Урок по географии по ФГОС в 5 классе на тему Строение земной коры. Землетрясения
Урок по географии по теме: «Строение земной коры. Землетрясения».
Ф.И.О.: Гиззатова Галия Султановна, учитель географии и истории.
Место работы: г. Астрахань, МБОУ СОШ № 3
Класс: 5
Базовый учебник: Учебник: География 5 класс. Издательство Москва, «Вентана-Граф», 2015 год. Авторы: А. А. Летягин.
Цель: Сформировать представления о строении и типах земной коры, о землетрясениях, причинах их возникновений, следствиях, сейсморайонах.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учеников со строением и типами земной коры, с районами возникновения землетрясений. Сформировать понятия «океаническая земная кора, континентальная (материковая) земная кора, складчатость, области складчатости, землетрясения, эпицентр землетрясения».
Воспитательные: прививать любовь к предмету.
Развивающие: развивать умения работать с учебником и картой. Способствовать формированию географической культуры. Развивать память, внимание, логику ответов и интеллекта.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать ответственное отношение к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, формирование ответственного отношения к учению, взаимопонимание.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, овладение навыками самопознания и приобретение новых знаний.
Предметные: знать понятия «землетрясение» и «океаническая и континентальная земная кора», уметь применять картографические знания для определения основных сейсмических зон.
Универсальные учебные действия:
Личностные: Обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений.
Познавательные: Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих- составить презентацию о землетрясениях)
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: проектор, компьютер, карточки, опорный материал.
Этап урока
Действия учителя. Формы организации работы учителя
Действия учеников. Формы организации работы детей
1.Организационно-мотивационный этап урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приготовились.
- Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, узнаем много нового, интересного и полезного.
Определение темы урока
- Ребята, прежде чем перейти к новой теме, хотелось бы прочитать вам отрывок из дневника американского журналиста:
«27 мая 1964г., Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно проваливался сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось, я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос».
- Как вы думаете, о каком явлении идет речь? - Как вы думаете, для чего я прочитала вам этот отрывок?
- Землетрясение
- Отвечают, что тема посвящена землетрясениям
Записывают число тему урока в тетрадь
Определение целей и формулирование
задач урока
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока и с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?
Изучить строение земной коры.
2. Узнать причины землетрясений.
3. Выделить основные сейсморайоны.
4. Выяснить, какой силы могут быть землетрясения.
5. Выяснить, чем опасны землетрясения.
Переход к изучению нового материала.
- Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним и ответим на вопросы перед параграфом (стр. 45 учебника):
1)На поверхности какой внутренней оболочки Земли мы живем?
2)Чем земная кора отличается от мантии?
3) Что вам известно о землетрясениях?
4)В каких районах Земли происходили землетрясения в последнее время?
Ответы учащихся
Создание мотивационной установки
- Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры?
Ответы учащихся – чтобы знать почему происходят какие-либо процессы в земной коре
2.Процессуально - содержательный этап урока
Изучение нового материала.
Работа в группах
1. Виды земной коры
Рассказ учителя: по строению и составу горных пород выделяют 2 основных типа земной коры: континентальную и океаническую.
- А сейчас, ребята, предлагаю вам разбиться на 2 группы и поработать. Предлагаю вам заполнить таблицу. (Учебник стр.45-46, рис.25.)
Записывают в тетрадь схему
Капитаны групп озвучивают ответы
2. Нарушение слоев земной коры. Основные сейсморайоны.
Рассказ учителя о движение земной коры (рис. 26 учебник)
Складчатость-процесс образования складок
Складчатая область - участок земной коры, где слои горных пород смяты в складки.
Движение земной коры
вертикальное горизонтальное
горст, грабен сдвиг, складки
- Ребята, давайте вспомним, на какие части большие участки у нас делится земная кора?
Рассказ учителя о районах сейсмоактивности
Ребята записывают определения в тетрадь
Ребята по рис.26 определяют, что относится к вертикальным и горизонтальным движениям земной коры
Литосферные плиты
3. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
4. Землетрясения.
Работа в парах
Рассказ учителя (вступительное слово)
Ребята, а сейчас у нас работа в парах. Предлагаю каждой паре сформулировать по одному определению.
Землетрясения – подземные толчки и колебания в земной коре.
Очаг землетрясения – место на глубине, где возник удар, образуется разрыв и смещение пород.
Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.
Цунами - гигантские волны, возникающие в результате землетрясения в воде.
А теперь давайте сравним ваши определения с определениями, которые даны в словаре.
Ребята озвучивают свои определения и сравнивают их с определениями на доске
5.Интенсивность землетрясения. Последствия землетрясений.
Индивидуальная работа
Рассказ учителя.
Сейсмология - наука о происхождении сейсмических волн.
Сейсмограф – прибор для регистрации сейсмических волн.
Ребята, я раздам карточки. Здесь даны описания землетрясений. Необходимо оценить силу землетрясений.
Записать в тетради определения
Другие ребята слушают ответы и высказывают свои предположения
3.Этап закрепления
1.Закрепление
Вопросы:
Родилась я в океанеОт подземного толчка.И бегу навстречу с вамиВсё снести наверняка!2.Место, где глубины Земли начинается ее разрыв, и концентрируются самые сильные толчки.
3.Прибор, который записывает движение грунта при землетрясениях.
4. Место, где возникает подземный удар.
5. Назвать типы земной коры.
7.Сейсмология.
(цунами)
(эпицентр)
(сейсмограф)
(очаг)
(континентальная и океаническая)
(наука, изучающая землетрясения)
4.Рефлексивный этап урока
Рефлексия
«Закончи фразу»:
«Какая у нас была тема урока»
«Какую цель и задачи мы ставили»
«Решили ли мы поставленные задачи»
«Что я узнал нового на уроке»
«Что вам показалось трудным»
«Понравился ли вам урок» (карточки смайлики)
«Как вы оцениваете свою работу» (карточки “Светофор”:
красный – я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
зеленый – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме.
2.Подведение итогов. Оценки.
Д.з.
- Сегодня мы с вами хорошо поработали. Оценки за урок
П.9.
Вопросы и задания: 1-3 – «3», 4-10 – «4»-«5».
Написать сообщение о любом известном землетрясении или цунами (раздать список)
15