, к которым они относятся. Укажите синтаксическую роль и способ выражения однородных членов.
- Найдите слово с непроизносимой согласной, подсчитайте в нем соотношение букв и звуков.
- Найдите в выделенном фрагменте текста слова-синонимы.
- Выпишите из текста: 1) предлоги, 2) частицы.
Из каких звуков состоят данные слова? Прочитайте эти звуки в обратном порядке, справа налево. Какие слова у вас получились? Запишите эти слова?
лог
лей [ ]
[ ] [ ]
[ ] [ ]
[ ] лоб [ ] [ ] [ ] люк [ ] [ ] [ ] (Ключ: кол, ель, пол, куль.)
Прочитайте. Какие звуки повторяются в поэтических строках С.Есенина? какие звуковые образы они создают?
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума…
(Ключ: повторяющиеся [щ], [ж], [ш] передают шум ветра, шелест сухого снега, создают звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит.)
- Придумайте небольшой текст (поэтический или прозаический), в котором повторение определенных гласных звуков будет создавать какие-либо образы: например, шум метели, бег паровоза, звуки ливня и др.
Прочитайте скороговорку. Какие звуки часто повторяются в словах? Какова роль скороговорок? (Помогают исправлять дефекты звукопроизношения.) Запишите скороговорку по памяти.
Соломы воз возница вез.
- Подчерните слова, в которых гласный звуки выполняют смыслоразличительную функцию.
- Возьмите в овал слово, в котором гласный указывает на мягкость предыдущего согласного звука.
- Сколько раз встречается [с] в словах данной скороговорки?
Прочитайте скороговорку. Какой звук часто повторяется в словах? Сколько раз? Какими буквами обозначается этот звук в словах скороговорки?
У Маришки и Сережки
Есть коврижки и лепешки.
- Как называется фонетический процесс, который иллюстрируют слова Сережки, коврижки?
- Запишите скороговорку по памяти. Объясните правописание слов с орфограммой «Проверяемая согласная в корне».
- Обозначьте над словами в квадратных скобках звуки, которые обозначают подчеркнутые буквы. Какова роль этих букв в словах? (указывают на мягкость предыдущего звука.)
Проговорите текст скороговорки, отчетливо произносите каждый звук. Четкое произношение какого звука помогает отрабатывать данная скороговорка?
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
- Грабь граблями гравий, краб!
- Подсчитайте: сколько раз [р] встречается в тексте скороговорки? (проверьте: 9 раз. В слове подарил - [р’].)
- Запишите скороговорку по памяти.
- Какие пунктуационные правила иллюстрирует текст скороговорки? (однородные члены, обращение, диалог.) Выделите графически синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения.
- Какие предложения по цели высказывания есть в тексте скороговорки?
- Заполните таблицу примерами из текста скороговорки.
Оглушение Озвончение
Прочитайте загадку и отгадайте ее.
Между гор, между дол, бежит белый конь. (Ручей)
Затранскрибируйте гласные звуки, которые вы услышали.
([э] [у] ……..)
Прочитайте скороговорки и загадку. Выпишите имена существительные и обозначьте в них орфограмму – безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением. Напишите транскрипцию этих звуков над буквами, их обозначающими.
Бобры добры идут в боры. В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
Сеня в сени сено нес. За горами, за лесами, жеребята ржут. Мы с приятелями замечательно живем.
Запишите по одному слову, используя каждый записанный звук как начало слова: [а], [у], [э], [о], [и].
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте корни. С помощью транскрипции покажите, какой звук обозначается пропущенной буквой.
За морем ц..ревна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю осв..щает,
Месяц под к..сой бл..стит,
А во лбу зв..зда г..рит,
А сама-то вел..чава,
Выступает, будто пава. (А.С.Пушкин)
- Выучите стихотворение наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.
Запишите текст, над гласными надпишите звуки, которые они обозначают. Выучите текст наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком.
(К. Паустовский)
Произнесите записанные слова. Какие гласные звуки слышатся под ударением и в безударном положении в корне слова? Запишите транскрипцию этих звуков?
Сом – сома, бег – бежать, бедный – бедняк, восемь – восьми, дом – дома, дым – дымить, дуб – дубы.
Запишите 6 слов с разными ударными гласными. Запишите транскрипцию этих звуков.
Запишите предложение, начертите его схему, объясните постановку знака препинания. Подчеркните все известные орфограммы. Графически обозначьте все гласные звуки в предложении.
Весна – чудесное время года.
Запишите слова, обозначьте, какой звук произносится на месте безударного гласного в корне слова. Дайте его полную характеристику.
Водяной, вдали, позолота, бороться, колючий, старушка, родной, затопить, отдаленный, раздаваться, садовый, разгадать, угадать.
- К каждому слову подберите однокоренные с гласным в сильной позиции.
Из 1 столбика выпишите слова, в которых только твердые согласные.
Из 2 столбика выпишите слова, в которых только мягкие согласные.
Сад
Гвозди
Шар
Лыжи
Часы
Дело
Волны
Нести
дата Далеко
Часть
Щекотать
Летать
Щеки
Чай
Кричать
Липа
Прочитайте предложения. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них мягкие (м) и твердые (т) согласные.
Иногда доносится треск деревьев. Утром мы отправились в ближайший лес на прогулку. Днем яркое солнце съело тонкий ледок. Затрещали и сдвинулись льдины, хлынули потоки воды. Тучи разбежались барашками, прояснело.
Прочитайте слова. Запишите те из них, в которых все согласные мягкие.
Забор, чаща, осень, жизнь.
Прочитайте слова. Выпишите пары слов, которые отличаются парными согласными по твердости-мягкости. Напишите транскрипцию этих звуков.
Забыл, был, убил, былина, быль, ругал, мел, уголь, гол, угол, игла, мель, рыть, вить, ныть, пить, выть, тикать, рыкать, фыркать, тыкать.