Социально-коммуникативное развитие (средняя группа)


Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а также формирование у дошкольников основ безопасности окружающего мира (экологическое сознание).
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
 формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
 формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
 приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
 формирование знаний о правилах дорожного движения.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОО специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами.
 Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле – дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
 Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, «маршрутка», такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети!», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 в файле с изображением разных ситуаций. Макет на столе (или стене из ткани, дорога – машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно, дорога», «Найдите пешеходный переход».
 Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с «зеброй» и «островком безопасности». Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; макеты из картона: общественный транспорт (автобус, поезд, машина); дома, общественные здания, дорожные знаки. Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – запрещено», «Дорожное поле».
 Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание образовательной области представлено для всех участников воспитательного процесса ДОО: дети – педагог – родители.
К концу года дети могут:
 владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
 пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил безопасности;
 знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.
В конце года ребенок средней группы может знать:
 Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
 Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
 Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Осторожно, дети!».
Комплексно-тематическое планирование
Месяц Неделя Содержание организованной образовательной деятельности Обеспечение интеграции образования (образовательные области) Планируемые результаты образовательнойдеятельности
1 2 3 4 5
I Тема: «Наш друг светофор».
Игра «Приключения светофорика» (введение в проект) 03.09
Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик».
Речевое развитие: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Домик у перехода»; рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке.
Физическое развитие: учить соблюдать правила дорожного движения во время подвиж- Владеет умениями изображать предметы путем штриховки и аккуратного закрашивать; умеет запоминать стихотворение или отрывок из него; умеет составить небольшой рассказ на заданную тему и использовать в речи слова-синонимы; проявляет интерес к участию в подвижных играх на транспортной площадкеЗакрепить знания о светофоре и назначении его цветов.
Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжую часть.
Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора II Тема: «Источники опасности дома» 10.09 Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.
Закреплять знания о безопасном поведении в быту III Тема: «Открытое окно» 17.09 Рассказать о правилах безопасности рядом с открытыми окнами и балконами. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций.
Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта 1 2 3 4 5
IV Тема: «Обманчивая внешность» 24.09 ной игры «Цветные автомобили» на транспортной площадке Объяснять опасность контактов с незнакомыми людьми.
Учить правилам поведения в случае насильственных действий со стороны взрослого.
Познакомить с правилами пользования телефоном 01, 02, 03 I Тема: «Знакомство с улицей города» 01.10 Познавательное развитие: организовать экскурсию по улицемикрорайона; проводить игру-имитацию «Как правильно перейти проезжую часть».
Социально-коммуникативное развитие: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно – неправильно».
Речевое развитие: учить детей убеждатьи объяснять свою позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях со сверстниками и взрослыми; читать стихи про транспортВ. И. Мирясовой. Умеет правильно определять назначение строений и предметов, которые находятся на улице, знает их названия; владеет способом ролевого поведения в сюжетных и режиссерских играх; знает и умеет обогащать сюжет; умеет согласовывать тему игры со сверстниками и договариваться о совместных действиях.
Умеет запоминать и выразительно рассказывать стихотворения о транспорте; проявляет интерес к участию в игре-имитации; запоминает информацию, полученную в процессе общения; самостоятель-
Расширять представления об улицах города.
Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д. II Тема: «Неожиданная встреча» 08.10 Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками.
Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03 III Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Подбери по цвету». Игры-имитации «Я шофер», «Я машина» 15.10 Закреплять знания о назначении дорожного знака.
Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.
Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход» IV Тема: «Если хочешь быть здоров…» 22.10 Знакомить с понятием «здоровье».
Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье
1 2 3 4 5
Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «Машины на дорогах».
Физическое развитие: рассказывать о пользе утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом, вводить понятие «здоровый образ жизни»; учить обращаться за помощью к взрослым в случае получения травмы но и с педагогом выполняет упражнения утренней гимнастики и гимнастики после сна
I Тема: «Три цвета светофора».
Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» 29.10
Речевое развитие: учить составлять рассказ на тему «Как правильно себя вести на дороге»; поощрять высказывания детей; прочитать и выучить стихотворение С. Маршака «Светофор».
Художественно-эстетическое развитие: учить распознавать звуки транспорта во время музыкально-дидакти- Владеет умением различать по высоте музыкальные звуки и выполнять движения в соответствии с характером музыки; умеет составлять небольшое высказывание на заданнуютему и четко произносить слова; умеет подбирать атрибуты для сюжетно-ролевой игрыи объяснять сверстникам ее правила; знает
Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов.
Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге II Тема: «Путешествие по городу».
Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения» 05.11
Знакомить с особенностями передвижения по городу на таком транспорте, как метро.
Закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси 1 2 3 4 5
III Тема: «Поведение в транспорте». Режиссерская игра «Мы едем, едем, едем...» 12.11 ческой игры «Слушаем улицу»; формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины».
Социально-коммуникативное развитие: учить правилам поведения в транспорте во время игры-имитации «Мы в автобусе».
Познавательное развитие: рассказывать о строении человека; давать представление о сходствах и различиях между строением туловища животного и тела человека и умеет использовать конструктивные свойства строительных деталей во время конструирования гаража; знает и называет части тела и внутренние органычеловека
Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге.
Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте IV Тема: «Строение человека» 19.11 Дать представление о строении человеческого тела (позвоночник, органы дыхания, пищеварение, кровообращение)
I Тема: «Уроки Айболита» 26.11 Речевое развитие: учить составлять небольшой рассказ и обмениваться мнениями на тему «К нам едет „скорая”»; прочитать сказку Владеет умением правильно держать ножницы и правильно ими пользоваться во время выполнения аппликации; умеет самостоя-
Ввести понятия: «вирусы, микробы».
Рассказать, как предупредить болезни и что нужно делать, если заболел.
Закрепить знания о пользе витаминов и закаливания
1 2 3 4 5
II Тема: «Помощники на дороге» 03.12 К. Чуковского «Айболит», выучить отрывки; прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Дорожная песня».
Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Автобус на нашей улице»; учить выполнять движения, соответствующие характеру музыки в музыкальной игре-имитации «Я машина»
тельно выполнятьпод музыку движения с предметами; умеет самостоятельно или с помощью педагога инсценировать небольшое стихотворение
Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».
Закреплять знания о работе светофора III Тема: «Правила поведения» (дидактическая игра) 10.12 Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями IV Тема: «Пешеходы и водители». Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» 17.12 Формировать знания о труде водителей.
Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения I Тема: «Осторожно: зимняя дорога». Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период 24.12 Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «По дороге с мамой» и аппликацию «Отгадай, вырежи и наклей грузовик».
Речевое развитие: рассуждать и обмениваться мнением на тему «Как правильно себя вести зимой на озере,реке»; проводить игры Владеет умением передавать в рисунке несложный сюжет путем создания отчетливых форм; умеет аккуратно наклеивать части предмета; владеет навыком образования новых слов с помощью приставки, суффикса; умеет называть признаки иколичество предметов
Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во времягололеда.
Дать представления об особенностях передвижения машинпо зимней дороге II Тема: «На реке зимой» 31.12 Рассказать об особенностях состояния водоемов зимой.
Знакомить с правилами безопасного поведения у водоема зимой.
Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций 1 2 3 4 5
III Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Расположи правильно дорожные знаки» 14.01 по словообразованию(словарик ПДД); прочитать стихотворениеА. Дороховой «Зеленый, желтый, красный».
Социально-коммуникативное развитие: формировать навык ролевого соподчинения и умение вести диалоги в спектакле пальчикового театра «Светофор», «В гостях у Светофорика».
Познавательное развитие: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге; учить посыпать дорожки песком во время гололеда во время наблюдения за движением машин; проявляет интерес к участию спектакле и умеет предлагать новые роли, обогащатьсюжет
Расширять знания о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход» и «Осторожно: дети!»
Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности».
Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним IV Тема: «Осторожно, гололед!» 21.01 Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололеда.
Учить оказывать первую помощь человеку, который поскользнулся и упал I Тема: «Я грамотный пешеход». Игра «Мы переходим улицу» 28.01 Художественно-эстетическое развитие: выполнить аппликацию «Колеса для машины».
Речевое развитие: побудить детей к высказываниям на тему «Если я Умеет планировать и согласовывать с окружающими свои действия во время подготовки и проведения подвижных и сюжетно-ролевых игр; умеет ориен-
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге.
Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.
Закреплять знания о работе светофора 1 2 3 4 5
II Тема: «Домик у дороги» 04.02 потерялся» и всем вместе придумать небольшой сюжет для игры; прочитать и выучить стихотворение Т. Александровой «Светофорчик».
Физическое развитие: провести игры на тему «Что такое перекресток» тироваться в пространстве и проявлять интерес к участию в играх и к выполнению физических упражнений
Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности.
Расширять представления о назначении дорожных знаков III Тема: «Водители и пешеходы». Сюжетно-ролевая игра «Шофер» 11.02 Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве.
Закреплять умение наблюдать за движением машин по зимнейдороге.
Учить использовать свои знания правил дорожного движенияна практике IV Тема: «Если ты потерялся на улице» 18.02 Объяснить детям порядок действий в том случае, если они потерялись.
Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города I Тема: «Осторожно: перекресток». Игра «Кто самый грамотный пешеход» 25.02
Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «Дорога и тротуар» или аппликацию «Мой любимый вид транспорта».
Речевое развитие:прочитать и пересказать стихотворениеВ. Головко «Правила Умеет с помощью ножниц вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника; владеет навыком составления развернутых предложений при ответе на вопрос; умеет интонационно выделять речь персонажей в театрализован-
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре.
Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком.
Знакомить с перекрестком.
Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке 1 2 3 4 5
II Тема: «Виды транспорта». Игра «Выставка машин» 04.03 движения»; обсуждать тему «Как машинылюдям помогают?» и учить давать полный ответ на поставленный вопрос.
Социально-коммуникативное развитие: режиссерская игра «Приключения Светофорика на перекрестке» ной игре и выступать в роли ведущего
Развивать умение наблюдать за движением транспорта по проезжей части улицы.
Закрепить знание о том, что движение на дороге может быть односторонним и двухсторонним III Тема: «Кто самый лучший пешеход?» (игра) 11.03 Расширять знания о назначении дорожных знаков IV Тема: «Мой микрорайон» 18.03 Учить ориентироваться на макете микрорайона и «островка безопасности».
Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике I Тема: «Бездомные животные» 25.03 Социально-коммуникативное развитие: провести сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители»на транспортной площадке.
Художественно-эстетическое развитие: подготовить и провести развлечение «На лесном перекрестке», «Дети в лесу»; конструиро- Владеет умением самостоятельно организовывать театрализованные игры со сверстниками и обустраивать для игры место, используя реквизит; умеет учить и запоминать тексты песен и узнавать песни только по мелодии; владеет навыком самостоятельного составления рассказа по картинке
Рассказать детям о бездомных животных.
Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними.
Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретных ситуаций.
Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду II Тема: «Наши помощники». Дидактическая игра «Говорящие дорожные знаки» 01.04 Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду.
Закреплять представления о назначении дорожных знаков
1 2 3 4 5
III Тема: «Как вести себя в лесу» 08.04 вание на тему «Моя родная улица».
Речевое развитие: обсуждать и обмениваться мнениями на тему «Как правильно кататься на велосипеде»; прочитать стихотворение В. Кожевникова «Светофор».
Физическое развитие: рассказать о ядовитых грибах и ягодах и о том, какой они наносят вред для здоровья человека Формировать навыки безопасного поведения в лесу.
Объяснить причины возникновения лесного пожара IV Тема: «Опасные растения» 15.04 Ввести понятие «опасные растения».
Знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами.
Закреплять навыки безопасного поведения в лесу I Тема: «Пешеход на дороге». Дидактическая игра «Собери светофор» 22.04 Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад»; организовать выставку «Светофор своими руками».
Познавательное развитие: организовать экскурсию по улицемикрорайона.
Физическое развитие: организовать подвиж- Знает и умеет применять на практике правила безопасного по-ведения на улице во время экскурсии; умеет определять цвет,размер и назначение зданий и предметовна улице; умеет двигаться в нужном направлении по сигналу; умеет самостоятельно
Закреплять знание правил безопасного поведения на улицах города.
Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.
Закреплять правила катания на велосипеде.
Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов II Тема: «Дорога домой. Препятствия и опасности».
Дидактическая игра «Прогулка по улицам микрорайона» 29.04
Развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города.
1 2 3 4 5
Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона ные игры на транспортной площадке.
Речевое развитие: обсудить тему «Мы на улице», поощрять высказывания детей; прочитать и пересказать стихотворение А. Усачева «Футбольный мяч».
Социально-коммуникативное развитие: организовать сюжетные и дидактические игры с макетами микрорайона пользоваться физкультурным оборудованием
III Тема: «Как я знаю правила дорожного движения» 06.05
13.05 Совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях IV Тема: «Мое поведение на улице». Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы» 20.05
27.05 Закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке